Бюджетное управление финансовыми результатами по видам деятельности ОАО «РЖД», не связанным с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Advertisements

Тема 1. Понятие бюджета и бюджетирования. Бюджетирование как механизм реализации стратегии организации. Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
Тема 4. Выручка от реализации продукции предприятия.
Тема 9 Анализ, планирование и прогнозирование денежных потоков.
Форма планов предприятия, бюджеты предприятия. Система планов предприятия, бюджеты предприятия, их взаимосвязь. Формы и методы планирования, их зависимость.
Финансы хозяйствующего отражает процесс управления ограниченными финансовыми ресурсами, возникающими в процессе производственной, инвестиционной и финансовой.
Тема 3. Бюджетирование в производственной сфере Лектор Д.э.н.,профессор Маняева В.А.
Анализ движения денежных потоков Денежный поток – это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия ДС в процессе хозяйственной.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Направления консалтинговой деятельности Направления консалтинговой поддержки 1. Финансовая диагностика 3. Построение системы бюджетирования 2. Построение.
9. СТАТИСТИКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 9.1. Показатели прибыльности и рентабель- ности Статистическое изучение прибыли Статистическое изучение.
А Л Ь В Ф Р Е Д ФИНАНСОВЫЙ КОНСАЛТИНГ. Принятие взвешенных управленческих решений возможно на основе оперативной, точной, достоверной и объективной информации.
11 Уникальный опыт. Верные решения. Москва, ул. Долгоруковская, д.23А тел. (499) ; факс (499)
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
Роль финансового планирования в управлении затратами. Михайлов Александр ведущий аналитик Центра корпоративных решений ПАРУС.
Управление финансами. Бухгалтерский и налоговый учет.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Транксрипт:

Бюджетное управление финансовыми результатами по видам деятельности ОАО «РЖД», не связанным с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги по бизнес-сегменту «Услуги социальной сферы»

Система бюджетного управления в ОАО «РЖД»

Общие основы бюджетного управления

Бюджет количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана пред­приятия на определенный период по: использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов; привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности; доходам и расходам; движению денежных средств; инвестициям (капитальным и финансовым вложениям) количественно детализированный план деятельности организации в целом и отдельных ее сегментов, направлений на достижение целей организации. это «верхушка айсберга» под названием «план предприятия», формализованное выражение затрат и эффекта по совокупности утверждаемых плановых (управленческих) решений для компании в целом и в разрезе отдель­ных подразделений и сегментов деятельности

Бюджетирование это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании Этапы бюджетирования: Формулирование задач. Расчет имеющихся ресурсов. Переговоры между заинтересованными лицами по цифрам бюджета. Координация и проверка компонент. Окончательное утверждение. Распространение утвержденного бюджета.

Его составными элементами являются: бюджетный период (составляет 1 год, 1 квартал с шагом в 1 месяц); график и порядок формирования, согласования, утверждения и корректировки бюджетов; бюджетный цикл. Регламент бюджетирования - это утвержденный в организации порядок формирования, согласования, утверждения и корректировки бюджетов.

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода: текущий квартальный бюджет, среднесрочный годовой бюджет, долгосрочный «бюджет развития» на 3-5 лет. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом

Контур бюджетного управления

Инфраструктура бюджетного процесса Условия реализации бюджетного управления Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методическая и методологическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета составляет аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса. Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса. В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии. Организационная структура и система управления составляют организационный блок (компонент) бюджетного процесса. В-четвертых, на средних и крупных предприятиях процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств (ком­пьютерной базы и программного обеспечения). Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок (компонент) системы бюджетирования.

Инфраструктура бюджетного процесса

Функции бюджета

ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ. Основные плановые решения обычно вырабаты­ваются в процессе подготовки программ, а сам процесс разработки бюд­жета по существу является уточнением этих планов. КООРДИНИРОВАНИЕ. КООРДИНИРОВАНИЕ. Каждый центр ответственности зависит от работы других центров ответственности и влияет на нее. В процессе раз­работки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения организации работают согласованно, стремясь достичь целей организации в целом. Очень важно, чтобы пла­ны производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции, соответствующее запланированному объему продаж. СТИМУЛИРОВАНИЕ. СТИМУЛИРОВАНИЕ. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей к достижению целей их центров ответственности и, следовательно, целей всей организации. Каждый руководитель должен точно знать, что ожидают от его центра ответственности.

