Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 20 Имитационно-ролевые игры как метод контроля качества и оценки знаний по основам безопасности жизнедеятельности Учитель ОБЖ Горелова Алла Анатольевна
Системопорождающий, система формирующий, системы реализующие компоненты методической системы Цели Педагогические, дидактические, методические принципы Содержание, формы, средства обучения; методы обучения, методы воспитания, методы контроля и оценки качества знаний(тесты, проверочные и контрольные работы, имитационно-ролевые игры)
Цели и задачи формирование у обучаемых культуры безопасности жизнедеятельности как составной части общечеловеческой культуры; повышение уровня практической подготовки обучаемых к безопасному поведению в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Имитационно-ролевые игры системе реализующий компонент методической системы. Имитационно-ролевые игры активный метод. Этот метод является в одних случаях методом обучения, в других методом контроля и оценки знаний.
Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Личная карточка участника игры
Сводная таблица групповой работы
Ожидаемые результаты методической системы с применением компонента имитационно-ролевые игры: активизация познавательной деятельности обучаемых; повышение качества знаний обучаемых по действиям в ЧС; повышение уровня коммуникативной культуры обучаемых; обновление учебного процесса, отражающее степень сложности, доступности, гибкости, экономичности, энергичности действий; более широкое применение технических средств обучения
Реализация метода имитационно-ролевых игр в МОУ СОШ20 на уроках ОБЖ Класс Тема урока- ролевой игры 6-й Имитационно-ролевая игра « Авиакатастрофа в пустыне» 7-й Имитационно-ролевая игра « Внезапный ураган» 8-й Имитационно-ролевая игра «Защита от радиации» Имитационно-ролевая игра « Защита от хлора» 9-й Имитационно-ролевая игра «Скорая помощь»
Реализация метода имитационно-ролевых игр в МОУ СОШ20 на внеклассных мероприятиях Наименование мероприятия Тема имитационно-ролевой игры Конкурс « Личная безопасность», 5 кл. « Один дома» (безопасность в жилище) Слёт ЮИД, 6 кл. «Дорожная азбука велосипедиста» КВН « Нам стихия нипочём», 7 кл. « Пожар в лесу» ( правила поведения на природе) Соревнование « Школа безопасности», 810 кл. Станция « Медицинская» ( оказание первой медицинской помощи при ранениях) Брейн-ринг по ПДД, 11 кл «Экзамен в ГИБДД» (по знанию ПДД)
Результаты в ходе реализации методической системы 1. Более 80% обучаемых предпочли изучить материал дополнительно к темам учебника после проведения ролевой игры( анкетирование-опрос). Вывод:активизация познавательной деятельности. 2. Качество знаний с помощью применения метода имитационно-ролевых игр выше в среднем на 22%, чем при проведении традиционных контрольных работ( Сравнение результатов проверок). Вывод: повышение качества знаний обучаемых по действиям в ЧС. 3. Выявлено подавляющее большинство мнений учащихся, что, работая в группе, они испытывают чувство ответственности не только за себя, но и за товарищей( опрос методом незаконченных предложений) Вывод: повышение коммуникативной культуры обучаемых. 4. Мультимедийное изображение и аудио сопровождение имитации конкретной ситуации используется около 40% времени урока. Вывод: более широкое применение технических средств обучения. 5. В процессе проведения урока-игры учитель более энергичен, испытывает чувство удовлетворения от активной работы обучаемых и отступления от стереотипов, экономит время проверки примерно на 60%. Вывод: обновление учебного процесса.
Окончательные выводы: Предлагаемая методическая система с использованием имитационно-ролевых игр в качестве метода контроля и оценки качества знаний позволяет повысить динамику учебного процесса состояние учителя и ученика, которые благодаря этому методу работают более активно, более интенсивно, более сосредоточенно, более оперативно, что в результате приводит к более высокому уровню качества знаний по курсу ОБЖ, повышению уровня практической подготовки обучаемых к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, и, соответственно формирует у обучаемых культуру безопасности жизнедеятельности как составную часть общечеловеческой культуры.