Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПотап Трясогузов
1 Ракурсы исследования городской среды: образ, память, пространство или (и) образ жизни? Кодина Инна Николаевна, к.социол.н., доцент Иваново (Россия)
2 «Города, в которых мы живем, должны быть переосмыслены» Иван Щеглов (Gilles Ivain), «О новом урбанизме», 1953 г.
3 Ракурс - перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Образ города Память Пространство Образ жизни Ракурсы городской среды
4 1. Городская среда как «образ» К. Линч Опознаваемость Структура Значение
5 Образ города = Ментальные карты Когнитивные ментальные карты Смысловой контекст среды «Оценочное» направление Визуальные методы Арт-объекты
6 Метод семантического дифференциала Ч. Осгюд, 1972 г. Двухполюсные шкалы Классический СД состоит из 15 шкал (оценка, сила, активность)
7 Шкала оценки городской среды по Яковлеву Свое Чужое Порядок Хаос Сакральное Профанное Мужское Женское
8 Шкала по Елохиной Первый фактор (эмоционально – оценочные шкалы) Уныние Оживление Восторг Негодование Досада Удовлетворенность Гордость Стыд Восхищение Отвращение Второй фактор (познавательно-информационные шкалы) Таинственность Ясность Мечтательность Рациональность Недоумение Понимание Заинтересованность Безразличие Защищенность Беззащитность Третий фактор (энергетически – волевые шкалы) Оптимизм Пессимизм Активность Пассивность Воодушевление Апатия Решительность Нерешительность
9 Визуальные методы Визуальная социология анализ уже имеющихся изображений, произведенных без участия исследователя Визуальная этнография использует визуальные методы для получения данных - то есть продуцирует собственные изображения Роль исследователя Роль туриста Фотографии для туристов Фотографии туристов
10 Визуальные методы
11 Городские инсталляции
12 Цветовой тест Синий – спокойствие, удовлетворенность Зеленый – уверенность, настойчивость, упрямство Красный – возбуждение, агрессивность, напор Желтый – активность, экспансивность, веселость Фиолетовый – романтичность, мистика, чувствительность Коричневый – стесненность, потребность в безопасности Черный – упрямый протест Серый – нейтральность, безразличие, скука
13 2. Городская среда как память Городская экскурсия Городской фольклор Городской текст
14 Городская экскурсия Городская экскурсия - одна из самых демократичных и емких по аудитории культурных практик не только освоения, но и смысловой реструктурации городского пространства.
15 Городской фольклор Городские легенды Городские мифы Городские анекдоты Городские слухи Неофициальная топонимика Городские песни Городские интернет – сайты и неофициальные группы (сети)
16 «Локальный текст» - система ментальных, речевых и визуальных стереотипов, устойчивых сюжетов и поведенческих практик, связанных с каким-либо городом и актуальных для сообщества, идентифицирующего себя с этим городом.
17 Семиотика города Концентрический город Рим, Москва, Киев, Афины, Иерусалим и др. Эксцентрический город Санкт-Петербург, Помпеи и др.
18 3. Городская среда как пространство Исследования пассажиропотоков; Переживание времени-пространства; Дрейф-исследования: Свободный дрейф По алгоритму передвижения Литературный маршрут Дрейф- наоборот
19 4. Городская среда как образ жизни «Города состоят не из домов и улиц, а из людей и их надежд» Детерминанты среды города Детерминанты личности ПРАКТИКИПРАКТИКИ В профессионально- трудовой сфере В общественно- политической сфере В семейно - бытовой сфере В культурно – досуговой сфере
20 Черты городского образа жизни высокий уровень социальной дифференциации видов деятельности, территории и пространства; социокультурная гетерогенность; высокий уровень социокультурной мобильности и вариативности сознания и поведения; интенсивность социопространственной мобильности – взаимодействие с большим числом различных социальных групп; широкие возможности выбора моделей поведения; высокий уровень инновационной активности; информационная насыщенность городской среды; личностный выбор оснований и стратегий поведения и т.д.
21 И (или) образ жизни? Понятие «местное сообщество» Разработка новых типологий горожан Разработка «живых» типологий городов
22 Спасибо за внимание! Кодина Инна Николаевна – к.социол.н., доцент кафедры социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.