Функции бюджета КОНТРОЛЬ. КОНТРОЛЬ. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент его формирования. Тщательно подготовленный бюджет наилучший стандарт. С ним сравнивают действительно достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время его разработки. ОЦЕНКА. ОЦЕНКА. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года. В некоторых организациях премии менеджеров рассчитываются как определенный процент от положительного отклонения по его центру ответственности (например, от суммы сэкономленных материалов, фонда оплаты труда). ОБУЧЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ. Бюджет служит также средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятель­ности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими. Это особенно важно для лиц, назначенных на должности руководителей центров ответственности. Каждый человек, который имеет опыт разработки годового бюджета для своего дела, может оценить обучающую природу этого процесса.

Характеристики бюджета централизация Формализация (количественное выражение) Сквозной характер (системность)

Формализация «количественное выражение» Понятие «количественное выражение» означает, что бюджет это прежде всего набор цифр. План же, помимо бюджетных цифровых показателей, как правило, включает в себя перечень конкретных мероприятий по достижению данных показателей.

«Сквозной» характер бюджетирования (системность) означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдель­ных центров ответственности в обязательном порядке форми­рует сводный бюджет компании в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес ком­пании как единое целое, и бюджетные показатели для отдель­ных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются, исходя из критерия максимиза­ции конечных финансовых результатов предприятия в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента.

Централизация Методология бюджетирования на отдельных предприятиях может различаться: встречается планирование «сверху вниз» (проекты бюджетов подразделений разрабатываются службами аппарата управления); «снизу вверх» (проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями); встречное планирование (проекты бюджетов разрабатываются подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления). Однако, в конечном итоге, утверждение бюджетных показателей происходит по линии «аппарат управления (директивный орган) подразделение (центр ответственности за исполнение утвержденных бюджетных показателей)».

Реализация бюджетного управления в ОАО «РЖД»

Бюджетное управление Бюджетное управление представляет собой совокупность процессов планирования на краткосрочном периоде (до 1 года), а также контроля и анализа исполнения бюджетов по центрам ответственности. Объекты бюджетного управления являются наиболее детальными и полными по сравнению с объектами других контуров управления и включают в себя полный перечень функциональных бюджетов по центрам ответственности компаний холдинга. Критерием соответствия формируемых бюджетов целям и задачам по отдельным центрам ответственности и холдингу в целом является выполнение установленных стратегических целевых ориентиров, сформированных на основании перечня ключевых показателей холдинга.

Целями бюджетирования являются обеспечение в краткосрочном периоде (до 1 года) сбалансированного управления производственно - экономической деятельностью, направленного на выполнение производственной программы при соблюдении технологии и максимально эффективном использовании ресурсов; декомпозиция показателей финансового плана ОАО «РЖД» до уровня центров ответственности за счет проведения бюджетных процедур; обеспечение центрами ответственности выполнения показателей финансового плана на планируемый период, включая контроль и анализ исполнения бюджетов; определение показателей краткосрочного финансового плана холдинга на основе консолидации бюджетных показателей центров ответственности.

Единая система финансового планирования и бюджетирования включает следующие элементы финансовый план ОАО «РЖД»; бюджеты и формируемые на их основе финансовые планы по центрам ответственности ОАО «РЖД»; бюджеты ДЗО; консолидированные бюджеты холдинга; среднесрочные финансовые планы и бюджеты по компаниям холдинга; консолидированный среднесрочный финансовый план холдинга.

Перечень центров ответственности ОАО «РЖД» включает: Перечень компаний холдинга, показатели которых учитываются при формировании консолидированных финансовых планов и бюджетов, устанавливается единым для целей формирования консолидированного финансового плана, инвестиционной программы и консолидированных бюджетов холдинга «РЖД» периметром консолидации на соответствующий период филиалы ОАО «РЖД»; хозяйства ОАО «РЖД»; железные дороги (как совокупность подразделений в границах региона железной дороги); ОАО «РЖД»-собственно.

Порядок бюджетного планирования

Порядок формирования отчетности по финансовым планам и бюджетам

Формирование комплексной системы бюджетного управления холдинга Холдинг компании ЦФО От 3 лет 1-3 лет До 1 года

Стратегия развития – долгосрочная концепция Финансовый план – финансовый прогноз, определяющий целевые значения стратегических финансовых показателей Бюджетное управление – процессы краткосрочного планирования, контроля и анализа исполнения бюджетов

Принципы консолидации бюджетных показателей по холдингу Подходы к консолидации 1. Иерархическая структура консолидации. 1. Иерархическая структура консолидации. В рамках системы выделено несколько уровней консолидации: по холдингу в целом; по видам бизнеса. 2. Консолидированные форматы. 2. Консолидированные форматы. В рамках системы осуществляется формирование консолидированных планов и отчетов об их исполнении в целом по холдингу.

