Autorità per l'energia elettrica e il gas 1 РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ИТАЛИИ ФЕРРУЧИО ВИЛЛА Управление контроля качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
Advertisements

Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Регулирование коммерческого качества обслуживания Проф. Видмантас Янкаускас Ст. эксперт по регулированию Ереван, 11 февраля 2014 г. CЭИ – специальный экспертный.
Регулирующие положения по радиационной безопасности Часть I: Значение и структура регулирующих положений.
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области Об опыте правоприменительной.
Autorità per l'energia elettrica e il gas 1 РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА СНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ Алессандро Ортис Орган регулирования электроэнергии и газа.
Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы»
Формирование балансов электрической энергии и мощности территориальных сетевых организаций Формирование балансов электрической энергии и мощности ТСО на.
Новые подходы в регулировании сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков 16 апреля 2012 года Невмержицкая Наталья И.о Председателя Правления НП ГП и ЭСК.
ДТЭиРТ Ярославской области Расчет затрат на электрическую энергию у регулируемых организаций.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
1 Итоги регулирования тарифов на коммунальные ресурсы на 2012 год. Основные цели и задачи РСТ на 2013 год март 2012 г. г. Ростов-на-Дону.
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
This project is funded by the EUAnd implemented by a consortium led by MWH Eligibility of expenditure Приемлемость расходов Seminar for Auditors and Financial.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
Благовещенск, 2011 Определение стоимости электрической энергии в соответствии с приказом ФСТ РФ от э/4 Докладчик: Попович Андрей Сергеевич.
Взаимодействие органов местного самоуправления, организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, и инвесторов по вопросу.
Отдел по контролю за применением цен (тарифов). Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Федеральный закон от
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
Транксрипт:

Autorità per l'energia elettrica e il gas 1 РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ИТАЛИИ ФЕРРУЧИО ВИЛЛА Управление контроля качества снабжения и по делам потребителей Глава отдела контроля качества снабжения электроэнергией Глава отдела по умному учёту электричества и газа Учебный визит ФСТ России Милан, 4 марта 2010

Autorità per l'energia elettrica e il gas2 ПОВЕСТКА ДНЯ Обзор регулирования качества услуг в области элеткроэнергии Краткий обзор регулирования умных систем учёта электроэнергии и газа

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА (гарантированные/всеобъемлющи е) и ДИРЕКТИВЫ Ст. 2(12) пар. h) Автоматическая компенсация В СУЧАЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТА Ст. 2(12) пар. g) Связь качества поставляемых услуг с размером тарифа Ст. 2(19) пар. a) Ст. 2(12) пар. e) ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ Ст. 2(12) пар. b) и o) Орган регулирования (для лиц отвечающих за лицензирование) (для клиентов) САНКЦИИ В СЛУЧАЕ НЕВЫПОЛНЕНИЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ УКАЗАНИЙ Ст. 2(20) пар. c) (для комм. служб) НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Юридические полномочия органов регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas4 Закон предусматривает два типа стандартов качества –Гарантированные стандарты (ГС): их функция заключается в обеспечении минимального уровня качества всем клиентам и таким образом они ориентированы на защиту потребителей, обслуживаемых хуже всех, посредством компенсации; –Всеобъемлющие стандарты (ВС): их функция заключается в мониторинге деятельности компаний на системном уровне и т.о. oни ориентированы на обеспечение совершенствования посредством стимулирующих/штрафных схем Выбор типа стандартов в зависимости от различных аспектов качества осуществляется органами регулирования НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Гарантированные и всеобъемлющие стандарты

Autorità per l'energia elettrica e il gas5 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Гарантированные и всеобъемлющие стандарты Гарантированные стандарты –Относятся к каждой отдельной сделке между клиентом и коммунальной службой –Детализированная информация о деятельности компании, вплоть до уровня отдельного клиента (необходимо детальное исследование) –Гарантированный стандарт = минимальный уровень качества ТК: максимальное время на подключение клиентов при несложных работах НЭ: максимальное количество отключений в год на одного потребителя Всеобъемлющие стандарты –Ссылаются на среднюю производительность коммунальных служб в конкретной области –Функция мониторинга посредством периодической публикации результатов (может влиять на репутацию компании, если это не финансовые показатели) –Всеобъемлющий стандарт= среднее качество (или качество в данном процентильном эквиваленте) ТК: по крайней мере на 90% претензий клиентов ответ поступает в течении максимального времени, отведенного на исчерпывающий ответ НЭ: максимальное количество отключений в год на одного потребителя (средний показатель для конкретной области)

Autorità per l'energia elettrica e il gas6 СРЕДСТВА РЕГУИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ - МНОГОАСПЕКТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯ КОЛЕБАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕ/СПАД НАПРЯЖЕНИЯ ЧАСТОЕ СКАЧКООБРАЗНОЕ ИЗМЕНЕИЕ НАПРЯЖЕНИЯ МЕРЦАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ ДИСБАЛАНС КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО CALL- ЦЕНТРЫ ВЫСТВЛЕНИЕ СЧЕТОВ ЖАЛОБЫ ПОВТОРНОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К СЕТИ ПОСЛЕ ОТСОЕДИНЕНИЯ ЗА НЕУПЛАТУ ПОДСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВСТРЕЧИ НОВЫЕ СМЕТЫ ПОСТАВОК ПРИСОЕДИНЕНИЯ К СЕТИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СНАБЖЕНИЯ ПРОВЕРКА СЧЁТЧИКОВ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ПЕРЕБОИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ (ДЛИТЕЛЬНЫЕ И КРАТКОВРЕМЕННЫЕ) ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ (ПРОГНОЩИРУЕМЫЕ)ПЕРЕБОИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭЕНРГЕТИКИ ЭНЕРГОСНА БЖЕНИЯ ГЕНЕРАЦИЯ, ТРАНСМИССИЯ И ДИСТРИБУЦИЯ

Autorità per l'energia elettrica e il gas7 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ВСЕОБЪЕМЛЮЩ ИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА УВЯЗКА КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ И РАЗМЕРОВ ПЛАТЕЖЕЙ (ТАРИФОВ) ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВЫБОРУ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СИТУАЦИЯХ, В КОТОРЫХ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ И БЕЗОПАСНЫМ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ УСТАНАВЛИВАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ГАРАНТИРОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЯТЬ РАЗМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НЕСООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ ПРЕДОСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ УСТАНАВЛИВАТЬ НАДЁЖНЫЕ ПРАВИЛА ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ КАЧЕСТВА ПУБЛИКАЦИЯ ФАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ()РЕГУДИРОВАНИЕ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНКУРЕНЦИЯ

Autorità per l'energia elettrica e il gas8 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ Публикация актуальных показателей качества Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращения КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Системы мониторинга качества напряжения Минимальные стандарты качества напряжения Контракты на качество электроэнергии Механизмы поощрения и штрафов Стандарты для многократных/чрезвыч айно длительных отключений Руководство по мерам регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas9 Мониторинг непрерывности распределения поставок Качество центров обращения Системы мониторинга качества напряжения Минимальные стандарты качества напряжения КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ Контракты на качество электроэнергии Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Стандарты для многократных/чрезвыч айно длительных отключений Гарантируемые стандарты качества Механизмы поощрения и штрафов

Autorità per l'energia elettrica e il gas10 Руководство по мерам регулирования: Непрерывность поставок – основные понятия Территориальная классификация пострадавших клиентов Клиенты получающие низкий уровень напряжения и страдающие от перебоев подачи энергии Система телеуправления Регистрация перебоев подачи энергии Форс-мажор Как оценивается непрерывность Кто оценивает непрерывность Проверка информации по непрерывности энергоснабжения

