Логистика Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логистика управления запасами Тема 1.1. Содержание Основные понятия управления запасами ABC и XYZ анализ Системы управления запасами.
Advertisements

Роль и место склада в логистической системе. Выполнили студентки группы ТОР-245 Хиль Юлия и Хлестова Мария.
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему "Закупочная логистика"
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ. Причина существования запаса – расхождение характеристик входящих и выходящий материальных потоков.
« Логистика представляет собой комплексное планирование и управление потоками материалов, запасных частей и готовой продукции, включая необходимый информационный.
Логистика Управление запасами в логистических системах.
Система Галактика ERP Управление логистикой. Возможности Контура логистики системы Галактика ERP.
ЛОГИСТИКА Логистическая система в организационной структуре компании Логистика как фактор повышения конкурентного преимущества компании Логистика как фактор.
Понятие, виды запасов Выполнили: студентки группы ТОР-225 Хлестова Мария, Хиль Юлия.
Логистика Логистика складирования, грузопереработка и упаковка.
План продаж предприятия, бюджет продаж. Структура плана продаж. Центр дохода в планировании. Четыре вида прогноза (товар/рынок) в планировании на предприятии.
Тема 4. Основные этапы проектирования сетевых корпоративных приложений производственного назначения.
Тема 5. Формирование политики распределения (сбытовой политики) Вопросы: 1.Сущность распределения (товародвижения). 2.Построение каналов распределения.
Логические каналы закупок – особенности, параметры оценки и их роль в оценке эффективности закупочной деятельности.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования ERP-системы.
Логистика Логистика - это стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает.
План 1. Причины создания запасов в логистических системах. 2. Классификация запасов. 3. Управление товарными запасами. Лекция КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАПАСОВ.
1 Логистика Кафедра маркетинга и коммерции Пензина Т.Р. Управление товарными запасами Тема 7. Управление товарными запасами.
Транксрипт:

Логистика

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Логистическая система (ЛС) – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.

Показатель «Дженерал Моторс» «Тойота» Фактическое время сборки одного автомобиля 40,718,0 Число дефектов сборки на один автомобиль Производительные площади на один автомобиль, квадратных футов 8,14,8 Количество товарно-материальных запасов (в среднем) 2 недели 2 часа Сопоставление традиционных и логистических методов организации производства

Управление запасами и поставками

Методы регулирования запасов тем эффективней, чем больше информации о спросе. Существуют различные виды спроса на запасы: 1. Независимый - спрос на предметы снабжения не обусловлен планами производства. Например, спрос на готовые изделия, находящиеся в торговле, где большим злом являются запасы нереализованных продуктов. В этом случае применяются системы с фиксированным размером заказа (perpetual inventory system – постоянная система) и с фиксированным интервалом времени между заказами (periodic system – периодическая система).

Система с фиксированным количеством контролирует уровень запасов. Когда уровень запасов падает ниже установленного уровня (точка заказа), выдается заказ на восполнение запасов. Заказывается одно и то же количество. Эта система используется для предметов, имеющих высокие издержки хранения; относительно непредсказуемый характер спроса; высокий уровень ущерба, возникающего в случае отсутствия запасов. Иногда определенный уровень заказа связывают со скидкой с цены в зависимости от заказываемого количества. В этой системе важное значение приобретает определение экономически разумного (оптимального) размера заказа.

Система с фиксированным временем предполагает размещение заказов на восполнение запасов с заданной периодичностью. Например, раз в неделю. Заказываемое количество зависит от имеющегося остатка. Эта система используется для предметов, имеющих низкие затраты на хранение, относительно постоянный уровень спроса.

Достаточно широкое распространение на практике имеет система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня. Чтобы избежать завышения объемов запасов или их дефицит, через постоянные промежутки времени проводится проверка состояния запасов, и если после предыдущей проверки было реализовано какое–либо количество товаров, то подается заказ. Размер заказа равен разности между максимальным уровнем, до которого происходит пополнение запасов, и фактическим уровнем в момент проверки.

Существует также система управления запасами, называемой системой Минимум–максимум (система с двумя уровнями, или Ss–система). Она ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа значительны и соизмеримы с потерями от недостатка запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов – максимальным и минимальным.