Система бюджетной консолидации Уровень 1 – холдинг в целом Уровень 2 – виды бизнеса Уровень 3 - компании холдинга Консолидированные бюджеты: Бюджет доходов и расходов Прогнозный баланс Бюджет движения денежных средств Бюджет движения капитала

Консолидированные форматы: производственные показатели; макроэкономические показатели; тарифная политика; прибыли и убытки; капитальные вложения; движение денежных средств. бюджет производства; бюджет доходов и расходов; прогнозный баланс; бюджет движения денежных средств прямым методом; бюджет движения денежных средств косвенным методом; бюджет движения капитала. Бюджеты:

Принципы формирования бюджетной консолидации Формируются по видам бизнеса и холдинга в целом 1. Периметр бюджетной консолидации – совокупность компаний, объединенных с целью формирования плановых показателей бюджетов и их консолидации. Критерии периметра: контроль (доля владения более 50 %) и осуществление деятельности в основной сфере 2. Финансовая структура холдинга – совокупность центров ответственности и комплекс финансово-экономических отношений в рамках бюджетной консолидации 3. Консолидированные бюджетные формы – включают бюджеты материнской компании и ДЗО, входящих в периметр консолидации, исключая внутригрупповые обороты.

Структура сводного бюджета компании Операционные бюджеты Финансовые бюджеты бюджет продаж, бюджет производства бюджет запасов и закупок, бюджет затрат. бюджет доходов и расходов, бюджет кредитов и займов, бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс

Бюджет продаж составляется для планирования и контроля объема продаж (реализации). Представляет плановые и фактические, натуральные и стоимостные объемы продаж по основным видам деятельности и прочей деятельности, в разрезе хозяйств, продуктов, работ и услуг. Бюджет продаж – утвержденный в натуральном и стоимостном выражении план продаж, который ожидается в течение бюджетного периода. Этот бюджет разрабатывается по центрам ответственности, видам деятельности и хозяйствам. Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и выручке от реализации. Здесь указывается выручка, начисленная по перевозкам, а также выручка по прочим видам деятельности.

Бюджет производства утвержденный план объемных, качественных показателей, характеризующих производство в разрезе видов деятельности и хозяйств. Это программа, определяющая запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде. По показателям, связанным с перевозками на уровне сети связь между бюджетом производства и продаж можно определить только на уровне сети дорог. Бюджет производства необходим для расчета объемов производства, которые необходимо выполнить для реализации объемов продаж, он предназначен для планирования и контроля качественных показателей, для расчета объемов работ в натуральном выражении. Бюджет разбит по видам деятельности (текущая и инвестиционная), внутри которых выделены подразделы объемных и качественных показателей и соответствующие измерители.

Показатели Сводного бюджета производства объединены в следующие группы объемные и качественные показатели перевозок (эксплуатационный грузооборот, участковая скорость движения, среднесуточная производительного грузового локомотива, среднесуточный пробег грузового локомотива, средний вес грузового поезда, среднесуточная производительность грузового вагона, оборот грузового вагона, пассажирооборот в пригородном сообщении, тонно-километры брутто и др.); показатели текущей эксплуатации основных средств на перевозках (эксплуатируемый парк электровозов и тепловозов, деповской ремонт подвижного состава, приведенная и развернутая длина пути и др.); капитальный ремонт подвижного состава и контейнеров ОАО «РЖД» в натуральном выражении; капитальный ремонт основных средств в стоимостном выражении; работы, выполняемые в рамках инвестиционной деятельности; объемы производства по инвестиционной деятельности в стоимостном выражении; работы, выполняемые по текущей деятельности за исключением капитального ремонта; трудовые ресурсы.

Бюджет запасов и закупок план затрат на покупку производственных ресурсов с учетом установленных нормативов затрат и запасов товарно- материальных ценностей, а также прогнозируемое их наличие на складах компании. Объем планируемых закупок зависит от ожидаемого потребления материальных ресурсов и объема запасов. Предназначен для планирования и контроля объемов запасов и закупок во взаимосвязи со списанием материалов в производство; кроме того, в бюджете контролируются иные поступления и выбытия товарно-материальных ценностей, готовой продукции, товаров, как от внешних контрагентов, так и по внутрихозяйственному обороту.