Autorità per l'energia elettrica e il gas11 Территориальная классификация необходима в целях установления отдельных приемлемых стандартов Итальянская классификация Городские (с высокой плотностью населения) области: территория населенных пунктов с более чем 50,000 жителей Переходные городские (со средней плотностью населения) области: территория населенных пунктов с более чем 5,000, но менее чем с 50,000 жителей Сельские(с низкой плотностью населения) области: территория населенных пунктов с более чем 5,000 жителей ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ КЛИЕНТОВ

Autorità per l'energia elettrica e il gas12 Клиенты получающие низкий уровень напряжения и страдающие от перебоев подачи энергии Перебои, возникшие в следствии неисправностей трансформаторов с высоким или средним уровнем напряжения: Оценка количества клиентов получающих низкий уровень напряжения = Трансф. со средним/низким уровнем напряжения * количество пользователей,получающих низкий уровень напряжения от трансф. со средним/низким уровнем напряжения (высчитывается отдельно для каждого районного уровня) Перебои, возникшие в следствии неисправностей трансформаторов с низким уровнем напряжения: Оценка количества клиентов получающих низкий уровень напряжения = количество линий низкого напряжения * количество пользователей, получающих низкий уровень напряжения на линии низкого напряжения (высчитывается отдельно для каждого районного уровня) До 2007: оценка С 2008: конкретное число Посредством информационных систем(напр.: SCADA, GIS, и т.д.) Посредством систем умного учёта (финансовый стимул; в таком случае регистрация фактического количества клиентов получающих низкий уровень напряжения переносится на 2010)

Autorità per l'energia elettrica e il gas13 СИСТЕМА ТЕЛЕУПРАВЛЕНИЯ В Италии при регулировании непрерывности энергоснабжения устанавливаются минимальные требования по системе телеуправления (для высокого и низкого уровня напряжения) –Каждый раз включение и выключение размыкателя (на высоком и среднем уровне, >1 кВ)должно автоматически отражаться и фиксироваться –Должны иметься автоматические распечатки, отражающие все происшествия в сети –Система телеуправления должна быть в состоянии контролировать по крайней мере схемы высокого и среднего напряжения на терминалах каждой трансформаторной станции с высоким/средним и коммутационную станцию со средним напряжением или соединить станцию с другими распределительными сетями общего пользования Для случаев неисправностей на сетях низкого напряжения требуется исключительно ручная регистрация, но в отдельном регистре в письменной форме должен вестись учёт всех телефонных звонков –Чтобы убедиться в том, что персонал после поступления звонков занялся устранением неполадок

Autorità per l'energia elettrica e il gas14 Станция с высоким/ средним напряжением Подстанции со средним/низким напряжением Пример: система телеуправления в сети

Autorità per l'energia elettrica e il gas15 Выключатели должны быть дистанционно управляемыми Станция с высоким/ средним напряжением Подстанции со средним/низким напряжением Пример: система телеуправления в сети

Autorità per l'energia elettrica e il gas16 РЕГИСТР ОТКЛЮЧЕНИЙ Для каждого отключения, распределительная компания должна внести в «регистр отключений» следующую информацию –Тип отключения (долговременное/кратковременное/динамическое) –Время начала(см. также система телеуправления) –Количество пострадавших клиентов –Продолжительность(для каждой группы клиентов с одинаковой продолжительностью) –Уровень напряжения(передача, высокий, средний, низкий) –Код пострадавших схем –Причина(форс-мажор, внешние повреждения, другое) –Конкретная документация в случае форс -мажора и внешних повреждений –Конкретная документация в случае прогнозируемого отключения В конце года, электронная копия реестра направляется по в орган регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas17 ФОРС-МАЖОР Упрощение процесса 1.1-й Регуляторный период( ) Исключительно документальные сведения 2.2-й Регуляторный период( ) Выбор между документальными сведениями и статистическим алгоритмом (Основные события дня) 3.3-й Регуляторный период( ) Исключительно статистический алгоритм (Периоды Исключительных Условий) + возможность документального подтверждения в особых случаях

Autorità per l'energia elettrica e il gas18 КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ Отключения оцениваются посредством –Времени между отключениями или количества отключений (для каждого типа) в период времени (в общем, 1 год) на данной территории распределения (единообразно!) N (количества) клиентов SAIFI: среднее количество длительных отключений на клиента в год (MAIFI для краткосрочных откл.) SAIDI: средняя продолжительность отключений на клиента в год –Для каждого отключения одного типа, главными регистрируемыми характеристиками являются Пострадавшие клиенты N i SAIFI, SAIDI Продолжительность (время начала и завершения) D i SAIDI

Autorità per l'energia elettrica e il gas19 КТО ОЦЕНИВАЕТ НЕПРЕРЫВНОСТЬ Распределительная компания –Система дистанционного управления(SCADA): позволяет автоматически регистрировать время начала каждого отключения и все операции с выключателем Италия: обязательно для каждой схемы высокого и среднего напряжения –Регистр отключений: содержит всю информацию по каждому отключению (обновляется вручную) Италия: обязательно для каждого долговременного и кратковременного отключения; у пользователей имеется доступ к регистру Орган регулирования –Каждый год снабжается показателями продолжительности отключений в год и электронной копией регистра и осуществляет проверки Италия: для каждого территориального района (~300): SAIDI, SAIFI, MAIFI, отдельно для: запланированных и незапланированных отключений, разбивка по причинам отключений, уровню качества напряжения, территориальной плотности Клиенты: индивидуальная информация для большинства Италия: клиент может попросить о совершении индивидуальных замерений

Autorità per l'energia elettrica e il gas20 ПРИМЕР ЕЖЕГОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОТКЛЮЧЕНИЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ОРГАНАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ (в силе с 1999 года)

Autorità per l'energia elettrica e il gas21 ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ ПО НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ Ступени оценки развития 1.Планирование A.Выбор контролируемого телеуправляемого центра/ района B.Подготовка контрольного перечня, согласно специфике ситуации 2.Официальное решение –Распорядительный документ издаётся Органом регулирования и публикуется на сайте без указания наименований выбранных компаний 3.За неделю: объявление –Оператор получает информацию о пакете документов, который необходимо сформировать и о дате/месте проведения проверки 4.Во время проверки: A.Заполнение контрольного перечня по организации оператором рабочего процесса, процедурам управления отключениями, системе телеуправления …) B.Случайная выборка периода отключения для проверки C.Итоги проверки 5.По окончанию проверки: - Отчет о проверке содержащий расчёт 3-х индексов (точность, корректность, система регистрации), передается компании –Финальное обсуждение по отклонению или утверждению (по результатам официальных обсуждений) на основании результатов индексов

Autorità per l'energia elettrica e il gas22 ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ ПО НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

Autorità per l'energia elettrica e il gas23 РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТОДОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Качество центров обращения Системы мониторинга качества напряжения Минимальные стандарты качества напряжения Контракты на качество электроэнергии Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Стандарты для многократных/чрезвы чайно длительных отключений Гарантируемые стандарты качества Механизмы поощрения и штрафов SAIDI: c 2000 года SAIFI+MAIFI: c 2008 года ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО

Autorità per l'energia elettrica e il gas24 УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ 1.Приспособление целей регуляторных схем для учёта специфических факторов 2.Сохранение схемы в наиболее простом виде, чтобы привлечь инвестиции компаний 3.Регулирование качества не может достигнуть конечной точки в развитии: необходимо постоянное развитие и проверки 4.Регулирование качества черпает выгоду в большой степени при пошаговом подходе к процессу 5.Открытый диалог между всеми сторонами, является важнейшей частью эффективного регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas25 1. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РЕГУЛЯТОРНЫХ СХЕМ ДЛЯ УЧЁТА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Разрыв между уровнем непрерывности энергоснабжения в Италии и других крупных европейских странах (Франция, Великобритания, Германия) ЦЕЛЬ A: повышение среднего уровня непрерывности энергоснабжения в Италии в соответствии с европейскими критериями Разрыв между северными и южными регионами ЦЕЛЬ B: сократить вариации регионального и районного уровня по сравнению со средним уровнем страны Процессы либерализации и приватизации ЦЕЛЬ C: расширить сеть инвестиций в целях достижения более высоких уровней (если достижимы) или в целях улучшения ЦЕЛЬ D: обеспечить удовлетворение потребности клиентов в электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas26 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА/i РЕГУЛИРОВАНИЕ (раз в 4 года) УСТАНОВЛЕНИЕ СТАНДАРТОВ РАЗВИТИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ ШТРАФНЫХ/ПООЩРИТЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ Прогноз на 4 года Ссылка на долгосрочные цели Совершенствование базовой линии Поощрительные/штрафные параметры (основанные на исследовании готовности потребителей платить) РЕАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ (каждый год) СРАВНЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ СО СТАНДАРТАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ФАКТИЧЕСКИХ ШТРАФОВ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ Каждый год t, компаниям, в зависимости от исполнения, причитаются либо вознаграждения либо штрафы Тарифы соответственно корректируются

Autorità per l'energia elettrica e il gas27 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА /ii РЕГУЛИРОВАНИЕ (раз в 4 года) УСТАНОВЛЕНИЕ СТАНДАРТОВ РАЗВИТИЯ Прогноз на 4 года Ссылка на долгосрочные цели От каждого района из года в год требуется определенный процент улучшения (каждая компания должна улучшать на % каждый год по каждому из районов) t … … … 12 Std t [ CML-SAIDInet ] LivPart LivOb k j: Территория района(1..300) k: Плотность территории(В/С/Н) t: год (регулируемый период: 4 года )

Autorità per l'energia elettrica e il gas28 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА /iii Act t [ CML ] Q t [] Std t -Min +Max РЕАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ (каждый год) СРАВНЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ СО СТАНДАРТАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ФАКТИЧЕСКИХ ШТРАФОВ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ Каждый год t, компаниям, в зависимости от исполнения, причитаются либо вознаграждения либо штрафы Act j,t (единые параметры премирования/штрафов устанавливаются заранее в начале регуляторного периода) Тарифы ежегодно корректируются: ±q t = Q t /допустимый доход [%] Для поощрений и штрафов устанавливаются максимальные размеры Единые стимулы/штрафы устанавливаются заранее [/кВт/ч-необслуж.] на основании исследования готовности потребителей и приемлемости компенсации

Autorità per l'energia elettrica e il gas29 ЕДИНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПООЩРЕНИЦ/ШТРАФОВ применяемые во второй регуляционный период ( ) БЫТОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ Параметр C dom ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ Параметр C ndom (РАЙОНЫ С НАИЛУЧШИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ) Ниже показателей по стране 7.2 /kWh-ENS(недопоставленная энергия) 14.4 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) (РАЙОНЫ СО СРЕДНИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ) В 2-3 раза выше показателей по стране 10.8 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) 21.6 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) (РАЙОНЫ СО НАИХУДШИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ) Более чем в 3 раза выше показателей по стране 14.4 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) 28.8 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) Показатели по стране(сеть SAIDI-): город 25 мин/на потреб/год, сельская местность 60 мин/ на потреб/год 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА /iv

Autorità per l'energia elettrica e il gas30 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА /v ПЕРЕРАСЧЁТ СТАНДАРТОВ В 1-М и 2-М РЕГУЛЯТОРНГОМ ПЕРИОДЕ

Autorità per l'energia elettrica e il gas31 SAIDI (за исключением случаев сброса нагрузки и крупных инцидентов на сети передач) 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО/i Цель A Улучшение общего уровня непрерывности энергоснабжения в Италии СРЕДНЯЯ СВЕРХ ЦЕНА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ : ОКОЛО 3 /НА ПОТРЕБИТЕЛЯ/В ГОД : ОКОЛО 4 /НА ПОТРЕБИТЕЛЯ/В ГОД Минут потеряно потребителем ( SAIDI ) ( за исключением крупных перебоев с передачей и сбрасывания нагрузки ) Прерывания по вине оператора Прерывания не по вине оператора

Autorità per l'energia elettrica e il gas32 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО/ii Цель A Улучшение общего уровня непрерывности энергоснабжения в Италии SAIDI (только прерывания по вине оператора) Север ЦентрЮг Италия

Autorità per l'energia elettrica e il gas33 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО/ii Цель A Улучшение общего уровня непрерывности энергоснабжения в Италии SAIFI (за исключением случаев сброса нагрузки и крупных инцидентов на сети передач) Север ЦентрЮг Италия

Autorità per l'energia elettrica e il gas34 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО /iv Цель B Сократить разрыв между Севером и Югом SAIDI (за исключением случаев сброса нагрузки и крупных инцидентов на сети передач) Север Центр ЮгИталия

Autorità per l'energia elettrica e il gas35 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО /v Цель C Инвестиции в улучшение сети Год Чистые стимулы[Mилл. ] (стимулы-штрафы) Влияние на тарифы 2-й регуляторный период 4.0 /на потреб./в год q avg % Инвестиции в качество(отдельно) Ресурс: ответ Enel на консультационную статью AEEG (2003) Эффект от схемы поощрительного регулирования для непрерывности энергоснабжения Миллионов евро Высокая плотность (Город) Средняя плотность (пригород) Низкая плотность (сельская местность) +16% в год

Autorità per l'energia elettrica e il gas36 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО /vi Цель D Обеспечение удовлетворения потребностей клиента КОЛ-ВО НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ КЛИЕНТОВ (%) ПРЕРЫВАНИЙ НА КДИЕНТА (число) СВЯЗЬ ФАКТИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ КАЧЕСТВА И СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КЛИЕНТОВ (КАЖДЫЙ ЗНАЧОК – ОТДЕЛЬНЫЙ РЕГИОН ИТАЛИИ)

Autorità per l'energia elettrica e il gas37 ПЕРИОД 1ПЕРИОД 2ПЕРИОД 3 SAIDI – CMLs (сред. продолжительность) Поощрения/ штрафы Поощрения/ штрафы Поощрения/ штрафы Многократные откл. (макс. Кол-во., СН) Мониторинг кол-ва откл. (для отдельных клиентов СН) Гарантированные стандарты(только для длит. откл.) Чёткий гарантированный стандарт(только для длит. Откл.) SAIFI – показатели корреляции (CI) (средн. число) Мониторинг кол-ва длит. откл. Мониторинг кол-ва длит. и кратк. откл. Поощрения/штрафы (SAIFI+MAIFI) Очень долгие откл. (макс. продолжительность НН-СН) Консультации и статистические исследования Гарантированные стандарты (вкл. прогноз. событ.) Качество передачиМониторинг передачи Поощрения/штрафы за качество передачи (ENS) Качество напряжения Мониторинг кач. Напряж. ВН-СН сетях ShortCirc.Power Рассмотрение нового европейского стандарта EN Многократные откл. (макс. Кол-во., НН) Модель взаимосвязей для НН Мониторинг кол-ва длит. и кратк. откл. (для отдельных клиентов НН.) 4. ПОСТЕПЕННЫЙ ПОДХОД: ЭВОЛЮЦИЯ

Autorità per l'energia elettrica e il gas я консультацион ная статья \Июнь03 2. Публичные слушания Июль я консультацион ная статья Ноябрь я консультацион ная статья Январь Публичные слушания Январь-04 D. 4/04 КАЧЕСТВЕНН ЫЙ КОД Янв-04 Количественная оценка воздействия 1-го регуляторного периода Цели для 2-го регуляторного периода Альтернативы Обзоры по конкретным вопросам Проект правового текста (постановление) Дальнейшие альтернативы с учётом замечаний Диапазон значений для осн. параметров Подчёркнуты цели слияния Дальнейшие альтернативы с учётом замечаний Диапазон значений для осн. параметров Включает непрерывность энергоснабжения и качество услуг Технический отчёт с анализом влияния 5. ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ: МНОГОКРАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ От 2007: RIA (Оценка регулирующего воздействия)

