Профилактика профессиональных деформаций в деятельности педагога Панова Н.В., к.п.н., доцент СПб АППО

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Advertisements

Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Роль лидера в совершенствовании педагогического корпуса Научно-практический семинар «Управление инновационной культурой педагогов в рамках внедрения ФГОС.
Профессия педагога как фактор, оказывающий влияние на психосоматическое здоровье человека Исполнитель: Суворова Юля, лицей 6, г. Качканар.
Саморегуляция психического состояния как профилактика профессионального выгорания педагогов.
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор: Горбачева Т.С., педагог-психолог ТОГУ «Сосновская школа-интернат» Профессиональное.
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор:педагог-психолог Марянова В.И. МДОУ детский сад комбинированного вида 12 «Сказка»
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
Эмоциональное выгорание Доцент кафедры психотерапии и сексологии РМАПО кмн, психотерапевт высшей категории Захаров Роман Иванович.
Синдром профессионального выгорания 1. Представление о СЭВ. Причины. Симптомы. 2. Результаты диагностики педагогического коллектива ОБОУ Новые технологии.
Проблема и профилактика профессионального выгорания у учителя начальных классов.
Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное.
Профессиональное выгорание и его проявления. Профессионалы бывают разные.
Концепция профессионального долголетия Проблема «эмоционального выгорания» «эмоционального выгорания» у педагогов у педагогов.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Неврозы у детей. Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно- психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности,
Транксрипт:

Профилактика профессиональных деформаций в деятельности педагога Панова Н.В., к.п.н., доцент СПб АППО

Лучшие умы человечества издавна придавали феномену счастья наивысший статус. "Стремление к счастью это стремление стремлений" Л. Фейербах.

Энтропия для человека и организации Отрицательные эмоции, такие как страх, беспокойство или скука, создают в нашем сознании «психическую энтропию». Отрицательные эмоции, такие как страх, беспокойство или скука, создают в нашем сознании «психическую энтропию». Счастье, сила или бодрость, чувство исполнения предназначения характеризуют состояние психической негэнтропии Счастье, сила или бодрость, чувство исполнения предназначения характеризуют состояние психической негэнтропии 3

Смысл профессионального труда Зависит от выбранной общей жизненной стратегии Зависит от выбранной общей жизненной стратегии «жизнь как предисловие»; «жизнь как предисловие»; «жизнь как творчество»; «жизнь как творчество»; «жизнь как достижение»; «жизнь как достижение»; «жизнь по правилам»; «жизнь по правилам»; «жизнь как сон»; «жизнь как сон»; «жизнь-трата времени»; «жизнь-трата времени»; «жизнь против жизни». «жизнь против жизни». / Дружинин В.Н., 2000 / основные варианты / Дружинин В.Н., 2000 / основные варианты жизни - жизненные стили: жизни - жизненные стили:

Основные причины добровольного ухода людей с работы Отсутствие надлежащей заработной платы Отсутствие перспектив роста. Отсутствие перспектив роста. Неприемлемые методы управления. Неприемлемые методы управления. Психологическое давление. Психологическое давление. Некомфортное рабочее место. Некомфортное рабочее место. Ненадёжный работодатель. Ненадёжный работодатель.

основной задачей В течение двух с половиной десятилетий нашей основной задачей было изучение опыта Запада в области психотерапии и Востока в области традиционных духовных практик.

Нарушение равновесия «синдром Кароши», обозначающий смерть от переутомления на рабочем месте. «синдром Кароши», обозначающий смерть от переутомления на рабочем месте. «дауншифтинг» обозначает обратное явление – переход с высокооплачиваемой работы, но связанной с постоянными стрессами и выгоранием, на низкооплачиваемую работу, но спокойную, не требующую колоссального напряжения сил. Дауншифтинг представляется его последователям протестом против идеалов и приверженность к нему оправдывается рядом серьёзных недостатков, присущих последнему – главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности. «дауншифтинг» обозначает обратное явление – переход с высокооплачиваемой работы, но связанной с постоянными стрессами и выгоранием, на низкооплачиваемую работу, но спокойную, не требующую колоссального напряжения сил. Дауншифтинг представляется его последователям протестом против идеалов и приверженность к нему оправдывается рядом серьёзных недостатков, присущих последнему – главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности.

Проблемы в настоящем недостаточные усиления открытости недостаточные усиления открытости социальная ориентация образования, социальная ориентация образования, индивидуально-креативное начало, индивидуально-креативное начало, рост педагогов-профессионалов, перешагнувших возраст сороколетия, рост педагогов-профессионалов, перешагнувших возраст сороколетия, поиск резервов поиск резервов

Несогласованность действий различных социальных институтов семья, семья, СМИ, СМИ, культура, культура, педагогические коллективы, педагогические коллективы, правоохранительные органы, правоохранительные органы, молодежные объединения и пр. молодежные объединения и пр. решение задач профилактики и предупреждения особого рода дефектов, характеризуемых нами как дефекты социализации решение задач профилактики и предупреждения особого рода дефектов, характеризуемых нами как дефекты социализации

Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.