2. Зависимый спрос - использование запасов прямо зависит от плана производства изделий. Система управления запасами, основанная на зависимом спросе, называется планированием материальных потребностей. Эта система имеет преимущества, связанные с тем, что зависимый спрос можно прогнозировать. В данном случае требуется установить, как при минимальных затратах обеспечить бесперебойную работу предприятия в течение всего времени выполнения заданной производственной программы.

Наиболее сложной и ответственной является задача нормирования запасов. Норма складывается из: 1. текущего среднего запаса; 2. страхового запаса; 3. подготовительного запаса.

Текущий создается для обеспечения производства материалами в перерывах между двумя очередными поставками. Его размер определяется величиной интервала поставки. В свою очередь интервал поставки зависит от грузоподъемности транспорта, особенностей получения материально-технических ресурсов и т. д. Часть величины интервала поставки устанавливается на основе статистического анализа данных об интервалах поставок в прошлые периоды.

Страховой запас обеспечивает готовность складов к поставке даже в случае различных отклонений. Он должен учитывать сдвиг во времени между заказом и поступлением товара, а также случайные задержки и отклонения между запланированным и фактическим потреблением. Обычно он рассчитывается в определенной пропорции к текущему запасу (например, 50%)

Подготовительный запас создается на время подготовки поступившего материала к производственному потреблению. Например, в размере 1-3 дней. В отдельных случаях возникает необходимость создания специальных подготовительных запасов (сушка пиломатериалов, комплектование продукции). Их величина определяется конкретными расчетами.

Экономичный размер заказа

(формула Уилсона, EQO-модель) EQO-модель, определяющая оптимальный объём заказываемого товара, который позволяет минимизировать общие переменные издержки, связанные с заказом и хранением запасов.

где: Q оптимальный размер заказа; C издержки по размещению заказа и доставке товара; R ежемесячный спрос на продукт; H издержки хранения единицы товара в месяц.

ABC-анализ

ABC-анализ метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.

ABC-анализ анализ товарных запасов путём деления на три категории: А наиболее ценные, 20 % ассортимента; 80 % продаж; В промежуточные, 20 % ассортимента; 15 % продаж; С наименее ценные, 60 % ассортимента; 5 % продаж.

По сути, ABC-анализ это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

XYZ-анализ

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах: 1. определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов; 2. группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации; 3. распределение по категориям X, Y, Z. 4. графическое представление результатов анализа.

Категория X ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %. Категория Y ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации от 10 до 25 %. Категория Z потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации свыше 25 %.

Методы управления поставками

метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях), система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях программного планирования, распределения материалов и управления закупками, метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы, система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения. управление цепочками поставок (SCM) представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара.

Управление цепочками поставок (SCM)

SCM (Supply Chain Management) это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными издержками.

Управление цепочкой поставок включает в себя следующие этапы: PLAN (Планирование) В рамках этого процесса выясняются источники поставок, Производится обобщение и расстановка приоритетов в потребительском спросе, планируются запасы, определяются требования к системе дистрибуции, а также объемы производства, поставок сырья/материалов и готовой продукции. SOURCE (Закупки) В данной категории выявляются ключевые элементы управления снабжением, производится оценка и выбор поставщиков, проверка качества поставок, заключение контрактов с поставщиками. Также сюда относятся процессы, связанные с получением материалов, как то: приобретение, получение, транспортировка, сходной контроль, постановка на (хранение до оприходования) и оприходование.

MAKE (Производство) К этому процессу относятся производство, выполнение и управление структурными элементами, подразумевающими контроль за технологическими изменениями, управлением производственными мощностями (оборудованием, зданиями и т.п.), производственными циклами, качеством производства, графиком производственных смен и т.д. Все составляющие процесса переработки исходного продукта в готовую продукцию должны соответствовать планируемому или текущему спросу. DELIVER (Доставка) Данный процесс состоит из управления заказами, складом и транспортировкой. Управление заказами включает создание и регистрацию заказов, формирование стоимости, выбор конфигурации товара, а также создание и ведение клиентской базы, наряду с поддержанием базы данных по товарам и ценам, и управление дебиторами и кредиторами.