Autorità per l'energia elettrica e il gas39 ЕВРОПА, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОТКЛЮЧЕНИЙ (НЕ ВКЛЮЧАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ) В МИНУТАХ НА КЛИЕНТА Source: CEER, 4-й Отчёт по сопоставительному анализу, Австрия ВН, СН Дания ВН, СН Эстония ВН, СН, НН Франция НН Германия ВН,СН,НН Исландия ВН,СН,НН Италия ВН,СН,НН Литва ВН,СН,НН Португалия ВН,СН,НН Испания ВН,СН,НН Великобритания ВН,СН,НН

Autorità per l'energia elettrica e il gas40 Источник: CEER, 4tйОтчёт по сопоставительному анализу, ЕВРОПА, КОЛИЧЕСТВО ДЛИТЕЛЬНЫХ ОТКЛЮЧЕНИЙ (НЕ ВКЛЮЧАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ) КОЛИЧЕСТВО РАЗ НА КЛИЕНТА Австрия ВН, СН Дания ВН, СН Эстония ВН, СН, НН Франция НН Германия ВН,СН,НН Исландия ВН,СН,НН Италия ВН,СН,НН Литва ВН,СН,НН Португалия ВН,СН,НН Испания ВН,СН,НН Великобритания ВН,СН,НН

Autorità per l'energia elettrica e il gas 41 ГАРАНТИРОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Качество центров обращений Системы мониторинга качества напряжения Минимальные стандарты качества напряжения Контракты на качество электроэнергии Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Гарантируемые стандарты качества Механизмы поощрения и штрафов ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО

Autorità per l'energia elettrica e il gas42 ЧАСТЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ/I Для клиентов СН Максимальное количество долговременных отключений в солнечный год Гарантированные стандарты СН клиенты имеют право на автоматическую компенсацию если их заводы/ реле защиты гарантируют избирательность с реле защиты операторов распределительной сети (посредством письменного заявления операторов распределительной сети, в соответствии с их спецификациями – выплаты на новые заводы клиентов) СН клиенты не выславшие заявления в адрес операторов распределительной сети оплачивают тарифную наценку Убытки из-за отключения по причине форс-мажора или по вине третьих лиц исключаются Взаимосвязанные апстрим операторы распределительной сети, должны способствовать автоматической компенсации клиентам в количестве, пропорциональном числу длительных отключений по их вине, которые затрагивают взаимосвязанных даунстрим операторов распределительной сети ГородПригородСел. мест До долг.откл./год45 С

Autorità per l'energia elettrica e il gas43 ЧАСТЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ /II Клиенты обслуживаемые наихудшим образом Розничная продажа в Италии ( )

Autorità per l'energia elettrica e il gas44 ЧАСТЫЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ Стандарты, действующие в Европе Территориальная классификация Страна Столич ные Городские (города) Полу- городские (tнаселенные пункты) Сельские (села) Мелкие деревни ФРАНЦИЯ 2 (СН) св. нет (НН) 3 (СН) св. нет (НН) св. нет ВЕЛИКОБРИТА НИЯ 3 (СН) (каждое продолжительностью более 3-х часов) 3 (НН) (каждое продолжительностью более 3-х часов) ИТАЛИЯ 3 (СН, 2 с 2010) св. нет (НН) 4 (СН, 3 с 2010) св. нет (НН) 5 (СН, 4 с 2010) св. нет (НН) ПОРТУГАЛИЯ 8 (СН) 12 (НН) 18 (СН) 23 (НН) 30 (СН) 36 (НН) ИСПАНИЯ 8 (СН) 12 (НН) 12 (СН) 15 (НН) 15 (СН) 18 (НН) 20 (СН) 24 (НН) Ресурс: CEER, 3-й Сравнительный доклад по качеству поставок электроэнергии, Данные обновлены для Испании и Италии

Autorità per l'energia elettrica e il gas45 ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ/I Стандарты –Гарантированные стандарты применяются как к обычным так и к исключительным случаям –Статистический метод определения «Периодов исключительного условия» можно объединить с документальными доказательствами для особых случаев) –Обсуждение по вопросам безопасности –Компания обязана выплатить гарантированные стандарты –В случае крупных или исключительных событий, компании получают компенсацию через специальный фонд –Все клиенты вкладываю небольшие суммы в фонд –Компании получают стимулы, чтобы показать свою работу «в нормальных условиях» Компании должны вносить деньги в фонд в соответствии с их фактическим качеством без учёта крупных или исключительных событий Компании получают сумму, пропорциональную ожидаемому уровню качества (с течением времени понижается) Тип отключенияТерриториальн ая классификация Стандарт для НН клиентов Стандарт для СН клиентов Незапланированное Город Пригород Сельская местность 8ч 12ч 16ч 4ч6ч8ч4ч6ч8ч ЗапланированноеВсе8ч8ч8ч8ч

Autorità per l'energia elettrica e il gas46 ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ /II Automatic reimbursements Бытовые потребители НН и СН потребители с мощностью 100кВт Не бытовые НН потребители с мощностью > 100кВТ Невыполн ение стандарта /кВТ1,5/кВТ На каждый последую щий период 15 Каждые 4 часа 75 Каждые 4 часа 1/кВТ Каждые 4 часа 0,75/кВТ Каждые 4 часа Максимум3001,0003,0006,000

Autorità per l'energia elettrica e il gas47 ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ /III 2003: Аварийное отключение ввиду проблем с передачей / распределением нагрузки (потеря связи с заграницей на протяжении ночи) –Пострадало 33млн. Потребителей (за исключением Сардинии), продолжительность отключения до 24 часов (Сицилия) 2004: Об Обширные отключения в некоторых регионах в связи с погодными катаклизмами. –Более 2 млн. потребителей и 4 обширных инцидента (7 регионов) –Около потребителей были отключены на протяжении более чем 12 часов –Около потребителей более чем на 2 дня (2.000 потребителей до 5 дней) 2005: Первый тур консультаций 2006: Второй тур консультаций 2007: Третий тур консультаций и конечное решение (Июль) 2008: Срок реализации е Июля новые стандарты для всех СН-НН потребителей в случае очень длительных отключений с автоматической компенсацией

Autorità per l'energia elettrica e il gas48 ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ Стандарты, действующие в Европе Территориальная классификация Страна Столичные (города) Полу- городские (населенные пункты) Сельские (села) ФРАНЦИЯ 6 ч. (СН и НН, за искл. исключительных обстоятельств) ВЕЛИКОБРИТА НИЯ 18 ч. (СН и НН, нормальные условия, передача не вкл.) От 24 до 100 ч. (исключительные обстоятельства, в зависимости от сложности) ИТАЛИЯ 4 ч (СН, 2 с 2009) 8 ч (НН, 2 с 2009) Все происшествия 6 ч (СН, 2 с 2009) 12 ч (НН, 2 с 2009) Все происшествия 8 ч (СН, 2 с 2009) 16 ч (НН, 2 с 2009) Все происшествия ШВЕЦИЯ 12 ч (СН и НН, происшествия не по вине оператора распределительной сети и крупные отключения не учтены) ИРЛАНДИЯ 12 ч (СН и НН, исключительные происшествия и происшествия в сети передачи не учтены) Ресурс: CEER, 3-й Сравнительный доклад по качеству поставок электроэнергии, Данные обновлены для Испании и Италии

