Историческая карта. Работа с картой на уроке истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГБОУ СОШ 8 ОЦ г.Новокуйбышевска Использование карт на уроках истории Учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории Нуждина Ирина Александровна.
Advertisements

Применение исторических карт с помощью мультимедиа на уроках истории Кузнецова Татьяна Николаевна учитель средней школы 9 с углубленным изучением иностранных.
5 КЛАСС ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Урок формирования умений и навыков.
Географическая и историческая карты. Их отличия..
Проверка домашнего задания 1. Вставьте пропущенные сведения: 1. ……………. – построил первые географические карты. 2. Аристотель - ……………………………………. 3. ……………….
Контурная карта на уроке истории Михайлова Марина Александровна учитель МОУ сош 40 города Смоленска 2008.
Материки (Южные материки: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка)
Школьная геоинформационная система. Школьная ГИС Школьная ГИС – цифровой образовательный инструмент, работающий с цифровыми учебными географическими и.
Добрый день, ребята! Цель урока: Тема урока: «Мировой океан и его части». сформировать общее представление о Мировом океане и его основных частях; сформировать.
I. Введение. Урок 4 «Карты материков и океанов». УМК по курсу «География материков и океанов» 7 класс Выполнила: Будылина И.П.
Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Какое сейчас время года? Какая сейчас осень? Ранняя, золотая, поздняя? Почему? Какие приметы поздней осени.
Ресурсы Дом зад. стр. 8-9 учебника, выучить термины. Практическая работа: анализ карт атласа Учебник стр 8-9 Атлас с Тетрадь –тренажер: с. 4 (1-3)
§9.Географическая карта. Виды географических карт.
Карта «язык» географии урок 6 РЕСУРСЫ Учебник с Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (12) Практическая работа: формирование приема описания географического.
Формирование исследовательских навыков на уроках географии.
Геоинформационные технологии в общеобразовательной школе Геоинформационные технологии в общеобразовательной школе Новенко Дмитрий Васильевич, методист.
Географические карты География 7 класс. Цели урока: Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности. Обобщить знания о плане и карте.
Автор презентации : Холушкин Артём Ученик 6 класса.
. Песах. Историко-географическое путешествие. Интегрированный урок: география – культура и традиции еврейского народа, 8 класс. Подготовили: Грушевская.
Владимиро- Суздальское княжество. 1. Назовите дату, которая считается началом раздробленности Руси. Что произошло в этот год? Дата проведения съезда съезда.
Транксрипт:

Работа с картой на уроке истории

Основная цель картографических заданий в школьных курсах истории способствовать формированию представлений об историческом пространстве

Классификация Карты Картосхемы (Аттика в древности) Локальные планы (Бородинская битва) Планы на местности (План города Афины) Контурные карты

Карты По охвату территории (мировые, материковые, карты государств) По содержанию 1. Обзорные(Индия, Китай в XIXв.) 2. Обобщающие(Государства мира в древности) 3. Тематические(Завоевания Александра Македонского) По своему масштабу (крупномасштабные, средне-, мелко-)

Организация познавательной деятельности при работе с картой Приемы Локализация исторических событий на карте «Оживление» карты наглядными средствами Задания Покажите объект на карте и словами опишите его местоположение Прикрепление значков, символов, аппликаций

Чтение и составление легенды карты Вычерчивание объектов на карте Придумайте условные значки для игрового сюжета по карте Нарисуйте и подпишите объекты на карте

Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников

а)"По карте "Расселение людей в Восточном полушарии 10 4 тыс. лет назад" проследите, как изменялась площадь земледелия 107 тыс. лет назад, 75..., Покажите территорию, где в эти же периоды обитали ското­воды и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты. Как вы можете объяснить существование "белых пятен" на этой карте?"

б)"Сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (к. XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте суверенных государств, полуколоний, колоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте".

"Охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. по следующему плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующих эпох."

Задания на локализацию исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач

а)"Покажите по карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему они стали древнейшими очагами новой культуры?" б)"Объясните, как человек разумный смог освоить Землю "не замочив ног"?" в)"Определите с помощью карты, в каких районах Земли в качестве денег 104 тысячи лет назад могли использоваться: морские раковины; перья экзотических птиц; поросячьи хвостики; мешочки с какао-бобами; шкурки пушных зверьков; бруски железа и т. д.?"

Творческие образные задания а) "Проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тысяч лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких грозных животных и необычные природные явления увидел он на своем пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку мы сейчас пользуемся искаженными древними названиями рек, озер, долин и т. п., придумайте свои топонимы или объясните по-своему значение сохранившихся названий."

Задания на восстановление соответствия в одном из столбцов содержат картографические данные, в другом события или даты, или имена исторических деятелей: Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных: Москва Владимир Мономах Киев Ярослав Мудрый Ярославль Святослав Владимир Кий Юрьев Юрий Долгорукий Переяславль Дмитров

Задания на группировку картографических сведений строятся на самых разнообразных критериях: Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море. Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) Романа Мстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.

картографический диктант. работа с картографической сеткой, где нанесены географические названия, связанные с определенным историческим событием, а ученики должны соединить их в заданном порядке На чистых листах бумаги по памяти ученики выполняют одно за другим задания, охватывающие содержание важной темы или раздела. Например, "Восстание рабов под предводительством Спартака": Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и острова Сицилия. На них обозначьте принятыми значками и надпишите: а)г. Рим и реку, на которой он основан; б)город, где находилась школа гладиаторов, в которой Спартак преподавал последние годы; в)первый лагерь восставших рабов-гладиаторов;

игровые способы проверки картографических знаний являются задания, условно именуемые "Маршруты", "Путешествия", "Походы". школьникам предлагается только по контуру движения (конфигурации походов первооткрывателей и исследователей новых земель, предводителей, военачальников и т. п.) узнать, какой исторический факт здесь отображен. "Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой Бартоломеу Диаша". Схема »1 Схема 2

задания, рассчитанные на образное воображение облегчающие запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах исторических карт На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? острова Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?

содействуют задания, направленные на выяснение происхождения топонимов и этнонимов Задания поискового характера на отыскание родины привычных для нас сейчас предметов, продуктов питания