ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
Advertisements

А Заместитель заведующей по ВМР Асташова Т.В.. ФАЗЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 1. Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ Подготовила педагог-психолог МАДОУ 113 «Капитошка» Кузьминова Н.В.
Руководитель: воспитатель 2 категории Хазеева Т. С. МДОУ д/с 15 «Золотая рыбка» Медико-педагогическое совещание для воспитателей групп раннего возраста.
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
Адаптация ребенка в детском саду Старший воспитатель : Гаврилова С.В. г. Бабушкин МБДОУ детский сад «Тополёк»
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. А.
Какое счастье! Ваш малыш подрос! И многое уже умеет сам. Играет, ходит, говорит и размышляет. Пришла пора ребенка В детский сад отправить!
Адаптация ребенка в детском саду. Группа «Пчелка».
Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог.
Собрание для родителей Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.
«Первый раз в детский сад» Составила: Валеева Татьяна Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 141 «Лукоморье»
«Использование телесно- ориентированных приемов в работе педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период их адаптации к условиям ДОУ»
«Первый раз в детский сад» Составила: Валеева Татьяна Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 141 «Лукоморье»
«Адаптация ребенка к детскому саду » Выполнила : Зиновьева И.В., педагог-психолог МДОУ «ЦРР- д/с 152»
Адаптация. Первые шаги. Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Используемые методики: Ларечиной Е.В. «Дитятко»
«Адаптация ребёнка к детскому саду». Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Строгий режим дня. Отсутствие родителей в.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

АДАПТАЦИЯ – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. АДАПТАЦИЯ – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. Выделяют два основных критерия успешной адаптации : Выделяют два основных критерия успешной адаптации : 1. Внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность; 1. Внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность; 2. Внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды. 2. Внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды. Ребенок подрос и может посещать детский сад. Ребенок подрос и может посещать детский сад. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. Как же подготовить ребенка к детскому саду? Как же подготовить ребенка к детскому саду? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что происходит с ребенком когда он приходит из семьи в детский сад. Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что происходит с ребенком когда он приходит из семьи в детский сад. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К 2-3 г. стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является трудной задачей и часто приводит к стрессу. К 2-3 г. стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является трудной задачей и часто приводит к стрессу.

Проявление стрессового состояния при адаптации 1. Нарушение аппетита, сна. 2. Неустойчивость эмоционального состояния. 3. Повышение температуры тела. 4. Потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. привычек и навыков. 5. Ухудшение физического развития (потеря веса, заболеваемость). (потеря веса, заболеваемость).

Длительное стрессовое состояние может привести к появлению у ребенка невротических реакций: Длительное стрессовое состояние может привести к появлению у ребенка невротических реакций: -рвота; -пристрастие к личным вещам; -наличие страхов; -неуправляемое поведение; -стремление спрятаться от взрослых; -истерические реакции; -тремор (дрожание) подбородка, пальчиков.

Динамика адаптации Динамика адаптации Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: - острый; - острый; - подострый; - подострый; - компенсационный. - компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.

Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по разному влиять на ребенка. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестаивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы детского сада. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.

Применительно к длительности, исследователи Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток, Н.Д. Ватутина выделяют три степени (группы) адаптации: - Легкая адаптация – при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям. - Адаптация средней тяжести – эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, ОРЗ. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких либо осложнений. Семья приспосабливается за два месяца. - Тяжелая адаптация – эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной, зовет маму и т. д. ). Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей. Требуется три месяца. Есть четвертый вариант адаптации- очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Здесь встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно он – «несадовский» ребенок. После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей – период компенсации. Темп развития малыша ускоряется.. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в сад.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ (СТЕПЕНИ) АДАПТАЦИИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОУ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ (СТЕПЕНИ) АДАПТАЦИИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОУ Основныепараметрыповедения 1 группа (степень) тяжелая адаптация 2 группа (степень) средняя адаптация 3 группа (степень) легкая адаптация Эмоции Отрицательные:плач,слезы Неуравновешенные (если рядом нет взрослого – плачет)Положительные Взаимоотношения со взрослыми Негативные,отрицательные Положительные, ответного плана, соглашается на сотрудничество Положительные,инициативные Взаимоотношения со сверстниками Отсутствуют,негативные ОтсутствуютКратковременны,невозможны Деятельность Бездействие, Метание по группе Наблюдения, ответные действия Активная,инициативная Речь Связана с воспоминаниями о близких Ответного характера, Иногда вспоминает о маме Ответная,инициативная