Autorità per l'energia elettrica e il gas49 КОММЕРЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas50 ГАРАНТИРОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ ( ) Конечные НН потребители Конечные СН потребители Распр. Максимальное время на оценку расходов на выполнение работ по НН сети 20 раб. дней Нет данных Максимальное время на выполнение простых работ 15 раб. дней 30 раб. дней Максимальное время на активизацию поставок 5 раб. дней Максимальное время на отмену поставок по требованию потребителя 5 раб. дней7 раб. дней Максимальное время на возобновление поставок после приостановления за неуплату 1 день вкл. субботу Максимальное время исполнения индивидуальных назначений 3 часа Максимальное время на возобновление поставок после поломки счётчика 3 часа (день) 4 часа (ночь) Проверка счётчика по просьбе потребителя Проверка напряжения по просьбе потребителя 15 раб. дней 30 раб. дней

Autorità per l'energia elettrica e il gas51 РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ сравнение предыдущего и нынешнего опытов регулирования II° полуг ,0010,0020,0010,220,823,114,213,414,434,07 Общая сумма выплаченных компенсаций в миллионах евро Число запросов по невыполненным гарантированным стандартам Реальный размер выплачиваемой компенсации СаморегулированиеРегулирование осуществляемое Органом Регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas52 РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ Результаты гарантированных стандартов(2006) Число автоматич. компенс. Смета расходов (на работу в НН сети))20 раб.дней ,8%13, Завершение простейших работ () 15 раб.дней ,4%8, Старт поставок 5 раб.дней ,0%1, Прекращение поставок (по запросу потребителя)) 5 раб.дней ,5%1, Возобновление поставок после прекращения из-за неплатежей 1 день ,6%0, Корректировка ошибок в счетах (уже оплаченные суммы) 90 дней ,1%46,65515 Устранение неполадок счётчиков (в перерывами энергоподачи) 3 часа (день) 4 часа (ночь) ,7%1, Поддержка назначений (соблюдение временных рамок) 3 часа ,7%259 УСЛУГИ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ГАРАНТИРОВАННЫМ СТАНДАРТАМ Стандарт Количество запросов в год % неисп. стандартов Среднее время (сеть) Раб.дн. Итоги 2006

Autorità per l'energia elettrica e il gas53 АВТОМАТИЧЕСКИЕ КОМПЕНСАЦИИ Суммы и льготы Исключения –Форс-мажорные обстоятельства или вина третьих лиц (должно быть адекватно доказано) –В случаях, когда потребитель не оплатил счета не причитающихся оператору –Касаемо максимального времени на восстановление поставок после выхода из строя прибора учёта оператор не обязан выплачивать компенсацию в случае, если перерыв поставок вызван: Вмешательство ограничителя закачки, ввиду чрезмерного потребления; При условии ущерба нанесенного при установке прибора учёта в помещениях, доступ к которым имеется только у потребителей Суммы Бытовые НН потребители Не бытовые НН потребители СН потребители Автоматическая компенсация (АК) оплачивается в следующем счёте 30 евро60 евро120 евро

Autorità per l'energia elettrica e il gas54 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ Эскалация в случае задержки исполнения 3*AC дни 0=RqstS=Std евро AC= автоматическая компенсация Автоматическая компенсация должна быть выплачена в течении 90 дней (с момента А) Дата (или час) A когда услуга была фактически оказана оператором, за рамками стандарта S A=Act AC 2*S 2*AC 3*S A=Act

Autorità per l'energia elettrica e il gas55 ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ СТАНДАРТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ ( ) УслугаНН потребителиСН потребители Минимальный процент запросов на оценку расходов на выполнение работ в СН сети осуществляющихся в течении 40 рабочих дней Не применимо90% Минимальный процент запросов на выполнения комплекса работ, осуществляемых в течении 60 рабочих дней 85%90% Минимальный процент ответов на жалобы и запросы письменной информации, осуществляющихся в течении 20 рабочих дней 90%95%

Autorità per l'energia elettrica e il gas56 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas57 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Информация о гарантированных стандартах и автоматических компенсациях должна быть должным образом доведена до потребителей –По просьбе потребителя, он может получить информацию о праве получения компенсации (для коммерческого качества) –Если стандарты не выполняются, потребитель получает компенсацию посредством счёта с соответствующим сообщением –Потребители могут обжаловать дальнейшие убытки, если могут их доказать (обычно посредством суда, занимает много времени, могут возникнуть трудности) Дальнейшие средства связи: –Публикация информации на сайте Органа Регулирования –Счёт по прерываниям для каждого СН потребителя, один раз в год (конец июня) –Компания, убеждающая СН потребителей инвестировать в совершенствование установок и получения преимуществ от комплексного регулирования отключений –Проведение исследований в случае крупных катастроф и публикация результатов (например, отключение 2003)

Autorità per l'energia elettrica e il gas58 Тип стандарта гарантированный Обслуживание За исключением простейших работ(*) Территория Италия

Autorità per l'energia elettrica e il gas59 Выбранный показатель CML Выбранная территория Италия Выбранный тип отключений Длинные незапла Выбранные ответственные лица Все (общ. CML, за вычетом отключений и сброса нагрузки)

Autorità per l'energia elettrica e il gas60 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ МЕТОДОМ ПООЩРЕНИЯ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas61 ФОНОВЫЙ МОНИТОРИНГ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ (1) За три года до начала регулирования непрерывности передачи энергии, AEEG издал Распорядительный документ 250/04 по подготовке электросетевых стандартов: –Обязательства для ОРС регистрировать длительные (> 3 минут), короткие и переходные (< 1 секунд) отключения –Классификация отключений: природа + причина + список пострадавших потребителей+ сетевой статус по времени=0 + информация по каждому отключенному пользователю (время начала, конца, сброс нагрузки) –Определение показателей непрерывности и методы подсчёта ENS, AIT, SAIFI (длительные отключения), MAIFI (краткие) и недопоставленная энергия

Autorità per l'energia elettrica e il gas62 ФОНОВЫЙ МОНИТОРИНГ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ(2) –Мониторинг качества напряжения, параметры: sвариации напряжения при передаче, резкие изменения напряжения, провалы напряжения, перенапряжение, мерцание, гармонические волны, частые отклонения –Обязательства ОРС по соответствию ожидаемым уровням качества при передаче (предоставляются ОРС к утверждению Регулятором), касаемо показателей непрерывности –Публикация ежегодного отчёта ОРС описывающего текущее положение дел в сравнении с ожидаемыми уровнями, а также деятельность и планы по повышению показателей непрерывности –Отчёт ОРС в Орган Регулирования об крупных сбоях передачи (ENS > 150 МВт, > 30 минут)

Autorità per l'energia elettrica e il gas63 ФОНОВЫЙ МОНИТОРИНГ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ(3) Условный подход 250/04 предназначен для: –Прозрачности по вопросам качества –Репутационный стимул для ОРС –Надёжные правила измерения непрерывности и информация Информация от Terna и AEEG Средняя продолжительность перерывов передачи в Италии и её районах в Ожид Ожид Факт Факт Факт. 2008

Autorità per l'energia elettrica e il gas64 СТИМУЛИРУЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э В ИТАЛИИ: ЦЕЛИ Сокращение повседневных перебоев Предотвращение и смягчение последствий крупных инцидентов Неочевидная цель: обеспечить стимулы для инвестиций, оправданные по качеству и соображениям безопасности, чтобы избежать риска исключительно рыночных инвестиций специально нацеленных на сокращение перегруженности Инвестиции в передачу Источник: собственная разработка публичной информации Инвестиции в передачу, Италия ( )

