Подходы к обоснованию принятия управленческих решений 1) Метод платежной матрицы 2) Методы прогнозирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Advertisements

Мозговой штурм Выполнила студентка гр.ИМ-09 Чедырян Нина.
Студент группы Зайнуллин Ш.Р. Метод мозгового штурма.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАЖЕМИЯ» Ростовский филиал Ростовский филиал ДОКЛАД.
Экспертные методы Экспертные методы - это совокупность специальных методик обработки экспертных оценок, позволяющих свести ошибку прогнозирования к минимуму.
Этапы планирования потребности в персонале
Южаков В. А. Лекция 2 Методы и модели описания систем.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. Интерактивные: От англ. (inter - между; act – действие) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие.
ПРО- ГНОЗИ- РОВАНИЕ Маркин Сергей Менеджмент 2 КУРС.
Теория систем и системный анализ Тема4 «Системный анализ: методы системного анализа »
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Коллективные экспертные методы прогнозирования: Матричный метод Подготовила: Кононок Яна.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. Технический уровень качества – это оценка технического уровня, которая заключается в установлении соответствия продукции.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. Технический уровень качества – это оценка технического уровня, которая заключается в установлении соответствия продукции.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ.
Транксрипт:

Подходы к обоснованию принятия управленческих решений 1) Метод платежной матрицы 2) Методы прогнозирования

Ведущая роль в осуществлении управления отводится: 1) Постановке целей 2) Выбору лучшей стратегии достижения целей 3) Увязке ресурсов, необходимых для достижения выбранной стратегии План – совокупность конкретных заданий, адресная директивная программа, содержащая все основные параметры, необходимые для управления предприятием или любым его подразделением.

Прогноз в отличие от плана имеет предварительный вариантный характер, его горизонт шире планового периода. Прогнозирование можно определить как пред директивный этап плановой работы. Прогноз ограничивает области и возможности, в рамках которых ставятся реальные цели и задачи, выявляет направления, которые должны стать объектом разработки и принятия плановых решений. Под прогнозированием понимаются выявление качественных и количественных характеристик технических, экономических, социальных и других систем или процессов в настоящем на основе познания закономерностей их развития в прошлом и оценка будущих значений этих характеристик. Прогнозирование

Цель прогнозирования – минимизация погрешности прогностических оценок. Научно обоснованные и планомерно разрабатываемые прогнозы являются более точными и эффективными, чем случайные и интуитивные прогнозы. Прогнозы могут быть: - Научно-технические; - Демографические; - Политические; - Социальные; - Экономические и т.п.

Для предприятий, работающих в условиях рыночного хозяйствования, прогноз имеет прежде всего коммерческое значение, а среди коммерческих прогнозов выделяется прогноз спроса на продукцию (услуги) предприятия. Прогноз спроса должен учитывать и научно- технические, и политические, и демографические, и социально-экономические факторы. Прогнозирование

Задачи коммерческого прогнозирования: 1) Выявление необходимости наращивания (свертывания) производственных мощностей данного типа продукции в данном регионе и определение темпов этого процесса. (Такой тип прогноза называется долгосрочным или стратегическим). 2) Формирование ориентировочных планов производства с учетом имеющегося научно- технического потенциала. (Среднесрочный тип). 3) Оценка потребности в ресурсах, необходимых для выполнения текущих планов. (Краткосрочный тип).

Методы прогнозирования 1) Экспертные методы; 2) Метод анализа «индекса деловой активности» (опрос представителей делового сообщества, с целью оценки делового климата в стране и основных факторов, влияющих на него); 3) Статистические методы прогнозирования на основе: а) анализа временных рядов; б) анализа факторных зависимостей.

Экспертные методы прогнозирования Экспертные методы применяются для оценки объектов и процессов, не поддающихся непосредственному измерению, т.е. характеризующихся лишь качественно. Экспертные методы – это совокупность специальных методик обработки экспертных оценок, позволяющих свести ошибку прогнозирования к минимуму. Экспертные оценки – это субъективные суждения специалистов в данной области, высказанные ими открыто или скрыто, индивидуально, независимо от других, или коллективно. Обычная форма представления экспертных оценок – баллы.

