1 © Н.Н. Карпова IX международный научно-практический семинар РАБО « Барьеры для инновационного развития: Бизнес-Наука-Образование» « » «Новая реальность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Advertisements

Пешина Э.В. проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ОПЫТ УЧЕТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОСТИ.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Экономический рост и развитие. Экономический рост – это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Современное образование: новый формат развития в условиях модернизации России Логвинова И.М.
1 О развитии Президентской Программы подготовки управленческих кадров Директор Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Г.Ч.
Профессиональные кадры Бизнес в 68 регионах России и 40 отраслевых союзах Частные инвестиции Производственные мощности Деловая Россия ДЕЛОВАЯ РОССИЯ КОНСОЛИДИРУЕТ:
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Транксрипт:

1 © Н.Н. Карпова IX международный научно-практический семинар РАБО « Барьеры для инновационного развития: Бизнес-Наука-Образование» « » «Новая реальность российской экономики: инновации, санкции, образование» © Карпова Наталья Николаевна д.э.н., профессор, ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ 28 февраля – 07 марта 2015 года

2 © Н.Н. Карпова ** Использованы материалы Аганбегян а А. Г. «Антикризисные меры Правительства Российской Федерации на 2015 год», научный семинар РАНХиГС, г. Основные экономические и социальные показатели кризисного 2009 года в России** (Прирост в % к предыдущему году) Основные экономические и социальные показатели кризисного 2009 года в России** (Прирост в % к предыдущему году)

3 © Н.Н. Карпова Валютные потери России от современного кризиса и его последствий Валютные потери России от современного кризиса и его последствий

4 © Н.Н. Карпова Основные экономические и социальные показатели развития России в гг. Основные экономические и социальные показатели развития России в гг.

5 © Н.Н. Карпова Темпы прироста ВВП в крупнейших странах (в %) Темпы прироста ВВП в крупнейших странах (в %)

6 © Н.Н. Карпова Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2015 год Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2015 год

7 © Н.Н. Карпова Прирост валового внутреннего продукта России (в % к соответствующему году)

8 © Н.Н. Карпова Отток капитала из России (млрд. долл.)

9 © Н.Н. Карпова Внешний долг России (по данным ЦБ России)(на начало года) (млрд. долл. США) Внешний долг России (по данным ЦБ России)(на начало года) (млрд. долл. США)

10 © Н.Н. Карпова Сравнение основных экономических и социальных показателей стран G-7 (принят их обобщённый показатель) и России в 2012 г. Сравнение основных экономических и социальных показателей стран G-7 (принят их обобщённый показатель) и России в 2012 г.

11 © Н.Н. Карпова Основные аспекты определения понятия «модернизация» В международной практике модернизация рассматривается как процесс замены традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность - разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно- экономических отношений. В отечественной экономике феномен модернизации трактуется, как: 1)Преодоление технологической зависимости; 2)Включение России в мирохозяйственные связи и использование научно-технических достижений партнеров и соперников; 3)Создание возможностей широкого использования новейших технологий, в первую очередь информационных технологий.

12 © Н.Н. Карпова Современная модернизация Модернизация - это создание современной социально- экономической системы, предполагающей индивидуализацию трудовых усилий, повышение роли творческого начала в производственной деятельности и, самое главное, формирование и правовое обеспечение факторов роста, таких как: конкуренция, частная собственность, производственный и финансовый бизнес, обеспечивающих развитие экономики без государственного принуждения.

13 © Н.Н. Карпова Модернизация – техническое обновление Средний срок службы машин и оборудования: Средний срок службы машин и оборудования: Россия 1990 г. – лет Россия 1998 г. – 20 лет Россия 2008 г. – 15 лет Россия 2013 г. – 13 лет Западная Европа – 8 лет Техническое обновление позволит за 15 лет: Поднять производительность труда – в 2,5 раза Сократить энергоёмкость ВВП – в 2 раза Снизить материалоёмкость ВВП – в 1,5 раза

