Как обеспечить успех ГЧП в России Результаты обзора, проведенного компанией «Эрнст энд Янг»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зейналов А.А.1 Магистерская диссертация Зейналов Александр Алиевич «Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении.
Advertisements

Модельный проект программы повышения квалификации «Государственно-частное партнерство» К.И. Кобышев М.С. Кобышева М.В. Иванов Общая продолжительность –
О системе государственно - частного партнёрства в Великобритании.
Российские модели проектов ГЧП. Системные проблемы и пути их решения СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
ПОРЯДОК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Февраль 2014.
Концессия как инструмент развития инфраструктуры в условиях ограниченного бюджетного финансирования Быханов М.Г. Директор по инвестициям в инфраструктурные.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные ( межрегиональные ), отраслевые (
ИНВЕСТИЦИИ в комплексное развитие регионов на базе территориально-производственных КЛАСТЕРОВ.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Эффективное региональное инвестиционное законодательство как наиболее действенный способ нормализации инвестиционного климата в регионе Чухланцев Дмитрий.
11 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Внешэкономбанком. Перспективные направления Алексей Мухадинович Эскиндаров ,
Привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ) и совершенствование институционально- правовых условий.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Транксрипт:

Как обеспечить успех ГЧП в России Результаты обзора, проведенного компанией «Эрнст энд Янг»

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 2 Что мы сделали? Провели опрос через Интернет Узнали мнение участников российского рынка ГЧП о: Возможностях и преимуществах применения механизма ГЧП в России Правовых, финансовых и коммерческих вопросах, связанных с осуществлением проектов ГЧП Основных проблемах и препятствиях Задали вопросы, которые предполагали выбор ответа из списка, а также вопросы с возможностью ответа в свободной форме Уделили особое внимание мнениям, высказанным по существу вопроса (напр., как правильно применять механизм ГЧП в России) Мы благодарим всех респондентов за участие в нашем исследовании

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 3 Преимущества ГЧП (1/2) Основные преимущества ГЧП, отмеченные участниками: Преодоление проблем, связанных с недостатком бюджетных средств Использование опыта частных инвесторов для осуществления технических инноваций Повышение качества оказываемых населению услуг Примечательно, что представители иностранных организаций выделяют следующие преимущества: Экономия бюджетных средств (снижение затрат) Использование опыта частных инвесторов в области управления проектами И менее склонны брать на себя ответственность за риски Мнение об основных преимуществах применения механизмов ГЧП в России

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 4 Преимущества ГЧП (2/2) Представители государственного и частного секторов, а также российских и иностранных компаний по-разному оценивают возможности ГЧП в области снижения затрат Для представителей органов власти большее значение имеют привлечение финансирования и перераспределение рисков частному партнеру, чем снижение затрат жизненного цикла Представители частных инвесторов и финансовых организаций, в особенности иностранных, напротив, считают, что применение ГЧП позволяет достичь экономии бюджетных средств Таким образом, представители частного сектора рассматривают эффективность ГЧП как более широкое понятие, чем представители государственных органов – оценивая ее на основе критериев «цена-качество» Примечательно, что представители частного сектора гораздо меньше расположены к принятию на себя рисков, чем этого ожидает от них государство Является ли основным преимуществом ГЧП преодоление проблем, связанных с недостатком бюджетных средств? Является ли основным преимуществом ГЧП экономия бюджетных средств? Является ли основным преимуществом ГЧП передача ответственности за возникающие риски частному сектору?

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 5 Отраслевые перспективы для ГЧП Наиболее перспективные отрасли – транспортная и коммунальная инфраструктура Наименее перспективная отрасль – российская электроэнергетика Представители российских органов власти в отличие от других участников рынка гораздо оптимистичнее рассматривают перспективы применения ГЧП в области социальной инфраструктуры Существует потребность в обновлении и развитии социальной инфраструктуры Отсутствуют проработанные схемы применения ГЧП В целом, участники опроса согласились, что региональным властям нужны скорее привычные типовые проекты, чем сложные проекты, основанные на высоких технологиях Оценка перспективности применения ГЧП в социальной инфраструктуре РФ 54% 19%