RETURN (Возврат) В контексте этого процесса определяются структурные элементы возвратов товара (дефектных, излишних, требующих ремонта). К этим процессам также относятся некоторые элементы послепродажного обслуживания. SCM процессы можно также подразделить на две большие группы: Supply Chain Planning (SCP) и Supply Chain Execution (SCE). SCP включает в себя стратегическое планирование цепочки поставок или бизнес процессов в отдельных ее звеньях. SCE реализацию планов и оперативное управление звеньями цепочки поставок, такими как транспорт или складское хозяйство.

Преимущества оптимизации цепочки поставок увеличение прибыли от 5% до 15%; уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20% до 40%; сокращение времени выхода на рынок от 15% до 30%; сокращение закупочных издержек от 5% до 15%; уменьшение складских запасов от 20% до 40%; сокращение производственных затрат от 5% до 15%

Система DRP (Distribution requirements planning) – система управления распределением продукции. Главное в ней – контроль состояния запасов, расчет величины заказа, формирование связей производства, снабжения и сбыта, планирования перевозок. Система LRP (Logistic requirements planning) – система планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материального потока на уровне предприятия. Метод быстрого реагирования (Quick response method) – система планирования и регулирования поставок товаров на предприятия оптовой и розничной торговли. ICOM-модель. Для ее описания представим типичный процесс управления закупками в виде структурной схемы (Input - вход, Control - контроль, Output – выход, Mechanism - механизм исполнения). Использование ICOM-модели позволяет структурировать внешние объекты и связи по характеру оказываемого влияния на рассматриваемый процесс.

Структурная схема ICOM-модели

Управление закупками

Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются: конкурсные торги; письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В качестве критериев оценки поставщика принимают: приемлемость цены; качество поставляемой продукции; качество обслуживания потребителей; гибкость поставок; наличие ограничений по размеру заказа; дороги; удаленность от потребителя; кредитная история; текущее финансовое положение; психологический климат в коллективе.

Для сравнения вариантов поставщиков используют: 1. Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов. 2. Систему «Идеального поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом». 3. Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках.

Далее в зависимости от категории материалов определили и категории (роли) поставщиков

Обычный поставщик Некритических материалов оказалось достаточно много наименований. Частота поставок была разной: и однократная, и регулярная, и периодическая. На них приходилось порядка 40% операций по оформлению и приемке заказов. Поэтому приняты были следующие требования к поставщикам: 1. удобство работы с ним: минимальное плечо поставки (от момента заказа до прихода товара), обязательная доставка силами поставщика по согласованному графику, удобная комплектация, при многократных поставках в месяц оформление единым счетом и пакетом документов и др. 2. стандартное качество и низкие цены 3. целесообразное сотрудничество по договорным обязательствам.

Квалифицированный поставщик Частота поставок, в большинстве случаев, регулярная. Любая задержка в поставке материалов или некачественная комплектация может обернуться остановкой производства. Поэтому были приняты следующие требования к поставщикам основных материалов: 1. Надежное снабжение: строгое соблюдение оговоренных сроков, точность комплектации, резервирование материалов на складе поставщика, доставка силами поставщика 2. Стабильное качество продукции, кроме того, поставщик берет на себя функции проверки качества выпускаемой продукции и гарантирует проверку качества 3. Обязательная отсрочка платежа. При этом идеальным сроком посчитали наличие инвестиционного ресурса в 7 дней (т.е. с момента, когда сырье уже в виде готовой продукции отгружено клиенту и за него получены деньги, до момента оплаты кредиторской задолженности остается 7 дней).

Надежный поставщик После анализа всех видов проблем решили, что поставщики проблемных материалов должны соответствовать следующим требованиям: 1. Готовность проводить совместные программы по оптимизации поставок. 2. Совместное фокусирование на создании стоимости, в том числе способность и готовность поставщика взять часть процесса обработки на свое производство, а также проводить обучение рабочих и операторов грамотной работе с сырьем, оказывать технологическое консультирование и поддержку. 3. Близость поставщика. Для удаленных поставщиков наличие каналов распределения или региональных складов, близких к нашему производству. 4. Долгосрочные договоры.