Бюджет затрат этот бюджет заполняется по элементам затрат в разрезе хозяйств и видов деятельности. Разрабатывается по статьям и элементам затрат, а также с использованием измерителей в соответствии с «Номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД». Бюджет затрат должен быть увязан с бюджетом производства в части оплаты труда и с бюджетом запасов и закупок в части расходов по элементам «Материалы». Он предназначен для планирования и контроля расходов по видам деятельности, в том числе по элементам затрат. Назначение данного бюджета – определить издержки, связанные с теми категориями производственных или операционных затрат, которые прямо пропорционально изменяются при изменении объемов производства (продаж).

Бюджет капитальных вложений предназначен для планирования капитальных вложений по которым подразделение выступает исполнителем, а также заказчиком по внешним подрядчикам. В этом бюджете отражается создание и движение собственно объектов капитальных вложений, а не использование финансовых средств на капитальные вложения. Бюджет заполняется по следующим позициям: незавершенные капитальные вложения на начало периода; освоение капитальных вложений в разрезе видов затрат (затраты на покупку основных средств и затраты на капитальное строительство, модернизацию и производство основных средств) и в разрезе источников за счет бюджета развития, за счет инвестиционной программы); ввод в эксплуатацию и прочие списания; незавершенные капитальные вложения на конец периода.

Бюджет доходов и расходов предназначен для планирования, учета и контроля доходов и расходов, выведения планируемого финансового результата деятельности (для филиалов по прочим продажам). Бюджет кредитов и займов предназначен для планирования и контроля получения и возврата кредитов и займов, а также расчета и уплаты процентов по ним. Этот бюджет используется только на уровне ОАО «РЖД». Бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности предназначен для планирования и контроля остатков дебиторской и кредиторской задолженности и расчетов с дебиторами и кредиторами. Бюджет разбит на четыре блока: расчеты по текущей деятельности, расчеты по инвестиционной деятельности; расчеты по налогам и внебюджетным фондам; всего дебиторской и кредиторской задолженности.

Бюджет движения денежных средств предназначен для обобщения информации о движении денежных средств, сформированной на основе системы бюджетов, а также определения контрольных цифр по укрупненным статьям поступления и расходования денежных средств для использования при формировании платежного баланса. Кроме этого, в бюджете формируются и обобщаются внутрихозяйственные обороты. В этом бюджете отражаются поступления денежных средств от всех видов деятельности: выручка от реализации перевозок и продукции, от сдачи активов в аренду, получение кредитов и займов, мобилизация дебиторской задолженности, компенсации из бюджетов разных уровней. В бюджете движения денежных средств определяется: сумма налога на добавленную стоимость по основной и прочей деятельности, выручка без НДС, авансы и предоплаты, выручка отдельно по видам деятельности, разница между НДС к получению и НДС к возмещению и др.

Сводный прогнозный баланс предназначен для расчета значений укрупненных статей бухгалтерского баланса на конец текущего периода. Прогнозный баланс-прогноз соотношения активов и пассивов. Он позволяет прогнозировать сальдо по счетам оборотных активов, основных средств, кредиторской задолженности и капитала. Мастер-бюджет служит для обобщения ключевых показателей деятельности как филиалов, так и ОАО «РЖД» в целом, для представления их в компактном виде для рассмотрения и утверждения высшим руководством компании. Все показатели Мастер-бюджета переносятся из заполненных ранее операционных и финансовых бюджетов. Мастер-бюджет по основным показателям идентичен форме и структуре Финансового плана ОАО «РЖД».

Центры финансовой ответственности Финансовая структура ОАО «РЖД» представляет собой совокупность структурных элементов, называемых центрами финансовой ответственности (ЦФО). Центр финансовой ответственности (бюджетный центр) Центр финансовой ответственности (бюджетный центр) – структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющие определенные хозяйственные операции, способные оказывать непосредственное воздействие на финансовый результат работы компании. Иными словами, ЦФО несут ответственность за все финансовые результаты, за доходы и за расходы. Они обычно имеют полную бюджетную схему, т.е. составляют все виды основных бюджетов, принятые в компании. Кроме того, центры ответственности одновременно являются и центрами управленческого учета.