От чего же зависят характер и длительность адаптационного периода? Исследования педагогов, медиков (Н.М, Аксарина, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова- Ямпольская) показали, что характер адаптации зависит от следующих факторов. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ 1. Возраст ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от месяцев до 2 лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми; 2. Состояние здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. 3. Индивидуальные особенности. По данным Н.М.Аксариной, дети даже одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. 4. Биологические факторы От чего же зависят характер и длительность адаптационного периода? Исследования педагогов, медиков (Н.М, Аксарина, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова- Ямпольская) показали, что характер адаптации зависит от следующих факторов. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ 1. Возраст ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от месяцев до 2 лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми; 2. Состояние здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. 3. Индивидуальные особенности. По данным Н.М.Аксариной, дети даже одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. 4. Биологические факторы

К биологическим факторам Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детское учреждение. К биологическим факторам Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детское учреждение. 5. Социальные факторы. Относятся условия жизни в семье: создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств, которые соответствуют возрасту (н-р, умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и другими детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.) 5. Социальные факторы. Относятся условия жизни в семье: создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств, которые соответствуют возрасту (н-р, умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и другими детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.) 6. Уровня тренированности адаптационных механизмов. 6. Уровня тренированности адаптационных механизмов. Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток, Н. М. Аксарина отмечают, что тренировка этих механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещение родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток, Н. М. Аксарина отмечают, что тренировка этих механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещение родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. 7. Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми. По данным Н.Д. Ватутиной, К. П. Печора, важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т.п.). На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений и навыков самообслуживания (умение самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, проситься в туалет и т.п.). Сформированность этих навыков обеспечивает ребенку самостоятельность и в какой-то степени независимость от взрослого. 7. Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми. По данным Н.Д. Ватутиной, К. П. Печора, важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т.п.). На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений и навыков самообслуживания (умение самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, проситься в туалет и т.п.). Сформированность этих навыков обеспечивает ребенку самостоятельность и в какой-то степени независимость от взрослого.

СИСТЕМА РАБОТЫ ДОУ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СИСТЕМА РАБОТЫ ДОУ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙМероприятия Ответственны й Сроки Примечание 1ОРГАНИЗАЦИОННАЯРАБОТА: * Беседа с родителями * Комплектование групп *Беседы-консультации * Анкетирование * Экскурсии по ДОУ, в группу Заведующая Перед поступлением ребенка в ДОУ По мере поступления детей в ДОУ 2МЕДИКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯРАБОТА: * Сбор анамнеза, просветительская работа с родителями * Составление индивидуальных назначений,, укрепляющих нервную и иммунную системы * Реализация общеукрепляющих мероприятий Врач Мед. сестра Перед поступлением ребенка в ДОУ В течении года Индивидуально Дети яс. гр. 3 ПОСТРОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: * работа с семьей (направленные беседы, анкетирование, составление индивидуального режима адаптации, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка) Воспитатели Начинается перед поступлением ребенка в ДОУ

* Реализация индивид. подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития * Использование психосберегающих технологий * Организация благоприятной развивающей среды * Создание благоприятного психологического климата в группе * Регистрация наблюдений за ребенком а адаптационном листе * Адаптационные игры, игры- хороводы Постоянно В течение всего адаптационного периода Постоянно Индивидуальнопостоянно 4 ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИГР: * Игры с музыкальным сопровождением ( музыкальные игры, хороводы, песни, подвижные игры) Музыкальныйруководитель, Инструктор по физвоспитанию

5 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА: *Встреча с родителями (анкетирование, беседа, советы, рекомендации) * Разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода * Психологическое просвещение воспитателей и родителей * Обучение воспитателей приемам психопрофилактики * Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе * Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка, составление индивидуальных адаптационных карт * Коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми,, взаимодействие со специалистами * Психологическое обоснование рекомендованных мероприятий Педагог-психолог ПервичноИндивидуально Постоянно По годовому плану Индивидуально Постоянно После определения группы адаптации Индивидуально Постоянно

Цель работы психолога – помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через: - Помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей; - Помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями; - Помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада. Психолог помогает в построении взаимоотношений через решение четырех задач: 1 – прогноз вероятной степени адаптации ребенка; 2 – разработка схемы введения ребенка в группу детского сада; 3 – консультирование родителей; 4 – консультирование персонала. Цель работы психолога – помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через: - Помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей; - Помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями; - Помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада. Психолог помогает в построении взаимоотношений через решение четырех задач: 1 – прогноз вероятной степени адаптации ребенка; 2 – разработка схемы введения ребенка в группу детского сада; 3 – консультирование родителей; 4 – консультирование персонала.