Обоснование объективности результатов экспертной оценки, кроме высокой квалификации экспертов, обусловлено следующим предположением: неизвестная характеристика оцениваемого (прогнозируемого) процесса трактуется как случайная величина, а индивидуальные оценки экспертов – как множество ее реализаций, отражающее закон и параметры распределения этой случайной величины. Предполагается, что истинное значение прогнозируемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от экспертов. Экспертные методы прогнозирования

Для слабо исследованных областей истинное значение прогнозируемой характеристики может находится вне диапазона данных экспертами оценок, т.е. один из экспертов, давший крайнюю оценку, может оказаться наиболее близким к истине. Для достаточно исследованных областей экспертные оценки могут нести в себе не только субъективные черты отдельных специалистов, но и коллективные субъективные черты, рассматриваемые как «общественное мнение», «общественная точка зрения», «научная школа» и т.п. При коллективной экспертной оценке, а иногда даже и при индивидуальной, на результат может заметно влиять мнение одного человека: руководителя, самого авторитетного специалиста, «сильной личности». Недостатки экспертных методов

Экспертные методы 1. Метод мозговой атаки 2. Метод Дельфи 3. Метод индивидуальной разовой экспертной оценки

Метод мозговой атаки Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этапы и правила мозгового штурма: Постановка проблемы. Формулировка проблемы. Отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. Генерация идей. Главное количество идей. Нет никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Группировка, отбор и оценка идей. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Метод Дельфи Инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью. План действий: Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов. Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме. Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы. Формулировки должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы. Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа. Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме.

Методика проведения индивидуальной разовой экспертной оценки Индивидуальная разовая экспертная оценка проводится в четыре этапа: 1) Подбор группы экспертов, взаимная оценка их компетентности; 2) Формирование списка факторов, по которым будет оцениваться объект, и оценка их значимости; 3) Оценка объектов анализа (прогнозирования) с учетом значимости выделенных факторов и компетентности экспертов; 4) Ранжирование объектов с учетом полученных ими обобщенных оценок; выводы.

Процедуру экспертизы проводит группа менеджеров. Вначале они подбирают группу экспертов так, чтобы минимизировать возможные недостатки метода, отмеченные ранее. Затем устанавливается и доводиться до экспертов шкала балльных оценок, которая будет использоваться в дальнейшем. Методика проведения индивидуальной разовой экспертной оценки

Экспертов собирают вместе фактически или виртуально, и они оценивают компетентность друг друга. Результат –матрица оценок Kij, данных i-м экспертом j – му (i=1,2,…,n, j=1,2,…,n), где n – общее количество экспертов. Менеджеры обрабатывают матрицу и рассчитывают коэффициенты компетентности экспертов: Методика проведения индивидуальной разовой экспертной оценки

На втором этапе эксперты независимо друг от друга составляют перечни факторов оценки объектов. Все факторы сводятся в единый список, который передается им для оценки. Результат оценки – матрица размерности n×m, где m – число оцениваемых факторов, а Fij – оценка, данная i – м экспертом j –му фактору. Менеджеры обрабатывают матрицу и рассчитывают коэффициенты значимости факторов: Методика проведения индивидуальной разовой экспертной оценки

Факторы ранжируются в порядке убывания их значимости и наименее значимые по решению менеджеров могут быть отброшены для сокращения объема работ на следующем этапе. После такого отбрасывания расчет коэффициента значимости должен быть повторен, но уже без учета оценок, полученных исключенными из рассмотрения факторами. В любом случае должно выполняться условие: Методика проведения индивидуальной разовой экспертной оценки

На третьем, основном этапе, эксперты оценивают объекты с учетом выделенных факторов. Результат оценки – P матриц размерностью n×m, где P – число оцениваемых объектов, а Wijp – оценка, данная i-м экспертом p-у объекту с учетом j-го фактора. Менеджеры обрабатывают информацию и рассчитывают обобщенные оценки всех объектов: Методика проведения индивидуальной разовой экспертной оценки

На четвертом этапе объекты располагаются в порядке убывания (возрастания) значений обобщенной оценки, таким образом из них выбираются лучшие. На любом этапе по результатам выставления экспертами оценок можно определить коэффициент согласованности их мнений: Здесь V – любая из выставляемых экспертами оценок (K,F,W). В случае значительного расхождения мнений группа может быть распущена. Методика проведения индивидуальной разовой экспертной оценки