Для каждого центра финансовой ответственности (ЦФО) определяется его тип (центр доходов, центр затрат, центр прибыли и инвестиций, центр эффективности); структура доходов и расходов; финансовые взаимоотношения между структурными подразделениями, входящими в ЦФО; финансовый результат; система ключевых показателей эффективности деятельности.

В ОАО «РЖД» выделены следующие типы ЦФО Для центра затрат формируется производственная программа и смета затрат на ее выполнение. Контроль исполнения сметы затрат осуществляется с учетом реального объема и качества производственных работ и услуг. Сюда относят структурные подразделения (дистанции пути, дистанции электроснабжения, вагонные эксплуатационные депо и др.), объекты социальной сферы. Центр доходов Центр доходов, руководитель которого в рамках выделенного бюджета несет ответственность за увеличение доходов от продаж. Для центра доходов устанавливается план продаж, а также смета затрат на обеспечения его деятельности. Центр затрат Центр затрат – структурное подразделение или группа подразделений, как правило, обеспечивающие поддержку и обслуживание функционирования центров финансовой эффективности и центров прибыли и инвестиций, и непосредственно не приносящие прибыль. Руководитель отвечает за выполнение производственного плана и достижение плановых затрат по выпуску продукции.

Центр расчетной финансовой эффективности Центр расчетной финансовой эффективности – структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющие определенные хозяйственные операции, способные оказывать непосредственное воздействие на прибыльность компании, а также отвечать перед вышестоящим руководством за реализацию поставленных перед ними целей и соблюдение установленных для них лимитом расходов. Руководитель отвечает за достижение конечного финансового результата, который представляется как разность между доходными поступлениями и затратами. К этой категории относят филиалы компании: железные дороги, дирекции. Центр прибыли и инвестиций Центр прибыли и инвестиций – группа подразделений или компания в целом (ОАО «РЖД»), осуществляющие хозяйственную деятельность, целью которой является получение прибыли.

Центры финансовой ответственности обладают следующими свойствами Финансовая самостоятельность и отчетность. Финансовая самостоятельность и отчетность. Каждый ЦФО обладает возможностью в рамках своего статуса определять параметры своих доходов, расходов и затрат. Каждый ЦФО обязан отчитываться по итогам своей деятельности за период. Управление через систему бюджетирования. Управление через систему бюджетирования. Задание целевых показателей деятельности для центра ответственности и сравнение план/факт при анализе полученных за период результатов проводится в рамках системы бюджетного управления ОАО «РЖД». Наличие финансового результата деятельности. Наличие финансового результата деятельности. Финансовый результат является главным отчетным итогом работы ЦФО за период. Финансовый результат выражается в рамках системы ключевых показателей эффективности деятельности данного ЦФО. Наличие спектра услуг, предоставляемых внешним клиентам или внутренним структурным единицам ОАО «РЖД». Наличие спектра услуг, предоставляемых внешним клиентам или внутренним структурным единицам ОАО «РЖД». Для каждого ЦФО определена совокупность продуктов, работ или услуг, реализация которых обеспечивает финансовый результат его деятельности. Наличие системы ключевых показателей эффективности деятельности. Наличие системы ключевых показателей эффективности деятельности. Через систему показателей эффективности деятельности задаются целевые количественные параметры деятельности ЦФО, а также осуществляется контроль и анализ результатов его деятельности. Система показателей эффективности деятельности интегрирована в систему бюджетирования, бухгалтерского и управленческого учета ОАО «РЖД».

Экономический анализ как методологическая база осуществления контроля исполнения бюджета

Основы экономического анализа ЭА как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятия ЭА как практика есть вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации

Задачи экономического анализа Исследование экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка Научное обоснование планов, объективная оценка их выполнения Выявление положительных и отрицательных факторов и количественное измерение их действия Раскрытие тенденций и пропорций хозяйственного развития, определение неиспользованных внутрихозяйственных резервов Обобщение передового опыта, принятие оптимальных управленческих решений

Классификация видов экономического анализа Классификационный признак Вид анализа Пользователи анализа ВнешнийВнутренний Анализируемая подсистема предприятия Производственный Финансовый Временной аспект Предварительный (перспективный) Последующий (ретроспективный) Оперативный (ситуационный) Итоговый (заключительный) Объекты управления Технико-экономический, финансово-экономический, социально- экономический, экономико-статистический, маркетинговый и т.д. Методика изучения объекта Сопоставительный, диагностический, факторный, маржинальный, функционально-стоимостной Охват изучаемых единиц СплошнойВыборочный Содержание программы КомплексныйТематический По пространственному признаку Внутриотраслевой Межотраслевой (транспорт, сельское хозяйство, торговля и т.д.) Периодичность проведения ПериодическийРазовый По степени автоматизации и механизации Без применения автоматизированных и механизированных средств С применением автоматизированных и механизированных средств