Autorità per l'energia elettrica e il gas65 СТИМУЛИРУЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э В ИТАЛИИ: ПОКАЗАТЕЛИ Три показателя (непоставленная энергия, количество отключений на потребителя и количество потребителей без отключений) R-ENS, регулируемая непоставленная энергия NIU, количество отключений на сетевого потребителя UZI, количество сетевых потребителей с нулевым количеством отключений Регулирование вступила в силу в 2008 Установка улучшения стандартов и параметров поощрений/штрафов для Экономический эффект только для 2010 и 2011

Autorità per l'energia elettrica e il gas66 R-ENS выражается в МВт и основывается на ЕNS Функция ограничения принята в целях борьбы как с крупными перебоями передачи (с обширн. ENS) так и с мелкими повседневными отключениями РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э: ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ (1) Источник: собственные разработки Сглаживающая и ограничивающая функция принятая для определения R- ENS начинается с ENS Регулируемая непоставленная энергия ( R-ENS) в МВт Непоставленная энергия (МВт)

Autorità per l'energia elettrica e il gas67 NIU включает в себя короткие и длинные отключения для всех пользователей, напрямую подсоединенных к национальной распределительной сети NIU = SAIFI + MAIFI NIU высчитывается для каждой из 8 территориальных зон, в которых находится сетевой оператор Несимметричная схема (больше штрафов, чем поощрений) учитывает цели содействию однородности качества передачи э/э в Италии РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э: ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ(2)

Autorità per l'energia elettrica e il gas68 UZI это количество пользователей сети с нулевым количеством отключений в год, в отношении к общему количеству пользователей В отношении UZI имеется только поощрительная схема, повышения размера поощрения за R-ENS и NIU (в случае перевыполнения поставленных целей) Природа UZI отражает характер услуг по передаче э/э: пользователи сети не должны страдать от отключений из-за сбоев при передаче РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э: ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ(3)

Autorità per l'energia elettrica e il gas69 Автоматическое вмешательство Automatic intervention of under-frequency load shedding schemes as a consequence of disturbances originated in the neighbouring interconnected countries; Preventive load shedding (communicated at least one day in advance adopting defined procedures) as a consequence of expected lack of generation adequacy; Forced line outages due to public orders (e.g. in case of fire when switching off the HV circuits is demanded by police or fire corps); Extreme disaster situations (e.g. earthquakes); Intentional damages (e.g. terrorist attacks); Extremely large black-outs (above MWh/event) Outages originated by users and outside NTG (NIU, UZI) РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э: ПРИЧИНЫ ОТКАЗА

Autorità per l'energia elettrica e il gas70 МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА НАПРЯЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas71 MONITORING UNITS INSTALLED ON MV BUS-BARS OF HV/MV SUBSTATIONS 400 monitoring units (they monitor about 10% of the MV bus-bars of the MV distribution network). The sample is representative of the network characteristics in terms of: number of HV/MV substations in each region length of the MV lines type of MV lines: cable, overhead, mixed neutral compensation or isolated neutral number of MV customers density of LV customers

Autorità per l'energia elettrica e il gas72 73 owned by as many MV customers who decided to voluntarily (with the promotion of the Authority) participate to the monitoring campaign 124 owned by Distribution Network Operators This sample of units is not statistically representative of the monitored MV network MONITORING UNITS INSTALLED ON MV DELIVERY POINTS

Autorità per l'energia elettrica e il gas73 AVERAGE NUMBER OF DIPS ACCORDING TO THE NEW prEN50160 /I Italy, Year 2007, all types of MV networks, MV bus-bars of HV/MV substations Yellow cells: equipment immunity class 2 Yellow+ Green: equipment immunity class 3 Red line: compatibility curve Длительность

Autorità per l'energia elettrica e il gas74 AVERAGE NUMBER OF DIPS ACCORDING TO THE NEW prEN50160 /II Italy, Year 2007, all Regions, all types of MV networks, MV bus-bars of HV/MV substations

Autorità per l'energia elettrica e il gas75 VOLTAGE QUALITY MONITORING ON TRANSMISSION AND HV DISTRIBUTION NETWORKS (1/3) Voltage levelTransmission HV Distribution Total 380 kV kV kV kV kV022 Total Number of installed measurement devices Source: Terna and Ceer 4th Benchmarking Report, 2008

Autorità per l'energia elettrica e il gas76 Number of dips per measurement point on 380kV and 220kV networks, year Source: Terna and Ceer 4th Benchmarking Report, 2008 Residual voltage u Duration t (ms) (%) 20 < t < t < t < t < t Total 90 > u > u > u > u > u Total VOLTAGE QUALITY MONITORING ON TRANSMISSION AND HV DISTRIBUTION NETWORKS (2/3)

Autorità per l'energia elettrica e il gas77 Number of dips per measurement point on 150kV and 132kV networks, year Source: Terna and Ceer 4th Benchmarking Report, 2008 Residual voltage u Duration t (ms) (%) 20 < t < t < t < t < t Total 90 > u > u > u > u > u Total VOLTAGE QUALITY MONITORING ON TRANSMISSION AND HV DISTRIBUTION NETWORKS (3/3)

Autorità per l'energia elettrica e il gas78 КОММЕРЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ПОСТАВОК ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas79 COMMERCIAL QUALITY REGULATION IN ITALY NEW GUARANTEED STANDARDS FOR SUPPLY ELECTRICITY & GAS (FROM 2009) MAXIMUM WAITING TIMES (All standards are in solar days) -Appropriate response to a complaint40 -Invoice amendment 90 –Invoice amendment for multiple invoice 20 When guaranteed standards are not met by fault of the utility, users are entitled to receive automatic compensation payments through their bills Level of compensation payments are related to the type of user involved: –domestic, business, industry: 20 –escalation like for commercial quality for distribution Users can always appeal to the court if damage is over the compensation payment

Autorità per l'energia elettrica e il gas80 COMMERCIAL QUALITY REGULATION IN ITALY NEW OVERALL STANDARDS FOR SUPPLY ELECTRICITY & GAS (FROM 2009) -Answers to written requests of invoice amendment: - 40 solar days in 95% of cases -Answers to written requests of information: - 30 solar days in 95% of cases

Autorità per l'energia elettrica e il gas81 COMPLAINTS HANDLING One of the functions assigned by the institutional Law 481/99 is to assess complaints, appeals and reports from users or consumers, individually or as a body, as to respect for standards of quality and tariffs by the service operators The Authority has a specific Department in charge for information and customer protection, having mainly the following tasks: to set rules for protecting customers (about contracts conditions, billing transparency, pre-contractual information and so on) to ensure transparency and information, having care for the relationships with Consumers Organizations handling consumers complaints

Autorità per l'energia elettrica e il gas82 COMPLAINTS HANDLING EVOLUTION How many complaints? Main reasons for complaining (ex.: apr. 07-may 08) Billing33% Contracts 19% Pre-contractual information/misselling15% Disconnection for non-payment 9% Quality of service (outages, connections, volt. quality) 9% Consumption (estimate consumption, meter reading)2,6% Complaints received People in information and Consumers Affaire Dep. 4567

Autorità per l'energia elettrica e il gas83 THE NEW CONSUMERS HELPDESK The increasing number of complaints and the need for an effective and satisfactory answer suggested to start, in 2007, the project for an externalization of complaints handling, giving the responsibility for the first stage to another public subject The consumers helpdesk has the task to develop all the activities that can be considered in preparation of a proceedings: –Receives complaints and appeals from the consumers and creates a file for each complaint –Asks for information and clarifications to the suppliers –Suggests to the customers and to the suppliers the measure to adopt in order to solve the problems raised –When the problem cannot be solved, or the consumer isnt satisfied about the answer transfers the file to the Authority for the final evaluation –Reports to the Authority about the complaints received and the activity carried out

Autorità per l'energia elettrica e il gas84 ONLY ONE INTERFACE FOR THE CONSUMER: THE SUPPLIER There is a timeliness obligation in force for Suppliers: 2 working days for sending the request of the final consumer to the Distributor and 2 working days for sending the answer of the Distributor to the final consumer Currently there arent any automatic compensations if the Supplier does not meet the above timeliness.

