Площадь Восстания: психологическое исследование эмоциональных отношений Соловьева Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой практической психологии СПбГАСУ Санкт-Петербург 2011
Образец анкеты
Динамика эмоциональных реакций в ответ на изменения в окружающей среде Время Интенсивность положительных эмоций Интенсивность отрицательных эмоций Потребностно-информационная теория П.В.Симонова: Эм = f(П)(нИ - иИ)
Содержание основных компонентов (по К.Линчу) «образа» площади Восстания РайонГраницаПутьУзелОриентир Функционально е и ценностное значение Между типами районов Куда и зачемРазнообрази е форм поведения Для кого 21.7%15.3%22.3% % Привокзальный Центральный Место встреч Оживленный Торговый Богатый Непонятный Центр/окраин ы СПб/Москва Город/метро Праздник/ серость Официальный/ жизненный СПб – Москва Город – дача Север – юг Дом – работа Невский - Лиговский Спешка Ожидание Торговля Растерян- ность Криминал Встречи Наблюдение Центр города Место встреч Середина линий метро Точка отсчета для приезжающих
Факторы, увеличивающие разнообразие групп пользователей объектов и среды. Увеличение числа пожилых людей вследствие увеличения продолжительности жизни. Профессиональная и личная активность людей с ограниченными возможностями. Этно-культурное разнообразие как следствие глобализации и проницаемости границ. Различия в антропометрических показателях. Различия в сенсорных и интеллектуальных способностях. Различия в образе и стилях жизни. Разнообразие жизненных ситуаций.
Цветовые ассоциации с площадью Восстания Символика цвета: Синий – спокойствие, удовлетворенность. Зеленый – уверенность, настойчивость, упрямство. Красный – возбуждение, агрессивность, напор. Желтый – активность, экспансивность, веселость. Фиолетовый – романтичность, мистика, чувствительность. Коричневый – физическая стесненность, потребность в безопасности. Черный – упрямый протест. Серый – нейтральность, безразличие, скука.
Ассоциативная структура образа «площадь Восстания» Нейтральные489ПРИМЕРЫ Положительные40Простор, свобода, встреча с друзьями, … Отрицательные96Пробки, толпы, духота, бомжи … Стандартные193Московский вокзал, метро, Невский проспект Общественные места 55ТЦ, гост. Октябрьская, БКЗ Индивидуализирова нные места 37«Буквоед», кафешки, рок-магазины, Этажи и пр…. Символические50Город-герой Ленинград, восстание, декабристы.. Исторические20История, Знаменская церковь, Лиговка … Градостроительные51Круговая развязка, подземное строительство, …
Не нравится: Толпы людей, толкучка, суета. Пробки на дорогах. Трудности для пешеходов. Нежелательные элементы: бомжи, цыгане, кавказцы, полицейские. Грязь, шум, запахи. Отсутствие зелени и уединенных мест. Трудности ориентации.
Нравится Красивая архитектура и старые дома. Атмосфера центра города, историчность. Обилие магазинов, торговых центров, мест для развлечений. Хорошая инфраструктура. Удобство и доступность. Красивые виды на Невский, Московский вокзал. Широта, простор, кипучая жизнь. Ощущение начала – либо путешествий, отдыха, либо новой жизни (для иногородних).
Психосемантическая структура образа «площадь Восстания»
Выводы: Амбивалентность эмоционального образа площади Восстания (возбуждение/стесненность; активность/безразличие). Многослойность ассоциативного пространства: времена декабристов, революционные события, православные святыни, город-герой Ленинград, советская интеллигенция, потребительская культура, индивидуальные привязанности. Все недостатки площади относятся к т.н. «гигиеническим факторам», т.е.принципиально устранимы, чем и занимаются наши рабочие группы. Многие достоинства являются продолжением недостатков. У площади есть выраженный «эффект ореола»: те, кто здесь редко бывает, воспринимает ее более агрессивной и напряженной. Знакомство с площадью улучшает к ней отношение.
Спасибо за внимание!