Методы экономического анализа Метод (др.греч. – путь) Метод (др.греч. – путь) – совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Метод ЭА Метод ЭА - это прием, подход, способ изучения хозяйственных, экономических процессов предприятия. Характерные особенности методов экономического анализа: 1. Использование системы показателей 2. Изучение причин изменения этих показателей 3. Выявление и измерение взаимосвязи между показателями

Методы экономического анализа Применение методов анализа позволяет обработать набор показателей работы предприятия с помощью специальных приемов и получить результаты, на основе которых делаются выводы о работе предприятия и принимаются решения, касающиеся его будущей деятельности. Методы анализа: 1. Качественные (неформализованные, логические. 2. Количественные (формализованные).

Классификация методов экономического анализа

Методика экономического анализа Методика совокупность приемов, способов и средств, применяемых в процессе проведения экономического анализа в заранее определенной последовательности их использования для достижения поставленной цели. Методика включает: последовательность выполнения аналитической работы и способы исследования изучаемых объектов. Может содержать следующие этапы: цель и задачи; организация анализа; информационное обеспечение; расчетные аспекты; контрольно- управленческий аспект.

методы элиминирования абсолютных разниц цепных подстановок индексный способ относительных величин структурных сдвигов корректировок Элиминирование – исключение влияния всех факторов на результативный показатель, кроме одного – влияние которого изучается Элиминирование как прием факторного анализа

Особенности применения методов элиминирования Прямая и обратная связь между показателями Количество факторов: два и более Метод цепных подстановок Прямая связь между показателями Количество факторов: два и более Метод абсолютных разниц Анализ качественных показателей, зависящих от структуры изучаемого явления Прямая связь между показателями; факторов: два Метод структурных сдвигов Прямая связь между показателями; количество факторов: два Информация об одном из факторов может быть неизвестна Метод корректировок Приближенная точность расчетов Исходная информация задана относительными величинами В моделях мультипликативного и аддитивного типов Метод относительных величин

Метод абсолютных разниц (общий подход) Показатель Формула вычисления Результативный показатель А X – количественный показатель Y – качественный показатель Абсолютное изменение показателя А под влиянием изменения фактора Х Абсолютное изменение показателя А под влиянием изменения фактора Y Баланс отклонений

Метод корректировок (общий подход) Показатель Формула вычисления 1. Результативный показатель А X – количественный фактор Y – качественный фактор 2. Индекс корректировки (обычно по объемному, количественному показателю) 3. Скорректированный результативный показатель 4. Влияние на результативный показатель А изменения показателя X 5. Влияние на результативный показатель А изменения показателя Y 6. Баланс отклонений

Формирование финансовых результатов по бизнес-сегменту «Услуги социальной сферы" Планирование и мониторинг финансовых результатов от услуг социальной сферы осуществляется дифференцировано по видам предоставляемых услуг и по каждому из филиалов ОАО «РЖД». В соответствии с Методикой бюджетирования финансовых результатов по видам деятельности ОАО «РЖД», не связанным с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги доходы

Планирование финансовых результатов по услугам социальной сферы услуги санаториев, профилакториев; услуги детских лагерей отдыха; услуги домов культуры, клубов; услуги баз отдыха, пансионатов, туристических баз; услуги объектов спорта; услуги музеев; услуги детских железных дорог; прочие услуги социально-культурной сферы.

Планирование финансовых результатов по услугам социальной сферы услуги санаториев, профилакториев; услуги детских лагерей отдыха; услуги домов культуры, клубов; услуги баз отдыха, пансионатов, туристических баз; услуги объектов спорта; услуги музеев; услуги детских железных дорог; прочие услуги социально-культурной сферы.