Значительно снизить напряженность острого периода адаптации можно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон. Мы разработали: * Процедуру диагностики возможной адаптации; * Варианты введения ребенка в группу детского сада; * Адаптационные игры * Стандартный пакет рекомендаций для всех родителей. * Пакет рекомендаций для педагогов. ДИАГНОСТИКА ВОЗМОЖНОГО УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ребенка проводится через: * Определение уровня социального развития ребенка; * Определение особенностей семейного воспитания. ЗАДАЧА ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ С СЕМЬЕЙ: - провести предварительную диагностику ребенка; - выявить особенности семейного воспитания; - дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад; - прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания в детском саду; - дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада. Значительно снизить напряженность острого периода адаптации можно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон. Мы разработали: * Процедуру диагностики возможной адаптации; * Варианты введения ребенка в группу детского сада; * Адаптационные игры * Стандартный пакет рекомендаций для всех родителей. * Пакет рекомендаций для педагогов. ДИАГНОСТИКА ВОЗМОЖНОГО УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ребенка проводится через: * Определение уровня социального развития ребенка; * Определение особенностей семейного воспитания. ЗАДАЧА ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ С СЕМЬЕЙ: - провести предварительную диагностику ребенка; - выявить особенности семейного воспитания; - дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад; - прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания в детском саду; - дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.

По сколько мы имеем дело с детьми 1,6-3 г и нашей задачей является помощь в адаптации, основное внимание мы направляем на : ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА: * уверенность в себе; * самостоятельность, инициативность; * способность устанавливать и поддерживать отношения со взрослыми; * эмоциональная чувствительность; * усвоение простейших норм и правил поведения. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА 1 этап: обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений. Установление доверительных отношений – на данном этапе мы наблюдаем за ребенком, пытаемся установить зрительный, телесный контакты. Наблюдение проводится при первом посещении родителей и ребенка. 2 этап – исследование развития социальных навыков ребенка. Уверенность- первые минуты пребывания ребенка в кабинете дают важную информацию и о нем и о родителях. Важны следующие моменты: - как входит ребенок в кабинет /он заходит сам или его подталкивают родители в спину, либо тянут за собой/; - как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение; - проявляет ли активность, стремиться ли исследовать окружающий мир. По сколько мы имеем дело с детьми 1,6-3 г и нашей задачей является помощь в адаптации, основное внимание мы направляем на : ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА: * уверенность в себе; * самостоятельность, инициативность; * способность устанавливать и поддерживать отношения со взрослыми; * эмоциональная чувствительность; * усвоение простейших норм и правил поведения. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА 1 этап: обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений. Установление доверительных отношений – на данном этапе мы наблюдаем за ребенком, пытаемся установить зрительный, телесный контакты. Наблюдение проводится при первом посещении родителей и ребенка. 2 этап – исследование развития социальных навыков ребенка. Уверенность- первые минуты пребывания ребенка в кабинете дают важную информацию и о нем и о родителях. Важны следующие моменты: - как входит ребенок в кабинет /он заходит сам или его подталкивают родители в спину, либо тянут за собой/; - как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение; - проявляет ли активность, стремиться ли исследовать окружающий мир.

Самостоятельность – - способен ли ребенок занять себя; - сумеет ли в данных обстоятельствах развернуть игровые действия; - уровень развития активной речи; - частота обращений за поддержкой к родителям. Сотрудничество- - придерживается ли ребенок общих правил и норм; - как реагирует на введение ограничений, на замечания и поощрения, на изменение тона собеседника; - проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая внимание взрослого к чему либо; - внешний вид малыша, эмоциональная выразительность или скупость эмоций. При определении ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, обращаем внимание на следующие моменты: * дают ли ребенку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо; * доверяют ли родители ребенку; * сильно ли опекают; * жестко ли контролируют; * поддерживают детскую инициативу или подавляют * рассказывая о ребенке, говорят ли «мы» вместо «он»; * откровенны ли родители; * легко ли вступают в контакт; * насколько готовы к сотрудничеству; * доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним.