14 © Н.Н. Карпова Модернизация – структурная перестройка народного хозяйства Направления структурной перестройки (диверсификации) за 15 лет: – Сокращение доли топливных и сырьевых отраслей, а также полуфабрикатов и материалов к общему объёму ВВП – в 2 раза, с 40 до 20%; – Увеличение доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью к общему объёму ВВП – с 60 до 80%; – Повышение выхода конечной продукции: - на тонну добываемой нефти и газа – в 2,5 раза - на тонну выплавляемого металла – в 2 раза - на кубометр заготавливаемой древесины – в 3 раза; – Рост удельного веса экономики знаний (науки, образования, информационных технологий, биотехнологий и здравоохранения) в ВВП с 15 до 35%, в том числе: - науки – с 1 до 3% - образования – с 4 до 8% - здравоохранения и биотехнологий – с 5 до 10% - информационных технологий – с 5 до 15%;

15 © Н.Н. Карпова Модернизация – структурная перестройка народного хозяйства (продолжение) В структуре экспорта: – Сократить долю топлива, сырья и материалов – с 85 до 40%; – Повысить долю готовой продукции и услуг – с 15 до 60%; – Увеличить долю инновационной и высокотехнологической продукции – с 2 до 15%.

16 © Н.Н. Карпова Сравнение показателей экономики знаний в странах G-7 (обобщённые данные) и России Сравнение показателей экономики знаний в странах G-7 (обобщённые данные) и России

17 © Н.Н. Карпова Технологическое обновление материально-технической базы страны – дополнительно 2 трлн. руб. инвестиций в год. Перестройка структуры промышленности и экспорта потребует дополнительно до 2 трлн. руб. инвестиций в год. Для удвоения жилищного строительства до 2020 года с соответствующим коммунальным и социально-бытовым строительством потребуется дополнительно до 1,5 трлн. руб. инвестиций в год. Для удвоения инвестиций в транспортную инфраструктуру ежегодно дополнительно потребуется до 2 трлн. руб. инвестиций. В развитие экономики знаний ежегодно дополнительно потребуется 1,0 трлн. руб. инвестиций. ВСЕГО: Дополнительная потребность 8,5 трлн. руб. инвестиций в год (при условиях 2013 г.). Чтобы нарастить столь значительный объём инвестиций – нужно 5-6 лет, т.е. до 2020 года. Инвестиции в народное хозяйство

18 © Н.Н. Карпова Баланс и норма инвестиций В 2013 году инвестиции в основной капитал России составили 13,2 трлн. руб. Норма инвестиций (их доля в ВВП, равном около 67 трлн. руб.) составила 20%. С учётом ежегодного увеличения инвестиций на 8,5 трлн. руб., их общий объём достигнет около 21 трлн. руб. или 33% ВВП.

19 © Н.Н. Карпова Возможные темпы прироста ВВП в перспективе При норме инвестиций 20-21% до 3% в год (опыт развитых стран). При норме инвестиций 30-35% до 5-6% в год (опыт развивающихся стран). При 5-6% прироста ВВП в год после посткризисного восстановления экономики –Россия через несколько лет превзойдёт Германию по размеру ВВП и выйдет на 5-ое место в мире после США, Китая, Японии и Индии. При 5-6% прироста ВВП в год после посткризисного восстановления экономики – Россия через несколько лет превзойдёт Германию по размеру ВВП и выйдет на 5-ое место в мире после США, Китая, Японии и Индии.

20 © Н.Н. Карпова Уровень экономического развития в России в сравнении с развитыми и самыми развитыми странами G-7 (Валовый внутренний продукт на душу населения в тыс. долларов по паритету покупательной способности) Прирост ВВП на душу населения принят по развитым и наиболее развитым странам G-7 в размере 2-2,5%, а по России – 5-6% в среднем в год.

21 © Н.Н. Карпова Место России в международных рейтингах среди 146 стран мира

22 © Н.Н. Карпова Инновационная активность российских предприятий Показатели инновационной активности Имело ли предприятие в течение последних трех лет завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения. Какие именно инновации завершены (по каждому типу инноваций предприятие отчитывается отдельно): технологические, продуктовые, процессные, маркетинговые или организационные.

23 © Н.Н. Карпова Определение степени новизны созданной технологии Новыми технологиями для России считаются технологии, не имеющие отечественных аналогов. Принципиально новыми признаются технологии, не имеющие аналогов (отечественных и зарубежных), созданные впервые, обладающие качественно новыми характеристиками, отвечающими требованиям современного уровня или превосходящими его. Новые технологии базируются на крупных пионерных или высоко результативных изобретениях. Данные определения можно использовать в качестве критерия,определяющего новизну проводимых изменений в конкретном инновационном проекте.