Планирование финансовых результатов по услугам социальной сферы расходы отражаются в сводном бюджете затрат (СБЗ) доходы - в бюджете продаж

Планирование доходов услуг социальной сферы Услуги санаториев, профилакториев

Показатели объема работы санаториев, профилакториев Дирек ции социаль ной сферы Проект- ная мощ- ность, койко- дни Фактическое заполнение всего, койко-дни в том числе: % заполняемости санатория, профилактория По путевкам для сотрудников ОАО «РЖД» По путевкам для сотрудников ДЗО ОАО «РЖД» По путевкам для сторонних потребителей По мероприятиям производственного характера Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт, % Окт ……. Двс Итого

Показатели объема реализации и стоимости путевок в санатории, профилактории Дирек ции социальн ой сферы Объем реализации путевок, ед. всего в том числе: Стоимость путевки в санатории, профилактории, руб. По путевкам для сотрудников ОАО «РЖД» По путевкам для сотрудников ДЗО ОАО «РЖД» По путевкам для сторонних потребителей По мероприятиям производственног о характера Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт, % Окт ……. …….. Двс Итого

Планирование доходов услуг социальной сферы Услуги детских лагерей отдыха

Планирование доходов услуг социальной сферы Услуги баз отдыха, пансионатов, туристических баз

Планирование доходов услуг социальной сферы Доходы от предоставления услуг на объектах культуры за рассматриваемый период определяются в соответствии с прейскурантом цен на оказание платных услуг, умноженных на объем предоставления соответствующих услуг в натуральном выражении. Услуги домов культуры, клубов Каждый вид услуги, предоставляемый на объекте культуры в натуральном выражении, характеризуется соответствующим показателем (человек, час, день, месяц, абонемент, услуга, м 2 и др.) за прошедший отчетный период и его плановой величиной.

Объем работы домов культуры, клубов Дирекции социальной сферы Наименова- ние услуги, предоставляемо й на объекте культуры Ед. изм.Объем предоставляемой услугиВ том числе: по мероприятиям производственного характера Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Октябрьская ………. ……….. ……. Дальневосточная ………. ……….. Итого

Стоимость и доходы от услуг, предоставляемых на объектах культуры Дирекции социальной сферы Наименование услуги, предоставляемой на объекте культуры Стоимость услуг, руб.Доходы от услуг, тыс. руб. Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Факт прошл. периода План рассм. периода План/ факт,% Октябрьская ………. ……….. ……. Дальневосточная ………. ……….. Итого

Планирование доходов услуг социальной сферы Доходы от предоставления услуг на объектах спорта за рассматриваемый период определяются в соответствии с прейскурантом цен на оказание платных услуг, умноженных на объем предоставления соответствующих услуг в натуральном выражении. Услуги объектов спорта Каждый вид услуги, предоставляемый на объекте спорта в натуральном выражении, характеризуется определенным показателем (человек, час, день, месяц, абонемент, услуга, м 2 и др.) за прошедший отчетный период и его плановой величиной.

Планирование доходов услуг социальной сферы Доходы от предоставления услуг музеев за рассматриваемый период определяются в соответствии с прейскурантом цен на оказание платных услуг, умноженных на объем предоставления соответствующих услуг в натуральном выражении. Услуги музеев Показателем объема работы музеев является посещаемость (чел.) проводимых в музеях мероприятий (выставок, экскурсий, лекций и т.д.). Планирование объема работы музеев осуществляется на основе факта прошлого периода с учетом корректировки на изменение количества, проводимых в музее, мероприятий в планируемом периоде.

Планирование доходов услуг социальной сферы Услуги детских железных дорог Показателем объема работы детских железных дорог является количество проданных билетов для проезда пассажиров. Доходы от предоставления услуг детских железных дорог за рассматриваемый период определяются умножением количества проданных билетов на стоимость проезда по билету. Дорога/РЦКУ Количество проданных билетов пассажирам, ед Стоимость проезда по билету, руб. Доходы, тыс. руб. Факт прошл. Периода Факт прошл. Периода План рассм. Периода План рассм. Периода План/ факт,%План/ факт,% Факт прошл. Периода Факт прошл. Периода План рассм. Периода План рассм. Периода План/ факт,%План/ факт,% Факт прошл. Периода Факт прошл. Периода План рассм. Периода План рассм. Периода План/ факт,%План/ факт,% Октябрьская ……. Дальневосточная Итого

Планирование расходов услуг социальной сферы затраты на оплату труда (ФОТ, выплаты социального характера, НПФ, ДМС, прочие) отчисления на социальные нужды материальные затраты (материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты (из них капитальный ремонт) амортизация прочие

