Реформа электроэнергетики России: промежуточные итоги и развитие концепции Выступление Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Чубайса А.Б. Третий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» Дмитрий Аханов Начальник департамента стратегии Центра управления реформой ОАО РАО «ЕЭС России» Москва, 2006.
Advertisements

Конференция «РАО «ЕЭС России» - открытая компания» Москва, Выступление Председателя Правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайса РАО «ЕЭС России»:
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
Реформа: от решений к практике Александр Чикунов, член Правления, руководитель Центра по реализации проектов реформирования АО-энерго ОАО РАО «ЕЭС России»
Выступление Заместителя Председателя Правления РАО «ЕЭС России» В.Ю. Синюгина на юбилейной конференции «РАО «ЕЭС России» – открытая компания» 17 декабря.
АДМИНИСТРАТОР ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ (АТС) – ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АТС ХЛЕБНИКОВА В.В. НА КОНФЕРЕНЦИИ.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (НП "АТС") » в формировании оптового.
Высшая школа экономики Синхронизация тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения с процессами либерализации рынка электроэнергии.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Выступление Члена Правления, Начальника Департамента корпоративной стратегии РАО «ЕЭС России» В.Ю.Синюгина 20 сентября 2001 г. Москва.
Рынок акций энергетических компаний: Прошлое, Сентябрь 2006 и будущее… настоящее.
О практике государственного регулирования и применения на территории Астраханской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической.
Рынок электроэнергии России: результаты и перспективы В.А. Зубакин, член Правления РАО «ЕЭС России» Будапешт, 12 апреля 2005 IV Конференция по вопросам.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОСТРОЕНИИ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РОССИИ Советник главы РСОА Проф. И.Хузмиев.
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
Реформирование электроэнергетики России: итоги и перспективы Член Правления, ОАО РАО «ЕЭС России» В.А. Зубакин Москва, 8 декабря 2004 г. Всероссийский.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Стратегические приоритеты реформы. Перспективы развития рынков электрической энергии Москва, 29 ноября 2005 года Конференция «РАО «ЕЭС России» - открытая.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Транксрипт:

Реформа электроэнергетики России: промежуточные итоги и развитие концепции Выступление Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Чубайса А.Б. Третий Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке» Москва,

2 Содержание 1.Роль РАО «ЕЭС России» в электроэнергетике страны 2.Предпосылки, цели и суть реформирования электроэнергетики 3.Что сделано: ситуация к весне 2005 года 4.Развитие концепции реформирования. Основные проблемы и пути их решения

3 1.Электроэнергетика РФ: роль РАО «ЕЭС России» от установленной мощности электростанций России от отпуска тепла по России 72% 32% 28%28% от производства электроэнергии в России 70% 30% 68%68% РАО «ЕЭС России» Прочие предприятия РАО «ЕЭС России»: Основа электроэнергетики страны

4 Реформирование электроэнергетики России: Предпосылки и цели * Источник: «Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации» (одобрены Постановлением Правительства РФ 526 от г.) 2.Предпосылки, цели и суть Ключевые предпосылки «Изменение инвестиционного климата в электроэнергетике невозможно без… безотлагательного проведения структурной реформы электроэнергетики».* «Нерешенность фундаментальных проблем электроэнергетики может привести к замедлению экономического роста».* Износ и старение мощностей энергетики. Снижение мощности электростанций РАО «ЕЭС России» при одновременном росте электропотребления в стране. Главные цели Повышение эффективности производства и потребления электроэнергии* Обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики, социальной сферы*

5 Суть реформирования – Разделение монопольных и конкурентных секторов Естественные монополии ЦЕЛИ: Реорганизовать инфраструктуру для функционирования рынка Обеспечить недискриминационный доступ к сетям Диспетчеризация Магистральные сети Распределительные сети Конкурентные сектора Сбыт электроэнергии Генерация ЦЕЛИ: Создать участников рынка Перейти на принципы рыночного ценообразования 2.Предпосылки, цели и суть Правила рынка Регулируемые тарифы Государство в роли регулятора