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 6 Основные препятствия на пути применения ГЧП Все участники опроса единодушны во мнении по поводу того, что: Федеральное законодательство в отношении ГЧП не соответствует современным требованиям Отмечается низкое качество подготовки проектов ГЧП Государственные органы в недостаточной степени способны и готовы реализовывать проекты ГЧП на практике Представители государственных органов признают отсутствие единой государственной политики в области ГЧП, а также неразвитость государственных институтов и их неготовность к реализации таких проектов Представителей институтов развития больше других беспокоят малое количество востребованных, глубоко проработанных проектов ГЧП, и, как следствие, низкий уровень конкуренции на рынке

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 7 Нормативно-правовая база (1/2) По мнению 75% опрошенных, необходимо существенное изменение российского законодательства для обеспечения его соответствия современным потребностям проектов ГЧП Список предлагаемых изменений весьма обширен. Ключевые аспекты: Доработка федерального закона 115-ФЗ о концессионных соглашениях Увеличение количества возможных видов ГЧП, установленных федеральным законодательством Поправки в Бюджетный кодекс Поправки в Налоговый кодекс Поправки в Земельный кодекс Внесение изменений в порядок тарифообразования и обеспечение возможности фиксации тарифов Разработка специализированного отраслевого законодательства о ГЧП Нормативно-правовое обеспечение возможности ускорения инициации и подготовки проектов ГЧП Предоставление региональным властям более широких полномочий, позволяющих самостоятельно регулировать процесс реализации проектов ГЧП Внедрение механизмов использования средств Инфраструктурного фонда РФ на реализацию региональных проектов на основе регионального законодательства о ГЧП Предоставление федеральных гарантий по защите региональных проектов ГЧП от дискриминационных изменений федерального законодательства

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 8 Нормативно-правовая база (2/2) Ни один из респондентов не считает, что в России обеспечена адекватная защита прав инвесторов и кредиторов при осуществлении проектов ГЧП Представители иностранных организаций настроены более пессимистично Представители финансовых организаций указали, что в целях улучшения инвестиционного климата необходимо продемонстрировать наличие правоприменительной практики в области проведения проектов ГЧП, в частности, вынесение судебных решений в пользу частных инвесторов 56 % 38 % 44 % 62 % Иностранные организации Российские организации

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 9 Качество подготовки проектов Участники исследования сходятся во мнении о том, что качество подготовки российских проектов ГЧП в целом остается низким Также респонденты единодушны в том, что для повышения качества и передачи опыта наиболее важно привлечение опытных консультантов Как Вы оцениваете качество подготовки российских проектов ГЧП, с которыми Вы сталкивались? (приведена средняя оценка респондентов по шкале от 0 до 3, где 0 - крайне низкое качество, 3 - высокое качество)

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 10 Государственная Политика в области ГЧП Лишь 8% опрошенных представителей государственных органов (и ни один из представителей других групп) указали, что они полностью понимают и поддерживают существующую государственную политику в области ГЧП Наиболее низкую оценку существующая политика получила у представителей кредитных организаций и частных инвесторов Вот мнения некоторых участников опроса: «Государству необходимо определить приоритеты», представитель иностранного частного инвестора. «Действия федеральных министерств по развитию механизмов ГЧП не скоординированы между собой; не определен орган государственной власти, уполномоченный на формирование политики в области ГЧП», представитель института развития Каково Ваше мнение о существующей политике государства в области ГЧП

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 11 Вопросы финансирования (1/2) Наблюдаются значительные различия точек зрения представителей государственного и частного секторов в отношении оптимального размера пилотного регионального проекта и приемлемой доходности долевого капитала в проектах ГЧП Сотрудники банков полностью разошлись с представителями государственных органов во мнениях в отношении приемлемой доходности долевого капитала в текущих условиях. Органы власти считают 20% годовых в рублях верхним допустимым пределом, кредитные учреждения наоборот, нижним Банки/ кредитные организации (в отношении суммы в 2 млрд. рублей) Частные инвесторы Государственн ые органы (60% респондентов – до 1 млрд. рублей) Институты развития Оптимальный размер и доходность пилотных проектов ГЧП в России

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 12 Вопросы финансирования (2/2) При оценке возможных способов увеличения доступности финансирования (bankability) представители государственного и негосударственного секторов также высказывают различающиеся точки зрения Представители негосударственного сектора рынка инфраструктуры считают необходимым предоставление государственных гарантий возврата на инвестиции Представители власти полагают, что залогом успешного привлечения капитала являются развитие практики ГЧП, накопление опыта, повышение степени проработанности проектов и, как следствие, усиление конкуренции среди инвесторов Представители институтов развития разделяют обе точки зрения, считая указанные группы мер одинаково важными Респондентов из негосударственного сектора волнует низкая кредитоспособность регионов РФ. Инвестиционное сообщество ожидает более существенной федеральной поддержки в ходе реализации региональных инфраструктурных проектов Оценка мер по увеличению доступности финансирования (представлена как общая, так и относительная оценка по группам респондентов)