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ: - о причинах помещения ребенка в детский сад; - на исследование родительских ожиданий, связанных с этим; - на осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий и от кого они зависят; - от кого зависит благополучие ребенка в детском саду; - чего опасаются родители и как они могут справиться со своей тревогой; - в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду; - прояснение возможностей родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду - советы родителям по подготовке их ребенка к детскому саду. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации. БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ: - о причинах помещения ребенка в детский сад; - на исследование родительских ожиданий, связанных с этим; - на осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий и от кого они зависят; - от кого зависит благополучие ребенка в детском саду; - чего опасаются родители и как они могут справиться со своей тревогой; - в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду; - прояснение возможностей родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду - советы родителям по подготовке их ребенка к детскому саду. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут лучше узнать особенности вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития. 1. Ребенок: ФИ____________________________________________________________________ Дата рождения__________________________________________________________ Дом.адрес______________________________________________________________ 2. Мама ФИО__________________________________________________________________ Год рождения___________________________________________________________ Образование, специальность_____________________________________________ 3. Отец ФИО__________________________________________________________________ Год рождения___________________________________________________________ Образование, специальность_____________________________________________ 4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_______________________ 5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними__________________________________________________________________ 6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан________________________ 7. Была ли паталогия беременности, родов (какая)__________________________ 8. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес_______ 9. Основные игры и занятия дома___________________________________________ 10. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть) - с детьми своего возраста – да – нет; - с детьми старшего возраста –да – нет; - с незнакомыми взрослыми – да – нет; - с родными – да -нет АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут лучше узнать особенности вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития. 1. Ребенок: ФИ____________________________________________________________________ Дата рождения__________________________________________________________ Дом.адрес______________________________________________________________ 2. Мама ФИО__________________________________________________________________ Год рождения___________________________________________________________ Образование, специальность_____________________________________________ 3. Отец ФИО__________________________________________________________________ Год рождения___________________________________________________________ Образование, специальность_____________________________________________ 4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_______________________ 5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними__________________________________________________________________ 6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан________________________ 7. Была ли паталогия беременности, родов (какая)__________________________ 8. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес_______ 9. Основные игры и занятия дома___________________________________________ 10. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть) - с детьми своего возраста – да – нет; - с детьми старшего возраста –да – нет; - с незнакомыми взрослыми – да – нет; - с родными – да -нет

11. Какие игрушки любит, кто их убирает_________________________________ 12. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните) - спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным 13. Что умеет ребенок делать самостоятельно______________________________ 14. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома(нужное подчеркнуть) - подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)_____________________________________________________________ 15. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): - хорошо, ест все, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть) - он ест сам, сначала ест сам, а потом докармливаем; - чаще его кормят с ложки взрослые; - ест аккуратно; - не очень аккуратно; - мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; - мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; - пусть ест сколько хочет; - тарелка должна быть чистой. 16. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): - быстро, медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; - раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые. Спасибо.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Параметры Дополнительный вопрос к матери ребенка Оценка в баллах или словесно 1. НАСТРОЕНИЕ Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое ПодавленноеПОВЕДЕНИЕ Какое из перечисленных настроений преобладает? ЗАСЫПАНИЕ Быстрое до 10 минут Медленное Характер: спокойный, неспокойный неспокойный С дополнительными воздействиями Без дополнительных воздействий а) Как засыпает ребенок? б) Что вы делаете чтобы ребенок уснул? СОН: Длительность соответствует возрасту Не соответствует возрасту Какова длительность сна? АППЕТИТ:: Хороший Избирательный, неустойчивый Плохой Какой аппетит у ребенка? 321

5. ОТНОШЕНИЕ К ВЫСАЖИВАНИЮ НА ГОРШОК: Положительное Отрицательное Как ребенок относится к этой процедуре? НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ:: Просится на горшок, Не просится, но бывает сухой; Не просится, ходит мокрый ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: Есть (какие)? Нет Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д. 13 Возраст 1,6 -1,9 Понимание речи Движения Игра Навыки НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Выявляются методом диагностики Соответствует возрасту Ниже на один эпикризный срок – 3 б. – 2 б.