24 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Цель: стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

25 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Принципы реализации стратегии: концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»; тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации; прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов; ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты; стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.

26 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Этапы реализации стратегии I этап ( ) – Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям. II этап ( ) – Повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки

27 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Ключевая задача инновационного развития – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. «Инновационный человек» – более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.

28 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Ключевые компетенции инновационного сообщества : способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде; широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.

29 © Н.Н. Карпова Стратегия инновационного развития Российской Федерации Модернизация государственной политики в области образования Система образования на всех своих этапах, начиная с дошкольного, должна и в части содержания, и в части методов и технологий обучения/преподавания быть ориентирована на формирование и развитие названных выше навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Одна из важнейших задач в этой сфере - формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев. При этом высшее образование в перспективе должно быть интегрировано с научной деятельностью. Ключевой задачей в сфере образования станет развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения.

30 © Н.Н. Карпова Инновационный характер образования Целевые индикаторы реализации поставленных задач Наименование индикатора Охват образованием населения в возрасте 5-14 лет, % 94 (2008) Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования, в % к среднероссийской заработной плате 65,5 (2008) Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в % от числа опрошенных в возрасте лет 24,8 (2008) 4055

31 © Н.Н. Карпова Финансовое обеспечение Стратегии Финансовые параметры реализации стратегии Направление Общие объемы финансирования Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП 1,32 (оценка) 1,4-1,62,4 Государственные расходы исследования на исследования и разработки гражданского назначения, в % к ВВП 0,88 (оценка) 0,91,1 Внутренние затраты на образование 4,8*5,5-5,76,5-7,0 Государственные расходы на образование, в % к ВВП 4,0*5,5-6

32 © Н.Н. Карпова Государственные расходы на образование в странах мира

33 © Н.Н. Карпова Международные организации в сфере устойчивого развития Всемирный Банк. Включил понятие «устойчивость развития» в сферу своих интересов и определил устойчивое развитие как Комиссия «Хартии Земли», ЮНЕСКО. процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы включают не только традиционный физический капитал, но так же природный и человеческий капитал

34 © Н.Н. Карпова Задачи в области образования 1. Соответствие национальных законов и иных нормативных актов международным правилам. 2. Облегчить рост экспорта качественного российского образования в другие страны. 3. Создать препятствия для распространения в России некачественного зарубежного образования. 4. Создать условия для обеспечения роста платежеспособного спроса населения и работодателей на образовательные услуги. 5. Стимулирование благотворительной деятельности. 6. Расширение масштабов программно-целевого финансирования конкретных образовательных программ, адресной грантовой и социальной поддержки учащихся и студентов.

35 © Н.Н. Карпова Виды санкций -Торговые; -Финансовые; -Затрагивающие передвижение персон; -Относящиеся к сфере науки, спорта, культуры; -Процессуальные; -Дипломатические. Данные санкции являются международными только в случае: -решения Совета Безопасности ООН; -решения Международного суда в г.Гаага

36 © Н.Н. Карпова Глобальный инновационный индекс - GII п/п СШАИсландия Швейцария 2 Германия Швеция Великобритания 3 Швеция ГонконгСингапур Великобритания Швеция 4 Великобритани я Швейцария ГонконгФинляндия НидерландыФинляндия 5 Сингапур Дания Финляндия ВеликобританияСШАНидерланды 6 Юж. Корея ФинляндияДания НидерландыФинляндияСША 7 Швейцария СингапурСШАДания ГонконгСингапур 8 Германия НидерландыКанада ГонконгСингапур Дания 9 Япония Новая Зеландия НидерландыИрландия ГерманияЛюксембург 10 Нидерланды Норвегия Великобритания СШАИрландия Гонконг … 68. Россия … 64. Россия … 56. Россия … 51. Россия … 62. Россия … 49. Россия … Общее число стран

37 © Н.Н. Карпова Благодарю за внимание ! 8 (495) (903) (903)