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 13 Распределение рисков (1/3) Ключевую роль в плане доступности финансирования играет сбалансированное распределение рисков между частным и государственным секторами На российском рынке пока отсутствует консенсус между участниками в отношении оптимального распределения ключевых коммерческих и финансовых рисков в проектах ГЧП В целом ожидания государства существенно выше возможностей рынка, в особенности в отношении иностранных инвесторов и кредитных организаций, которые считают, что для России характерен высокий уровень рисков

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 14 Распределение рисков (2/3) Оптимизм государственных органов в отношении передачи ответственности за риск спроса частному партнеру не разделяется остальными участниками рынка Лишь 6% представителей частных инвесторов были готовы взять на себя ответственность за риск спроса в полном объеме, и только 39% готовы принять на себя этот риск частично Среди участников рынка наблюдается единодушие в отношении риска регулируемых цен/тарифов: ответственность за этот риск, по мнению респондентов, должно по-прежнему нести государство Отсутствуют правовые механизмы, позволяющие фиксировать уровень тарифа в течение длительного периода, соответствующего временным рамкам соглашений о ГЧП Представители инвесторов выразили готовность собирать выручку от реализации проекта напрямую у пользователей при условии работающих механизмов взыскания за неуплату и соответствующих гарантий со стороны государства

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 15 Распределение рисков (3/3) Большинство представителей российских участников рынка считают правильным передавать ответственность за риск повышения процентной ставки (как до, так и после финансового закрытия проекта) частному партнеру. В отношении риска рефинансирования (в случае отсутствия возможности привлечь долговое финансирование на срок, сопоставимый со сроком проекта) они настаивают на распределении ответственности между государством и частными инвесторами Распределение рисков (сравнение мнений представителей российских и иностранных организация)

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 16 Роль институтов развития в проектах ГЧП Участники исследования считают, что роль институтов развития в проектах ГЧП коренным образом отличается от роли коммерческих банков. Самыми востребованными функциями институтов развития, по мнению респондентов, являются: Распространение опыта в области подготовки и реализации проектов ГЧП, консультирование государственных органов Финансирование подготовки проектов ГЧП Ожидается, что институты развития должны занять более активную позицию в части выделения финансирования на льготных условиях и предоставления гарантий В целом участники опроса считают менее важным фактором возможность получения финансирования от институтов развития на рыночных условиях

Как обеспечить успех ГЧП в России Стр. 17 Выводы Разное восприятие преимуществ ГЧП… Представители государственных органов настаивают на привлечении внебюджетного финансирования и имеют некоторые иллюзии относительно распределении ответственности за основные риски и стоимости частного капитала. …и механизмов его практического применения. Частный сектор готов обеспечить качественное выполнение проектов (value for money), но ожидает взамен гарантий. Единое мнение о наиболее привлекательных отраслях для ГЧП (кроме вопроса о социальной инфраструктуре) Транспортная и коммунальная инфраструктура - наиболее важные отрасли для применения механизмов ГЧП. Государство испытывает потребность в проектах ГЧП в социальной сфере, однако условия для осуществления проектов в этом секторе отсутствуют. Необходимо совершенствовать законодательство… Следует достичь гибкости и согласованности федерального и регионального законодательства о ГЧП, а также решить ряд вопросов в сфере тарифообразования, предоставления земли, налогообложения, формирования бюджета и т. П. … однако не менее важно преодолеть и другие препятствия. Низкое качество подготовки проектов. Нехватка опыта со стороны государственных органов. Низкая кредитоспособность регионов РФ. Существуют возможности повышения финансовой привлекательности проектов… … благодаря предоставлению государственных гарантий, накоплению опыта в области ГЧП и адекватному распределению ответственности за риски. Принципиальное значение четкой государственной политики в сфере ГЧП Участники рынка не понимают текущую государственную политику в сфере ГЧП. Государству следует более четко формулировать свои требования. Институты развития могут и должны помочь в подготовке и реализации проектов.

Спасибо за внимание!