6 Законодательная база реформирования: Ключевые документы, принятые в гг Постановление Правительства РФ 526 «О реформировании электроэнергетики РФ» : Пять законов о реформировании электроэнергетики подписаны Президентом РФ и вступили в силу (базовый – 35- ФЗ «Об электроэнергетике») 3.Что сделано Постановления и распоряжения Правительства : Заседание Правительства РФ. Принято важнейшее решение: реорганизация РАО «ЕЭС России» завершится в 2006 году

7 Завершена госрегистрация компаний, созданных на базе 26 АО-энерго Разделение по видам деятельности продолжается еще в 26 АО-энерго Реформирование АО-энерго: Разделение с последующей межрегиональной интеграцией 3.Что сделано Региональные энергокомпании (АО-энерго) Диспетчерские активы Генерация Сбыт Сети, относящиеся к ЕНЭС Распределительные сети Системный оператор Территориальные генерирующие компании (ТГК) Сбытовые компании Межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК) Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) Создано 8 из 14 Создано 7 из 7Создано 4 из 4 Создан Федеральные электростанции Тепловые оптовые генерирующие компании (ОГК) Создано 6 из 6 Оптовая генерирующая компания на базе активов гидроэлектростанций (ГидроОГК) Создана Доля частных акционеров: >50% Доля государства: >50% Создано 26

8 «Рынок 5-15»: Позитивный опыт 3.Что сделано Ключевые факты… Сектор свободной торговли («Рынок 5-15») работает с года на площадке Некоммерческого Партнерства «АТС» Площадка НП «АТС» входит в «топ-10» крупнейших электроэнергетических бирж мира, объединяет более 130 участников Объем сделок в 2004 году - около $1,8 млрд, за все время работы «Рынка 5-15» - около $2,5 млрд. Оптимизация загрузки станций Рост загрузки эффективных мощностей, разгрузка неэффективных: увеличивается выработка электроэнергии на ГЭС и экономичных тепловых электростанциях. Cнижение затрат потребителей Цена «Рынка 5-15» ниже тарифа регулируемого сектора, что обеспечивает существенную экономию при покупке электроэнергии. …И сопутствующие результаты: Создание нормативной базы, регулирующей правила рынка, взаимоотношения его участников Развитие систем учета электроэнергииОтработка технологий финансовых рынков Создание предпосылок для перехода к новой целевой модели рынка электроэнергии в России

9 4.Развитие концепции реформирования Основные проблемы и принципы их решения ПроблемаПринцип решения Исчерпал потенциал своего развития и неспособен стимулировать необходимый приток инвестиций Механизм функционирования «Рынка 5-15» Перекрестное субсидирование Создает реальные угрозы банкротства вновь созданных сбытовых организаций и срывов энергоснабжения населения Серьезные пробелы в действующем законодательстве не позволяют проводить прозрачную и социально приемлемую реорганизацию хозяйствующих субъектов Тарифный небаланс Несовершенство законодательной базы Создает серьезные риски для всех генерирующих компаний в условиях перехода к рынку Создание новой модели рынка электроэнергии Ликвидация перекрестного субсидирования Устранение тарифного небаланса Принятие поправок, дополнений и уточнений к действующим законодательным актам «Легализация» явления: Выделение ПС из существующих тарифов через введение неналогового сбора; Усиление поддержки групп населения с низкими доходами через систему адресных субсидий; Преобразование Федерального оптового рынка энергии и мощности (ФОРЭМ) в систему двусторонних договоров. Эта мера – важный элемент новой модели рынка. Соответствующие меры предложены менеджментом РАО «ЕЭС России». Их принятие – прерогатива исполнительной и законодательной властей РФ См. следующий слайд