Возраст 1,9-2 Понимание речи Активная речь Игра Навыки Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 б. 8. В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗН Проявляет познавательные потребности Проявляет недостаточно Не проявляет ЛИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ Проявление познавательных потребностей ИНТЕРЕСУЕТСЯ ИГРУШКАМИ, ПРЕДМЕТАМИ, дома и в новой обстановке Да НетИногда 312

10. ПРОЯВЛЯЕТ ИНТЕРЕС К ДЕЙСТВИЯМ ВЗРОСЛЫХ: Да НетИногда ЛЮБИТ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ, Внимателен и активен, усидчив Да НетИногда 312 ПРИ ОБУЧЕНИИ: Проявляет интерес, активность Недостаточно проявляет Не проявляет 321 ИНИЦИАТИВНОСТЬ В ИГРЕ: Проявляет инициативность по всем указанным параметрам; Умеет сам найти себе дело Да Нет 331

Есть фаза подготовки игры самостоятельно, с помощью взрослого Есть элементы воображения: да,нет 3231 ИНИЦИАТИВНОСТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО ВЗРОСЛЫМИ: вступает в контакт по своей инициативе, сам не вступает в контакт 32 ИНИЦИАТИВНОСТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ: вступает в контакт по своей инициативе, сам не вступает в контакт 32 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доводит начатое дело до конца, Не всегда, Не доводит 321

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ИГРЕ: умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого, не всегда, не доводит 321 СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ СО ВЗРОСЛЫМИ: легко идет на контакт избирательнотрудно 321 КОНТАКТЫ С ДЕТЬМИ: вступает легко избирательнотрудно 321 НАЛИЧИЕ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМИ: Есть Не всегда нет 321

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ: есть не всегда Нет нет 321 АДЕКВАТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОЦЕНКЕ ВЗРОСЛЫМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА: да не всегда нет 321 БЫЛ ЛИ ОПЫТ РАЗЛУКИ С БЛИЗКИМИ (больницы, санатории и др.) Как перенес: легконет 31 АФФЕКТИВНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К КОМУ- ЛИБО ИЗ ВЗРОСЛЫХ: естьнет 13

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ (ПО СРЕДНЕМУ ЧИСЛУ БАЛЛОВ): ГОТОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ 3-2,6 б. УСЛОВНО ГОТОВ 2,5-2 б НЕ ГОТОВ 1,9-1,6 б АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ ВСЕХ ПОСТУПИВШИХ ДЕТЕЙ__________________ ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ ТЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ГОТОВЫ К ПОСТУПЛЕНИЮ____________ ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ________ (число, %) (от 8-до 16 дней) (число, %) УСЛОВНО ГОТОВЫ_____________ АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ__________ (число, %) ТЯЖЕСТИ (до 30 дней) (число, %) НЕ ГОТОВЫ___________ АДАПТАЦИЯ ТЯЖЕЛАЯ_________ (число, %) (свыше 30 дней) (число, %)

ЛИСТ АДАПТАЦИИ ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА _________________________________________________________________________ ДАТА РОЖДЕНИЯ_________________ ВОЗРАСТ____________ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ______________________ ЛИСТ АДАПТАЦИИ ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА _________________________________________________________________________ ДАТА РОЖДЕНИЯ_________________ ВОЗРАСТ____________ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ______________________ Адаптационные дни 1-й 1-й 2-й 3-й 4-й 8-й 16-й 32-й 64-й 128-й Настроение Аппетит:Завтрак ОбедПолдник Сон:Засыпание Длительность Активность: В игре Речи Взаимоотношения с детьми Взаимоотношения со взрослыми Условные обозначения: Положите льно (+) Неустой чиво(+/-) Отрицат ельно (-) Болел (б) Находился дома (д)

ГРАФИК ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ ТЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ГРАФИК ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ ТЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО АДАПТАЦИИ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО АДАПТАЦИИ Ф Имя ребенка Условная легкая форма адаптации Условная средняя форма адаптации Условная тяжелая форма адаптации Фактическа я легкая форма адаптации Фактическа я средняя форма адаптации Фактическа я тяжелая форма адаптации

АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ Всего поступивших детей: _____________ период/дата _______________ АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ Всего поступивших детей: _____________ период/дата _______________ Условная адаптация / Фактическая адаптация Готовы к поступлению 7 детей 39% Легкая адаптация 12 детей 67% Условно готовы 10 детей 56% Адаптация средней тяжести 6 детей 33% Не готовы 1 ребенок 5% Адаптация тяжелая

ПРОГНОЗ ВЕРОЯТНОЙ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ЛЕГКАЯ Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет себя занять сам, использует в игре предметы-заместители, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое и спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность. АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют малышу, пытаются дисциплинировать ребенка, делая ему замечания: «Не бери без спроса! Веди себя хорошо!» ПРОГНОЗ ВЕРОЯТНОЙ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ЛЕГКАЯ Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет себя занять сам, использует в игре предметы-заместители, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое и спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность. АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют малышу, пытаются дисциплинировать ребенка, делая ему замечания: «Не бери без спроса! Веди себя хорошо!»

Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. Со специалистом они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации психолога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения. ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей, замечания или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребность ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу с психологом, как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях. ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность в вопросах.

ВАРИАНТЫ ВВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ Дети, которые по прогнозу, легко привыкают к детскому саду, могут приходить на все время работы группы. Родителей просят ориентироваться на эмоциональное состояние ребенка. АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ Родителям, у детей которых прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. Такая ситуация привычна для малыша. За время прогулки и взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то малыша зовут вместе со всеми детьми в группу покушать и говорят, что мама подождет его. Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребенком, приглашает его опять приходить погулять и выражает надежду на то, что завтра он зайдет поиграть и покушать в группу Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Задача для психолога и воспитателя установить доверительные отношения с ребенком. Если ребенок комфортно чувствует себя в группе во время обеда и в послеобеденное время, родителям предлагается приводить и оставлять ребенка в саду с утра. Если в течение двух недель, ребенок не соглашается отпустить маму, продолжаем работать с семьей, отнеся ее к категории семей с тяжелой адаптацией. ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ Дети с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией также приходят в детский сад к 10 часам, не прогулку. Перед воспитателем и психологом ставится задача установить, в первую очередь доверительные отношения с родителями. Ребенок наблюдая такие отношения, начинает с большим доверием относится к персоналу детского сада. ВАРИАНТЫ ВВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ Дети, которые по прогнозу, легко привыкают к детскому саду, могут приходить на все время работы группы. Родителей просят ориентироваться на эмоциональное состояние ребенка. АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ Родителям, у детей которых прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. Такая ситуация привычна для малыша. За время прогулки и взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то малыша зовут вместе со всеми детьми в группу покушать и говорят, что мама подождет его. Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребенком, приглашает его опять приходить погулять и выражает надежду на то, что завтра он зайдет поиграть и покушать в группу Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Задача для психолога и воспитателя установить доверительные отношения с ребенком. Если ребенок комфортно чувствует себя в группе во время обеда и в послеобеденное время, родителям предлагается приводить и оставлять ребенка в саду с утра. Если в течение двух недель, ребенок не соглашается отпустить маму, продолжаем работать с семьей, отнеся ее к категории семей с тяжелой адаптацией. ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ Дети с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией также приходят в детский сад к 10 часам, не прогулку. Перед воспитателем и психологом ставится задача установить, в первую очередь доверительные отношения с родителями. Ребенок наблюдая такие отношения, начинает с большим доверием относится к персоналу детского сада.

Первые две недели такие дети приходят только на прогулку. Один-два раза в неделю после прогулки родитель вместе с ребенком идет на консультацию к психологу. После консультации мама с ребенком может поиграть в группе, где воспитатель может больше времени уделить малышу и установить с ним доверительные отношения. После того как воспитателям удается установить доверительные отношения с родителями, а потом с малышом, предлагается ребенку после прогулки вместе с детьми зайти в группу. Родители ждут в приемной. Далее работа строится по общему плану. ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ По нашим наблюдениям, такая адаптация наблюдается у детей, родители которых не готовят ребенка к детскому саду, не выполняют рекомендаций, имеют серьезные личностные проблемы (часто это депрессивные родители). Работа с такими семьями строится по плану работы с детьми тяжелой степени адаптации. Больше времени отводится на работу психолога с семьей.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Григорьева Г.Г., Котова Н.П., Сергеева Д.В. Педагогика раннего возраста (по программе «Кроха» - М.: Издательский центр «Академия», Галигузова Л.Г, Голубева Л.Н., Гризик Т.И. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет – М.: Просвещение, Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н. Воспитание детей раннего возраста – М.: Просвещение, Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика раннего возраста» / сост. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, Баландина Л.А., Гаврилова В.Г. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, Зубова Г.Г. Первый раз в детский сад. Ж/л Руководитель в ДОУ 6, 2003.

РАСТИШКА Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 22 общеразвивающего вида» города Магнитогорска подготовила педагог-психолог Титова Ирина Борисовна Адрес: Челябинская область г. Магнитогорск ул. Советская 147/4 тел. 8(3519) Сайт:cadik.edusiti.ru