Планирование расходов услуг социальной сферы Затраты на оплату труда – плановый фонд заработной платы, определяется исходя из численности, средней заработной платы предшествующего периода по рассматриваемому виду работ и коэффициента индексации, определенного Департаментом экономики, с учетом запланированных объемов выполняемых работ. Отчисления на социальные нужды – планируются как доля от фонда оплаты труда, установленного в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ (ред. от г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Планирование расходов услуг социальной сферы Материалы – планирование осуществляется на основе расходов прошлого периода, с корректировкой на изменение объема работы в планируемом периоде, ожидаемого уровня цен на плановый период и с учетом проведения мероприятий по оптимизации расходов. Топливо – планируется на основе норм расхода топлива (утвержденные ЦУНР), объема работы в планируемом периоде и цен на 1 кг условного топлива, с учетом проведения мероприятий по оптимизации расходов.

Планирование расходов услуг социальной сферы Расход электроэнергии для освещения планируется исходя из количества световых точек, мощности каждой из них, числа часов горения в планируемом периоде и стоимости 1 к Вт-часа электроэнергии, с учетом проведения мероприятий по оптимизации расходов. Расходы на электроэнергию для технологических нужд планируются по количеству электросилового оборудования (с электрическим приводом), его мощности, к Вт, с учетом ее использования, времени работы оборудования в планируемом периоде и цене за 1 к Вт-час электрической энергии, с учетом проведения мероприятий по оптимизации расходов. Электроэнергия – планирование расходов осуществляется в зависимости от направления использования электроэнергии

Планирование расходов услуг социальной сферы Амортизация – расходы данной группы затрат планируются на основе затрат предшествующего периода с учетом изменения балансовой стоимости (переоценка, модернизация) и движения основных средств. Прочие расходы – планируются по уровню затрат предшествующего периода, с корректировкой на изменение условий работы в планируемом периоде, с учетом проведения мероприятий по оптимизации расходов по данному элементу затрат. Прочие материальные затраты – планируются на основе затрат предшествующего периода (на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, в том числе капитальный ремонт) с учетом проведения мероприятий по оптимизации расходов по данному элементу затрат.

Планирование расходов услуг социальной сферы Все элементы затрат планируются с учетом общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые начисляются на прямые расходы в доле сложившейся по конкретному филиалу за предшествующий период. Порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов по объектам социальной сферы осуществляется в соответствии с Приложением 2 приказа Минтранс РФ 311 от г. и Регламентом ведения раздельного учета расходов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД».

Планирование финансовых результатов Основные плановые показатели текущего периода: объем доходы расходы прибыль рентабельность анализируются в сравнении с плановыми и фактическими параметрами предшествующего периода

Планирование финансовых результатов услуг социальной сферы услуг социальной сферы Дирекции социальной сферы (ДСС) формируют проект бюджета объектов социальной инфраструктуры, которые согласовывают с финансовыми службами дороги/РЦКУ (НФ) и направляют в ЦСР на согласование, в разрезе услуг социальной сферы. В Департамент корпоративных финансов ОАО «РЖД» (ЦФ) предоставляются следующие данные по услугам социальной сферы от дорог/РЦКУ: - бюджет доходов и расходов по услугам социальной сферы, согласованный ЦСР; - бюджет доходов и расходов по предоставлению услуг детских железных дорог, согласованный с ЦКАДР.

Показатели i-той услуги управленческого бюджета социальной сферы

Мониторинг финансовых результатов услуг социальной сферы услуг социальной сферы По услугам социальной сферы, доходы по которым планируются от объема выполненных услуг (услуги санаториев, профилакториев, детских лагерей отдыха, баз отдыха, пансионатов и туристических баз) целесообразно проводить факторный анализ доходов. Доходы от потребления социальных услуг зависят от двух основных факторов: -объема оказываемой i-ой социальной услуги в койко- днях; - стоимости оказываемой i-ой социальной услуги.

Оценка влияния факторов на доходы где - планируемые доходы от i-ого вида социальных услуг, руб. - отношение фактического объема социальных услуг к плановому; - фактические доходы от i-ого вида социальных услуг, руб.

Оценка влияния факторов на изменение уровня доходов от i-ого вида социальных услуг Филиал Доходы, тыс.руб.Объем i-го вида социальных услуг Влияние изменения доходов i-ого вида социальных услуг от фактора планфакт Отклонение, +/- планфакт факт/ план объемастоимости А гр.3=гр.2-гр.1 гр.6= гр.5/гр.4 гр.7= (гр.1*гр.6)- гр.1 гр.8=гр.2- (гр.1*гр.6)