Загадки как средство народной педагогики Федорова Ч.П. ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект: Русское народное творчество Составители: Воспитатели Авдошина М.К., Гормузева Н.Ю Участники: педагоги, воспитанники, родители старшей группы.
Advertisements

Т ЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «КНИГА – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ». Вторая младшая группа 10 Муращенко Татьяна Григорьевна – воспитатель II квалификационной категории.
Детское творчество Подготовила: Степаненко А.Ю. Детское творчество "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.
Проект: Фольклор – живая старина. Составители: Авдошина М.К. Гормузева Н.Ю Участники: родители, воспитанники группы 6 (средняя группа)
Интеллект – это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. Под современным.
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста Консультация для педагогов.
Устное народное творчество Учитель начальных классов Козлова Наталья Васильевна.
Тема: «Цветы прекрасные друзья – их любят все и ты и я!» Старший дошкольный возраст. Создатель презентации Воспитатель первой квалификационной Категории.
Рабочая программа Воспитателей: Панфиловой Н.В., Аль-Санабани З.А. Для детей 2-3 лет Срок реализации 1 год.
Бытовые Волшебные О животных В волшебных сказках героям помогают волшебные силы: -Волшебная палочка, -Ковёр-самолёт, -Шапка-невидимка, -Волшебный клубок,
РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 5 МАРТА 2009год.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
ГКОУ «Детский дом (смешанный) 35» г. Ессентуки « Игра и возможности ее использования в развитии личности ребенка». Презентацию выполнила: воспитатель Дыдыкина.
Щербакова Ольга Анатольевна воспитатель разновозрастной группы.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты. Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать.
Сказки сказываются старикам да старушкам на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Присказка.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Содержание образования в современном мире является приоритетной.
МДОУ д/с КВ 19 «Улыбка» Воспитатель І квалификационной категории: Ермакова Оксана Владимировна.
Эстетическое развитие ребенка как одно из направлений целостного развития младшего школьника.
Транксрипт:

Загадки как средство народной педагогики Федорова Ч.П. ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова»

План Воспитательное значение загадок Тематика загадок Формы загадок.

Загадки - вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; Наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Тематика загадок О человеке в целом О частях и органах человека О труде, об орудиях труда О сельскохозяйственных культурах О домашних животных Об одежде О пище О доброй славе О жизни и смерти О молодости и старости

Формы загадок Заученные загадки-вопросы. Заученные ответы на них имеют большое воспитательное значение, образовывают, формируют убеждение, с их помощью реализуется проблемный метод ознакомления детей с разнообразными идеями, явлениями действительности. Например, загадка-вопрос: кто больше всех любит свою страну? На вопрос взрослого трое детей отвечают, последовательно дополняя друг друга: - Человек, работающий в горах: он далеко видит страну. Ему и далекие горы близки. - Человек, ловящий рыбу в глубоких озерах, реках и морях. Он глубоко видит родную землю. - Человек, пашущий землю равнин: он ближе всего к родной земле. (чуваш.)

Загадки - сравнения, взаимосвязанные загадки-вопросы. «Что есть золотая колыбель?» или «Что есть дом отца и матери?» Разгадкой загадки является пословица - «Дом отца и матери - золотая колыбель».

Загадки-вопросы носят характер системы уравнений. Так, например, загадка «Короткая и тонкая - что это такое?», предложенная отдельно, не имеет определенной отгадки или может иметь много предположительных ответов, как и неопределенное уравнение. Четыре вопроса вместе воспринимаются как система четырех уравнений с четырьмя неизвестными и имеют общепризнанные, т.е. вполне определенные решения: «Короткая и тонкая - что? Длинная и тонкая - что? Короткая и толстая - что? Длинный и толстый - что?» Разгадки - бечевка, веревка, паяв (род толстой и короткой веревки), канат. Загадок подобного рода у чувашского народа сохранилось немного.

Загадки - миниатюрные рассказы. Особенно богат ими русский фольклор: «Пришел жених к невесте, спросил ее: "Где у тебя, невеста, отец?" - Отец, говорит, мой ушел взаймы работать. "А где мать?" - Ушла долг отдавать» (разгадка - отец пошел могилу рыть, мать пошла повивать).

Ценность загадок-вопросов еще и в том, что их разгадки служили распространению пословиц, которые воспринимались уже как собственные выводы детей и молодежи. «Чего дороже на свете нет?» - спрашивает русская загадка- вопрос, ответ должен явиться убеждением ребенка: «Друга искреннего». Полный ответ уже является пословицей. «Что у человека ложно и что правдиво?» Разгадкой этой загадки является тоже пословица - «Уши - ложь, глаза - правда», у чувашей эта пословица распространена в виде совета: «Не верь ушам, а верь глазам».

Загадки-вопросы, содержащие разнообразные знания об окружающей действительности, развивающие ум, сообразительность, память. Богат ими бурятский, калмыцкий и монгольский фольклор: «Что раньше всего появилось: свет или тьма? Что такое один? (Однажды увиденное почему бы забыть?). Что такое пять? (Чего бояться человеку, имеющему пять сыновей?). В памяти бурятского и родственных им народов сохранились загадки-триады, загадки-тетралогии, песни- загадки. Загадка-вопрос: Что такое три быстрых в мире? - имеет следующий ответ: Быстра стрела, когда выстрелят; Быстра мысль, когда думают; Быстры глаза, когда смотрят.