10 Рынок электроэнергии: Создание новой модели 4.Развитие концепции реформирования Предложения Меры Преобразование ФОРЭМ в систему регулируемых договоров: 1. Использование регулируемых договоров для защиты выделенных групп потребителей. 2. Поэтапное снижение общего объема поставок по регулируемым договорам по решению правительства. 3. Переход на долгосрочные договоры по свободным ценам. Создание и внедрение механизма гарантирования инвестиций. Запуск рынка мощности. Отказ от единовременного перехода к целевой модели рынка. Переход к управляемому расширению рынка электроэнергии. Резкое снижение риска неконтролируемого всплеска цен. Возможность постепенной адаптации потребителей и производителей к рыночным условиям. Сохранение под контролем условий энергоснабжения крупных энергоемких промышленных предприятий и населения (жилищно- коммунального хозяйства). Последствия

11 Необходимо внести в ряд статей НК изменения, исключающие взимание этих налогов в случае реорганизации путем выделения. Нечетко описан механизм налоговых последствий в случае реорганизации в форме выделения. В связи с этим неоправданно возникают налог на прибыль и НДС Налоговый Кодекс Необходимо создание судебной практики по соответствующим вопросам (накопление «критической массы» исков с последующим рассмотрением Пленумом ВС). Отсутствует четкая трактовка механизма перевода персонала в новые структуры в связи с реорганизацией предприятия. Трудовой Кодекс Наши предложения Суть проблемы Нормативные акты 4.Развитие концепции реформирования Реорганизация юридических лиц: Заполнение пробелов в законодательстве

12 Изменить положения закона с тем, чтобы МНС не трактовало регистрацию новой компании как мероприятие по учреждению нового юрлица. Не прописан механизм госрегистрации компаний, создающихся путем реорганизации через выделение. В итоге МНС трактует регистрацию новой компании как учреждение нового юрлица, что значительно усложняет процедуру регистрации. Закон о госрегистрации юридических лиц Необходимо утвердить несколько поправок в закон, совершенствующих законодательство о реорганизации путем выделения. Нечетко прописан механизм реорганизации компаний. В частности реорганизация требует проведения 2 собраний акционеров АО: а) для принятия решения о выделении; б)для принятия учредительных документов, создания органов управления. Закон об АО Наши предложенияСуть проблемыНормативные акты 4.Развитие концепции реформирования Реорганизация юридических лиц: Заполнение пробелов в законодательстве

13 Необходимо прописать в законе норму о том, что у новых компаний в течение 60 дней действуют те же лицензии, которые действовали у компании, из которой они выделились при реорганизации. Новые лицензии при этом можно получать в течение тех же 60 дней. Требуется сначала регистрация новой компании, и уже потом – получение лицензий и тарифов. Для вновь создаваемых компаний ситуация чревата судебными исками (к примеру, за работу без лицензий). Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» Наши предложенияСуть проблемыНормативные акты 4.Развитие концепции реформирования Постановление Правительства РФ от г. «Об утверждении стандартов оценки»; Постановления ФКЦБ России 27 от г. «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» ; 17/пс от г. «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения ОСА»; Приказ ФНС РФ от г. «О методических разъяснениях по порядку заполнения форм документов, используемых при госрегистрации юрлица»; Ряд других ведомственных нормативных актов Кроме того, в силу объективных причин нуждаются в корректировке или дополнениях: Реорганизация юридических лиц: Заполнение пробелов в законодательстве

14 Электроэнергетика России: Целевая модель к концу 2006 года 4.Развитие концепции реформирования Частные акционеры Государство Инфраструктура рынка ФСК 75% Генерирующие мощности Прочие генерирующие компании на базе независимых АО-энерго генерирующая компания АЭС ГидроОГК (1) ТеплоОГК (6) ТГК (14) 51-60%52% Системный оператор 75%>75% НП «АТС» 50% голосов МРСК (5) 52% Конкурентный рынок ФСК – Федеральная сетевая компания НП «АТС – Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы» МРСК – межрегиональные распределительные сетевые компании ОГК – оптовые генерирующие компании ТГК – территориальные генерирующие компании АЭС – атомные электростанции

15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