Презентация к уроку (5 класс) по теме: Л. Толстой "Кавказский пленник" Урок литературы в 5 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Уроки 1-2 (д/з: гл.1-3 читать, пересказ: Жилин и Костылин в плену) ЖИЛИН И КОСТЫЛИН Цели уроков 1-2: 1. учиться составлять.
Advertisements

Урок литературы в 5 классе (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»). Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 115 г.
Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник. Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной.
Урок литературы в 5 классе. Толстой Лев Николаевич ( ) «По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте этот рассказ.
Литература. 5 класс Тринадцатое января. Классная работа.
Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Жилин Костылин Решительный, находчивый Смирный, слабый. Прощает, жилится, спасается. Предает, смиряется, трусит. Есть в нём молодецкая жила. Насилу докостылял.
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери стике героев ( Урок по литературе для 5 класса ) Автор – Судакова С. Р.
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
Скачано с сайта Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, 2013 Титульный.
Материалы к урокам литературы в 5- ом классе 1.Создание рассказа.Создание рассказа. 2.Анализ содержания I-й и II-й глав рассказа.Анализ содержания I-й.
Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог»
Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Подготовка к сочинению Учитель русского языка и литературы Лысенко Л.Т. МБОУ.
Тест по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Учителя русского языка и литературы Шайхлисламовой А.Г.
Разные судьбы в рассказе-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» «Вот «Кавказский пленник»- Жилин и Костылин – вот это я люблю,- сказал Л.Н.Толстой».
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Лингвистический анализ художественного текста.
Транксрипт:

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ Цели урока: 1. проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; 2. понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей. Лихо помнится, а добро век не забудется. Пословица

Проверка домашнего задания «Жилин готовится к побегу» План: Знакомство с жизнью татарского аула. Знакомство с жизнью татарского аула. Работа над подкопом. Работа над подкопом. Поиски дороги. Поиски дороги. Путь побега - только на Север. Путь побега - только на Север. Внезапное возвращение татар. Внезапное возвращение татар. Побег. Побег.

V глава Читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он: узнал местность, узнал местность, подготовил лаз под стеной, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, прикормил собаку, запасся лепешками. запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Подготовка побега знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Тихо полез в дыру, выбрался; «...Жилин чуть свистнул, кинул лепешки кусок, -Уляшин узнал... и перестал брехать»; снял сапоги, пошел босиком; Торопится, т. к. сбился с пути и забрал вправо «... шикнет, шикнет..., а сам все идет» Затопало в лесу. Спокойно пригляделся, свистнул, посмеялся

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Оба устали, а идти надо «Рассердился... обругал его. - Так я же один уйду». Спрятались от конного Татарина Молчит, старается помочь соратнику встать на ноги «Посадил на себя Костылина, поволок» «Нет, не пойду: не годится товарища бросать»

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел....Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки» Тоже сбросил сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови» Тоже сбросил сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови»

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «...все отстает и охает» «Так и упал со страху» «Как хочешь, а я не дойду...» Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих «Иди один, за что тебе... из-за меня пропадать»

Почему же все-таки побег не удался? Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? От каких слов образованы фамилии героев? Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Костыль - палка для хромых, безногих. Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про ст Оящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Часто говорили про ст Оящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку. Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.

Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?) В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

Дина Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей? Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей? Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины? Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?

Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху шест длинный в тот край ямы втыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх, звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» а сама руками у лица все машет, что «тише, мол».

Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного? Нет друга - ищи, а нашел - береги. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Друга на деньги не купишь. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Иноходец в пути не товарищ. Иноходец в пути не товарищ. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. Береги честь смолоду, а кафтан снову. Береги честь смолоду, а кафтан снову. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Распутья бояться, так и в путь не ходить. Распутья бояться, так и в путь не ходить.

«Кавказский пленник» - любимый рассказ Л. Н. Толстого. Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Подготовка к написанию сочинения. Темы: 1. Друзья и враги главного героя. 2. Жилин и Костылин: разные судьбы. Подумайте и выберите тему сочинения. Подумайте и выберите тему сочинения. Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему? Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему? Сочинение состоит из вступительной части, в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения, где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном. Сочинение состоит из вступительной части, в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения, где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном. Что такое «рассуждение». Что такое «рассуждение».

Домашнее задание Написать сочинение. Написать сочинение.

Библиография Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я. «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я. plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html kazskij_plennik_quot/ kazskij_plennik_quot/ kazskij_plennik_quot/ kazskij_plennik_quot/ htm htm