Autorità per l'energia elettrica e il gas85 REGULATION OF CALL CENTERS –Минимальные требования: opening time of Call Centers with human operator; information through the bill and internet web site –Стандарт: measured on monthly base Access to the service AS 80% Average waiting time TMA 240 sec. Service level LS 90% –Customer satisfaction: six month base survey on satisfaction of final customer who called the call center (through the call back methodology) –Benchmarking score: published on six month base – three sub scores: P A depending on the accessibility to the service P Q depending on the quality of the service P SC depending on the result of the call back survey IQT = [(P A + P Q ) / (P A + P Q ) max x 100 ] x 0,7 + P SC x 0,3

Autorità per l'energia elettrica e il gas86 Electricity and gas suppliers more than final customers. CALL CENTER PERFORMANCE RANKING PUBLICATION (*) for the period Jul-Dec 2008 (*) On the web site of the Autorità + press release

Autorità per l'energia elettrica e il gas87 AGENDA Overview on the electricity quality of service regulation Short overview on the electricity and gas smart metering regulation

Autorità per l'energia elettrica e il gas88 METERING REGULATORY FRAMEWORK Regime Operator responsible for metering services Accounting separation Unbundling reform Separation of the metering tariff Functional unbundling in force Regulated DNO (from the distribution tariff) 2010 Electricity Gas DNO (until 2008 Retailers could carry out meter reading) 2009 (from the distribution tariff and from the retail tariff component) 2012

Autorità per l'energia elettrica e il gas89 SMART METERING REGULATORY FRAMEWORK Both electricity and gas sectors are covered by smart metering (and metering) regulations In both cases minimum functional requirements and deadlines (with penalties) for installation/commissioning have been introduced Electricity: Regulatory Orders 292/06 and 235/07 (in English: 06allengnew.pdf) Gas: Regulatory Order ARG/gas 155/08: (in English 08alleng.pdf)

Autorità per l'energia elettrica e il gas90 SMART METERING - REGULATORY APPROACH Two different approaches Electricity: judged unavoidable the implementation of smart metering at Country level (thats for all DNOs) after the ENEL choice Gas: impact assessment (cost-benefit analysis, technical survey, …) Drivers Need to pursue objectives Directive 2006/32/EC (transposed to the Italian legislation in May decree n. 115/08)

Autorità per l'energia elettrica e il gas91 WHY MINIMUM REQUIREMENTS In order to guarantee: the pursuance of the objectives the same options to all customers (household/non household; free/in the protection scheme) interoperability and standardization They should fulfil the following criteria: system oriented such as to avoid raising of barriers or limits to technical/technological innovation such as to prevent the rejection of new solutions/architectures be independent from telecommunications systems

Autorità per l'energia elettrica e il gas92 УМНЫЙ УЧЁТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Autorità per l'energia elettrica e il gas93 WHAT DONE February/May 2006: made a formal request of information to Enel, Acea Rome and to major European manufacturers of smart meters (in practice smart metering systems were studied from the functional points of view) July 2006: published the consultation document n. 23/06 December 2006: published the regulatory order 292/06, introduced: –replacement obligations –minimum functional requirements September 2007: introduced performance indicators for smart metering systems, for the time being only for monitoring purposes (regulatory order 235/07)

Autorità per l'energia elettrica e il gas94 OBJECTIVES To help ensure competitiveness in the supply of electricity to residential and non-residential customers To establish the functional and technological conditions to make it possible to extend hourly metering to low- voltage withdrawal points also To improve the quality of the electricity metering, supply and distribution services for LV consumers and ensure the same functional and performance levels both for customers in the free market and those in the universal service (Not included in the R.O.): to look further some specific requirements, in particular consumption awareness (remote display) and demand response issues (home and building automation)

Autorità per l'energia elettrica e il gas95 SMART METERS FOR LV CUSTOMERS Mandatory timetable (1/2) InstallationCommissioning Penalty (*) 25%31-Dec-0830-Jun-09 65%31-Dec-0930-Jun-10 90%31-Dec-1030-Jun-11 95%31-Dec-1130-Jun %31-Dec-0830-Jun-09 Household customers and non household customers with P55kw (*) not recognized CAPEX for electromechanical meters not replaced Each year of the period DNOs are obliged to communicate to the Autorità the level of installation and commissioning of smart meters

Autorità per l'energia elettrica e il gas96 Starting from 1 January 2008, for each low- voltage withdrawal point through which the injection of active electricity into the network is activated, DNOs shall install one single smart meter, single-phase for single-phase applications and three-phase for three phase applications. SMART METERS FOR LV CUSTOMERS Mandatory timetable (2/2) First step towards smart grids

Autorità per l'energia elettrica e il gas97 Enel distribuzione Acea Roma Aem Milano Aem Torino Set distribuzione Asmea Brescia Hera Bologna Agsm Verona DNO % of LV customers equipped with commissioned smart meters No. of LV customers SMART METERS FOR LV CUSTOMERS Current status of the commissioning plan Snapshot at 30 June 2009 for major DNOs 30,063,172 1,552, , , , , , , % 57.8% 28.2% 31.0% 27.6% 92.4% 32.6% 31.3%

Autorità per l'energia elettrica e il gas98 MAIN MINIMUM FUNCTIONAL REQUIREMENTS-AMM (1/2) Specified for: Single phase mono-directional meters Single phase bi-directional meters Three-phase phase mono-directional meters Three-phase bi-directional meters

Autorità per l'energia elettrica e il gas99 MAIN MINIMUM FUNCTIONAL REQUIREMENTS-AMM (2/2) TOU price scheme (weekly profile): up to four bands, up to five intervals per day (1 totalizer + 4 band registers) Interval metering (min. 1 hour, depth = 36 days) Remote transactions [consumption reading (registers and intervals), supply activation/deactivation, change of the subscribed power, change of the TOU tariff, power reduction] Security of data (inside meters, during the transmission to the control centre, status word with prompt transmission to the control centre in case of meter failure) Freezing of withdrawal data (billing, contractual changes, switching) Breaker on board of meters + demand control algorithm (alternative: registration of the peak power per TOU band) Meter display (current totalizer and activated TOU band registers, last freezing) Slow voltage variations (according to EN50160) Upgrade of the program software

Autorità per l'energia elettrica e il gas100 PERFOMANCE REQUIREMENTS After the introduction of minimum functional requirements, some performance indicators of AMM systems have been introduced (R.O. 235/07): Annual percentage of successful remote transactions (activation/deactivation, change of the subscribed power, change of the price scheme, power reduction) within 24 hours and within 48 hours Annul number of meters that at least once registered a failure reported to the control centre (through the status word)

Autorità per l'energia elettrica e il gas101 THE METERING TARIFF 2004: separated the metering tariff from the distribution tariff : the extra-charge for each household customer due to smart meters has been less than 2 Euros per year : –the X factor will be 5% for metering activities (vs 1.9 % of distribution activities) –the metering tariff is/will be adjusted every year An equalization mechanism is envisaged in order to recognize higher costs to smaller DNOs

Autorità per l'energia elettrica e il gas102 INTERVAL METERS FOR HV AND MV CUSTOMERS HV customers and major MV customers have been equipped with interval meters (15min – 1 hour) since the second half of 80s In 2004 were introduced obligations for the installation of interval meters (1 hour) for all MV customers: -P>500kW by June P= kW by December P= kW by December P