Стратегический поставщик Стратегические материалы это те материалы, доля участия которых в создании стоимости достаточно высока сейчас и в будущих ключевых, высокорентабельных продуктах. Требования к стратегическому поставщику: 1. Готовность к системной интеграции и согласованной предпринимательской политике на основе уже имеющейся на предприятии технологии 2. Оптимальная организация собственного производства благодаря наличию хорошего взаимодействия со своими субпоставщиками 3. Наличие достаточных средств для осуществления научно-исследовательских и конструкторских работ, нацеленность на инновации 4. Готовность принять на свою ответственность рыночные риски.

Организация складского хранения

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

В основном различают три разновидности складов: 1) единичного хранения; 2) линейного расположения; 3) блочного расположения. 1) 2) 3)

Краткая характеристика складских операций – разгрузка транспорта; – приемка товаров; – размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели); – отборка товаров из мест хранения; – комплектование и упаковка товаров; – погрузка; – внутрискладское перемещение грузов.

Хранение товаров на складах

При сортовом хранении каждый вновь поступивший товар присоединяется к имеющимся товарам того же наименования и сорта и возможно, смешивается с ними. При партионном способе хранения каждая партия хранится на складе отдельно, движение товаров по наименованиям и сортам в каждой партии также отслеживается отдельно. Достоинством данного способа хранения является возможность выявления излишков и недостач сразу после реализации товара, а не после общей инвентаризации склада.

Организация сбыта

Классификация непрямых каналов товародвижения по характеру взаимодействия участников Конвенциональные (независимые) Координированные

Направления координации вертикальная координация (по пути товародвижения) горизонтальная координация (экспансия)

Эксклюзивный (исключительный) тип сбыта товаров Число покупателей Объем продажи Характер товара Особые условия -один (чаще производст- венный) потребитель - ограниченный -уникальный, малосерийный -монтаж оборудования и другие специальные услуги

Селективный (избирательный) тип сбыта товаров Число покупателей Объем продажи Характер товара Особые условия - ограниченный отбор - серийный -требующий послепродажного обслуживания -контроль над продажей и подготовкой персонала

Интенсивный (массовый) тип сбыта товаров Число покупателей Объем продажи Характер товара Особые условия - любое - значительный - массовый товар широкого ассортимента - нет

Организация службы сбыта Территориальная структура службы сбыта. При такой структуре торговый агент закрепляется за определенным географическим регионом и осуществляет полномасштабную реализацию продукции и услуг своей компании. Преимущества такой структуры в том, что четко определены обязанности продавца, а поскольку только один представитель отвечает за определенную территорию, то он получает все поощрения, так и порицания за торговые успехи или неудачи на данной территории.

Товарно-ориентированная структура службы сбыта. Продавцы обязаны хорошо знать свои товары. Нелегкая задача, если продукция компании многочисленна, разнообразна и технически сложна. Для решения этой проблемы компания может прейти к товарно-ориентированной структуре службы сбыта, при которой будет осуществляться продажа только определенного товарного ассортимента

Организация "по рынкам" требует специальных знаний по обслуживанию продукцией определенной отрасли промышленности или сегмента покупателей из разных отраслей. В ней выделяются группы работников, занимающиеся "своей" группой потребителей. Например, предприятие изготавливает дизели для тракторов, автомобилей и судов. Каждая из групп потребителей этих товаров столь специфична, что данную специфику необходимо учитывать при организации сбыта, как и во всем объеме маркетинговых действий.

Структура службы сбыта, ориентированная на потребителя. Все больше компаний переходит к структуре сбыта, ориентированного на потребителя, при которой сбыт, организуется с ориентацией на потребителя или определенные отрасли промышленности (например, менеджер по национальным заказам, менеджер по крупным заказам, рыночные представители). Такая организация помогает компании в целом полнее сосредоточиться на нуждах клиента.

Дистрибьюция является ключевой сбытовой деятельности, включающей в себя большое количество элементарных и комплексных активностей. Основными функциями дистрибьюции являются: 1) построение организационной структуры дистрибутивых каналов и сетей; 2) дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев сбытовой сети в дистрибутивных каналах; 3) транспортировка продукции, возвратной тары и отходов; 4) складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской системе;

5) управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров; 6) передача прав собственности на продукцию; 7) обеспечение сохранности и защиты товаров, страхование рисков; 8) поддержание стандартов качества продукции и логистического сервиса; ценообразование; 9) мониторинг и информационно-компьютерная поддержка дистрибьюции и т. д.

Спасибо за внимание!