Влияние на возникновение профессиональной деформации оказывают: специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, специфика деятельности, специфика деятельности, разделение труда и все более узкая специализация. разделение труда и все более узкая специализация.

Виды деформации: Должностная деформация (появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное). Должностная деформация (появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное). Адаптивная деформация (формируется высокий уровень конформизма, безоговорочно перенимаются принятые в организации модели поведения). Адаптивная деформация (формируется высокий уровень конформизма, безоговорочно перенимаются принятые в организации модели поведения). Изменения личностных качеств (властность, низкая эмоциональность, жесткость). Изменения личностных качеств (властность, низкая эмоциональность, жесткость). Профессиональная деградация (личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной). Профессиональная деградация (личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной).

Фазы стресса Основная причина – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями

«Напряжение» Переживание психотравмирующих обстоятельств Переживание психотравмирующих обстоятельств Неудовлетворенность собой Неудовлетворенность собой «Загнанность в клетку» «Загнанность в клетку» Тревога и депрессия Тревога и депрессия

«Резистенция» Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Эмоционально-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных обязанностей Редукция профессиональных обязанностей

«Истощение» Эмоциональный дефицит Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность Эмоциональная отстраненность Личностная отстраненность (деперсонализация) Личностная отстраненность (деперсонализация) Психосоматические и психовегетативные нарушения Психосоматические и психовегетативные нарушения

Мы видим широкий спектр причинно- следственных факторов, влияющих на возникновение неврозов у детей. Распределение больных на приеме по диагнозам было следующим: Мы видим широкий спектр причинно- следственных факторов, влияющих на возникновение неврозов у детей. Распределение больных на приеме по диагнозам было следующим: неврастения - 50%; неврастения - 50%; невроз страха - 23%; невроз страха - 23%; невроз навязчивых состояний - 15%; невроз навязчивых состояний - 15%; истерический невроз - 12%. истерический невроз - 12%.

Большая роль в борьбе с деформациям и принадлежит самому человеку

Первая помощь при остром стрессе Противострессовое дыхание Противострессовое дыхание Минутная релаксация Минутная релаксация Остаться наедине со своими мыслями Остаться наедине со своими мыслями Расслабление Расслабление Заняться любой деятельностью Заняться любой деятельностью Включите успокаивающую музыку Включите успокаивающую музыку Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ деформации? Прежде всего, признать, что они есть. Прежде всего, признать, что они есть. Не защищаться от своих собственных трудных состояний при помощи ухода в активность. Не защищаться от своих собственных трудных состояний при помощи ухода в активность. Помните: блокирование своих чувств могут замедлить процесс вашего восстановления. Необходима физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Для профессионала при этом уместна и полезна работа с коучем. Найти возможность побыть одному.

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ при профессиональной деформации НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, уйдут сами по себе. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, уйдут сами по себе. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, уйдут сами по себе. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, уйдут сами по себе. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ когнитивно-поведенческая терапия Арт-терапия игра ролевое моделирование психодрама танцевальная терапия метод саморегуляции

Организационный Организационный (порядок действий, ответственный) Методический Методический ( определение критериев эффективности, составление памяток, инструкций и т.п.) Ресурсный Ресурсный ( материально-технические, кадровые возможности)

Уровень философской, общенаучной, конкретно-научной методологии социокультурный смысл, социокультурный смысл, системно-структурное соответствие, системно-структурное соответствие, повышение познавательной самостоятельности, повышение познавательной самостоятельности, рост специалиста рост специалиста

Методологическая рефлексия рефлексия собственной практики педагога позволяет развить потребность в творческом мышлении рефлексия собственной практики педагога позволяет развить потребность в творческом мышлении способность реализовывать на индивидуально-личностном уровне способность реализовывать на индивидуально-личностном уровне происходит двусторонний процесс: направленный вовне и обращенный на самого себя происходит двусторонний процесс: направленный вовне и обращенный на самого себя

Пирамида иерархии потребностей по Маслоу Физиологические потребности Потребности безопасности Социальные потребности Потребности в уважении и самоуважении Саморе- ализация Мотивы дефицита Мотивы роста

Счастье – цель целей На самом деле нам не нужны богатство, здоровье или слава сами по себе. Они нужны нам лишь потому, что мы надеемся, что они сделают нас счастливыми. К счастью мы стремимся не потому, что оно нам что-то даст, а ради него самого. Если счастье действительно является целью нашей жизни, то что мы о нем знаем? Мартин Селигман «Новая позитивная психология» Михай Чиксентмихайи «В поисках потока» 32 "Высшее благо это счастье" Аристотель.