Autorità per l'energia elettrica e il gas103 GAS SMART METERING

Autorità per l'energia elettrica e il gas104 GAS: WHAT DONE July 2006: announced smart metering implementation in the gas sector May/October 2007: made a cost-benefit analysis, a technical benchmark, a survey on the use of AMR/AMM systems in Europe July 2007: published the first consultation document (first thoughts) November 2007: established a WG (still alive) on What minimum functional requirements for smart meters (participants: the Autorità, DNOs, retailers, meters manufacturers, the Italian Gas Committee) February/April 2008: sent a request of information on installed meters to major DNOs June 2008: published the second consultation document (final thoughts) October 2008: Published the Regulatory Order ARG/gas 155/08

Autorità per l'energia elettrica e il gas105 GAS: OBJECTIVES To make it easier to eliminate any inefficiencies and discriminatory features by improving the process of recording and accounting for the natural gas withdrawn by consumers and introducing technological innovations to metering units To create the functional and technological conditions for the introduction of mechanisms to develop a market system for natural gas and support the definition of the regulated market for natural gas and the new balancing service To improve the quality of natural gas metering, sales and distribution services, while ensuring the same functional and service levels irrespective of the operator responsible for the metering service and at the same time fostering greater awareness of consumption levels

Autorità per l'energia elettrica e il gas106 GAS: TIMETABLE FOR THE COMMISSIONING OF SMART METERS Commissioning deadline Percentage Penalty [/meter non commissioned] > G4031 December % 54 G16 and G40 31 December % 21 > G6 and < G16 31 December % December % G6 31 December 20125% 4 31 December % 31 December % 31 December % 31 December %

Autorità per l'energia elettrica e il gas107 GAS: TOWARDS THE ROLL-OUT (1/2) Carried out in 2007: a survey on the use of gas AMR/AMM systems in Europe, found: –projects running (in some cases combining electricity and gas) –different technologies of involved meters in the system (traditional+data logger module/new generation meters)

Autorità per l'energia elettrica e il gas108 Carried out in 2007: a benchmark on gas smart meters, found: –availability of new functionalities –availability of new measurement technologies (mature, but with low level of industrialization) with correction of temperature and temperature+pressure –some models already MID certified for both pressure and temperature correction or only for temperature correction –availability of solutions with electrovalve on board –problems coming from the battery life: depends on environmental conditions, on the frequency and the amount of data to be transmitted by the meter, on the use of the display, etc GAS: TOWARDS THE ROLL-OUT (2/2)

Autorità per l'energia elettrica e il gas109 GAS: SOME EX-ANTE DECISIONS Quantitative cost-benefit analysis to be done DNO side, thats the actor that will make investments and meter reading activities Quantitative cost-benefit analysis to be differentiated according to the size of DNOs. Large (>500,000 consumers), Medium (50, ,000 consumers) and Small (

Autorità per l'energia elettrica e il gas110 GAS: SOME EX-ANTE HYPOTHESES No extra-charges for customers were assumed to obtain the NPV shown in the following Costs did not include the residual depreciation of traditional meters due to be replaced by smart meters The periodical replacement of the power supply batteries was considered: once in the life-cycle of smart meters in the consumption band up to 5,000 m 3 /year and every two years for smart meters in the consumption band over 5,000 m 3 /year The installation, on average, of one data concentrator every twelve smart meters was assumed (more than 95% of smart meters will be managed through data concentrators) The costs needed to interface smart metering systems with billing systems were considered

Autorità per l'energia elettrica e il gas111 GAS: FINDINGS OF THE COST-BENEFIT ANALYSIS (1/4) Annual consumption bands Size of DNO (no. of customers) Large (> 500,000) Medium (50, ,000) Small (< 50,000) Case 1: < 5,000 m 3, AMM1 – – – 3.35 Case 2: < 5,000 m 3, AMR Case 3: 5,000–200,000 m 3, AMR Case 4: > 200,000 m 3, AMR Case 5: < 5,000 m 3, AMM (Case 1) 5,000 m 3, AMR (Cases 3 and 4) 1 – – – 3.25 Cost of a single commissioned measurement point normalised to the cost of a large DNO

Autorità per l'energia elettrica e il gas112 GAS: FINDINGS OF THE COST-BENEFIT ANALYSIS (2/4) Annual consumption bands Size of DNO (no. of customers) Large (> 500,000) Medium (50, ,000) Small (< 50,000) Case 1: < 5,000 m 3, AMM Case 2: < 5,000 m 3, AMR Case 3: 5,000–200,000 m 3, AMR Case 4: > 200,000 m 3, AMR Case 5: < 5,000 m 3, AMM (Case 1) 5,000 m 3, AMR (Cases 3 and 4) Annual benefit for a single measurement point normalised to the cost of a large DNO

Autorità per l'energia elettrica e il gas113 GAS: FINDINGS OF THE COST-BENEFIT ANALYSIS (3/4) Annual consumption bands Size of DNO (no. of customers) Large (> 500,000) Medium (50, ,000) Small (< 50,000) Case 1: < 5,000 m 3, AMM[1][1] Case 2: < 5,000 m 3, AMR Case 3: 5,000–200,000 m 3, AMR Case 4: > 200,000 m 3, AMR1,1511,2271,182 Case 5: < 5,000 m 3, AMM (Case 1) 5,000 m 3, AMR (Cases 3 and 4) NPV at year 15 for different annual consumption bands [/meter] AMM = AMR + electrovalve on smart meter devices that cannot be opened remotely.

Autorità per l'energia elettrica e il gas114 Quantified benefits (in Euros) were found for suppliers as well Those benefits were not used to assess the NPV shown in the previous slide From a qualitative point of view several benefits were assessed also for the gas-system as a whole GAS: FINDINGS OF THE COST-BENEFIT ANALYSIS (4/4)

Autorità per l'energia elettrica e il gas115 GAS: FOCUS POINTS Compensation of Temperature and Pressure (the latter not adopted for household customers) Electrovalve on board of meters for household customers (AMM for G4/G6) Parametrizeable interval metering (minimum interval: 1h for >= G10, 1 day for G4/G6) TOU withdrawal schemes Standardization and interoperability Battery life (and limitations implied by it) Communication between data concentrators and meters Installation of data concentrators (power supply, location) Potential displacement of meters

Autorità per l'energia elettrica e il gas116 GAS: MIN. FUNCTIONAL REQUIREMENTS ADOPTED Minimum functional requirement G10 (AMR) < G10 (AMM) Metering units clock/calendar capable of managing seconds; synchronised with the same reading frequency; maximum monthly drift shall not exceed: Temperature adjustment. Measure of the gas withdrawn at standard temperature conditions (15°C). Pressure adjustment. Measure of the gas withdrawn at standard pressure conditions (1,01325 bar). Withdrawal totaliser register. One single incremental totaliser register. Time-of-use withdrawal totaliser registers. Three separate totaliser registers, three types of day, up to five intervals a day. Schedule updatable twice a year. Interval metering. 70-day capacity, minimum interval: Saves and backups of withdrawal totaliser register. Min. six-monthly, max monthly; whenever a new TOU schedule comes into operation. Withdrawal registers must be kept after the battery has been replaced or has run out. Withdrawal data security. Mechanisms to protect and monitor withdrawal registers. Diagnostics. Self-diagnosis checks, including one on the maximum monthly drift. Result recorded in a status word for transmission to the remote management centre. Display. At the customers request: date and time, current and last save withdrawal registers, the register active at the time of display, any alarm showing that the metering unit has recorded an anomaly. Electrovalve. Available on meters, cannot be opened remotely. During any power-supply failures it retains its state. Up-dating of the metering unit software programme. Information on real-time withdrawal. At customers request only (see the paragraph Compliance with European Directive 2006/32/EC). 3 min. Yes Yes Yes 1 hour Yes Yes Yes Yes No Yes Pulse emitter output 5 min. Yes No Yes 1 day Yes Yes Yes Yes Yes Yes Additional physical or logical communication gate (regulatory framework still to be defined)