Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Advertisements

Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Дислексия и нарушения устной речи Выполнила студентка 442 гр. …
Дети с нарушениями речевого развития это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Учитель-логопед Климченко С.Р.. Не плакать, не смеяться, а понимать.
фонетико - фонематический лексико - грамматический связная речь.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Особенности коррекционной работы.. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная.
Развитие речи ребенка третьего года жизни Иванова Л. А., учитель-дефектолог МОУ «РПМПК»
Технология коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников в условиях специализированного психологического центра.
Транксрипт:

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Для умственно отсталых детей характерным является: позднее развитие речи, отдельные слова появляются в 2-3 года, фразовой речью дети начинают овладевать лишь после 4-5 лет.

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок : долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими, в связи с чем недостаточно точно и четко воспринимает чужую речь.

Для того чтобы ребенок умел воспроизводить сложный комплекс артикуляторных движений, необходимо нормальное развитие речевой моторики. Развитие как общей, так и речевой моторики у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно.

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у умственно отсталых детей с большим трудом формируются языковые обобщения, замедленно усваиваются закономерности языка.

Л.Г.Парамонова выделяет несколько причин большой распространенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей. Первая причина - Первая причина - общее недоразвитие познавательной деятельности оказывает свое отрицательное влияние на ов­ладение звуковым составом речи.

- большое количество нарушений звукопроизношения определяется недоразвитием фонематического восприятия, процесса дифференциации, различения фонем. Вторая причина

- -недоразвитие как общей, так и речевой моторики. Формирование правильного произношения звуков речи невозможно без достаточного развития тонких, координированных, точных движений речевого аппарата, а у большой части умственно отсталых детей встречаются значительные нарушения общей и речевой моторики: параличи, парезы, гиперкинезы и т.п. Третья причина

- аномалии в строении артикуляторного аппарата. Четвертая причина

У детей-олигофренов имеется недоразвитие и лексико-грамматического строя речи. Наблюдается большая разница между объемом пассивного и активного словаря - активный словарь гораздо меньше по объему.

многие номинативные слова употребляются в активном словаре неточно. отмечается неточность употребления самых простых слов, отсутствие дифференциации в обозначении сходных предметов. пальто, шубу, плащ некоторые дети называют словом пальто.

В речи умственно отсталых наблюдаются вербальные замены. В основном дети заменяют слова, близкие семантически, обозначающие предметы одной группы. При этом названия нескольких сходных предметов заменяются одним наиболее употребительным словом. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения самих предметов.

У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда, овощи, фрукты). Дети неправильно обозначают детенышей животных (ще­нок - "собачоночек", "собачонок", "шененок"; жеребенок - "лошаденок"). используют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета, цвета (красный, синий, зеле­ный), величины предметов (большой - маленький), вкус (сладкий - горький).

Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в большом количестве аграмматизмов, трудности выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

У умственно отсталых детей младшего школьного возраста наблюдаются нарушения в синтаксических структурах предложений, недостаточно развиты морфологические обобщения, процессы словоизменения и словообразования.

усвоение падежей умственно отсталыми детьми осуществляется в основном в той же последовательности, что и у детей с нормальным интеллектом, но в значительно поздние сроки.

Падежные окончания множественного числа усваиваются труднее, чем падежные окончания единственного числа. Долгое время неусвоенными оказываются типы склонений. В некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа множе­ственного числа различных склонений ("много рыбаков", по аналогии с много домов). Особенно трудным для умственно отсталых детей является усвоение согласования прилагательного с существительным среднего рода

Несформированность функции словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных. В основном дети пользуются суффиксальным способом сло­ вообразования, но количество суффиксов, использующихся для словообразования, невелико (-ик, -очек, -чик, -онок, -ёнок, -ок, -ят-, -к-).

Наиболее характерными для младших школьников являются простые нераспространенные предложения. Встречающиеся распространенные предложения включают чаще всего только прямое дополнение (Мальчик везет санки), иногда обстоятельства места (Дети идут в школу).

В связной речи В связной речи умственно отсталых детей часто встречаются назывные, а также неполные предложения. В предложениях отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, либо и подлежащее и сказуемое.

недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи у разных категорий умственно отсталых детей различно. у некоторых детей это недоразвитие носит менее выраженный характер. У них не нарушена произносительная сторона устной речи, не отмечаются выраженные и стойкие аграмматизмы. Однако с точки зрения семантики и лексико-грамматического оформления их речь все же отличается от речи детей с нормальным интеллектом прежде всего примитивностью, недоразвитием сложных семантических и грамматических уровней формирования речи. Таким образом, в этом случае общая картина недоразвития устной речи обусловлена в основном умственной отсталостью, недоразвитием аналитико-синтетической деятельности.

Речевые нарушения у умственно отсталых детей очень разнообразны по своим проявлениям. Симптоматика Симптоматика речевой патологии определяется как степенью умственной отсталости, так и наличием локальной патологии речевых систем, нарушением деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов.

В связи с этим многие авторы выделяют две основные группы умственно отсталых детей: 1) 1)умственно отсталые дети с недоразвитием речи; 2) 2) умственно отсталые дети с атипичной олигофренией, осложненной речевыми нарушениями. У второй группы умственно отсталых детей, кроме общего недоразвития речи, связанного с умственной отсталостью, имеется и специфическая речевая патология (дизартрия, ринолалия, алалия и т.д.).

Умственное действие в процессе своего формирования проходит ряд этапов. На первом этапе оно осуществляется с опорой на внешние средства, отмечается "материализация действия". Умственное действие здесь выступает в форме развернутого внешнего действия, внешнее действие является максимально развернутым по составу операций.

На втором этапе умственное действие осуществляется с опорой на устную речь. Развернутая практическая деятельность постепенно сокращается. На этом этапе ребенок производит счетные операции устно, без опоры на внешние действия с предметами.

на третьем этапе действие еще более сокращается, т.е. выполняется на другом уровне, во внутреннем, умственном плане. Здесь происходит интериоризация действия, превращение его во внутреннее, умственное. Ребенок осуществляет счетные операции в уме, про себя.

Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие (бедность словаря, дефектное произношение, неточное, малодифференцированное слуховое восприятие звуков речи, низкий уровень фонематического развития, несовершенство лексико-грамматического строя), психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении навыком чтения.