Доступность тарифов, покрывающих затраты проф. Видмантас Янкаускас Представлено на учебном курсе Регулирование энергетики: основная задача – служение нашим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тарифная политика РАО «ЕЭС России» Начальник Департамента экономической политики ОАО РАО «ЕЭС России» И.С. Кожуховский.
Advertisements

Монетизация льгот: экспертиза социальных последствий Овчарова Л.Н.
Тема 7: Эластичность спроса и предложения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Всемирный Банк 1 Человеческое развитие Восточная Европа и Центральная Азия Всемирный Банк г. Вашингтон Кризис бьет в цель.
Евразийские города Шелковый путь: новая реальность.
Тарифное меню 2008 года Перекрестное субсидирование Консультант-эксперт департамента цен и тарифов А.А. Пестова Департамент цен и тарифов.
Детская бедность в России 4-я научная конференция «Социальная политика: вызовы 21 века» Москва, 8-9 декабря 2005 г. Независимый Институт Социальной Политики.
Cовершенствование системы адресной поддержки уязвимых потребителей 5. Снятие ограничений по росту тарифов в целях доведения тарифов до экономически обоснованного.
Практика приоритизации государственных расходов на среднесрочную преспективу : Опыт Армении Ваграм Аванесян.
Практика установления приоритетов государственных расходов на среднесрочную перспективу : Опыт Армении Презентация Сентября 2007г. Самарканд Ваграм.
Государственная адресная социальная помощь - выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже.
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
Ненадежное снабжение водой и энергией домашних хозяйств в Таджикистане и Кыргызстане: Извлеченные уроки Бен Слей Старший экономист Региональное Бюро ПРООН.
Уроки финансового кризиса для России Экономическая экспертная группа Москва, апрель 2010 XI Международная конференция ГУ-ВШЭ Е.Т.ГУРВИЧ.
X Всероссийский форум жилищно-коммунального хозяйства г.Москва г.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Регулирующий подход к государственным и частным компаниям проф. Видмантас Янкаускас Представлено на учебном курсе Регулирование энергетики: основная задача.
Почему России нужна реформа социальной политики Владимир Дребенцов, МБРР Петербург, 10 Февраля 2005 World Bank, Moscow, 2005.
Регулирование коммерческого качества обслуживания Проф. Видмантас Янкаускас Ст. эксперт по регулированию Ереван, 11 февраля 2014 г. CЭИ – специальный экспертный.
Барометр «Деловой России» Тюменская область март 2011.
Транксрипт:

Доступность тарифов, покрывающих затраты проф. Видмантас Янкаускас Представлено на учебном курсе Регулирование энергетики: основная задача – служение нашим народам Киев, октября 2007 г.

2 В.Янкаускас План лекции Определение Бедность и неравенство Доступность коммунальных услуг в регионе Схемы социальной защиты Сравнение различных подходов

3 В.Янкаускас Определение доступности В простейшем выражении, доступность (или коэффициент доступности) определяется как доля ежемесячного дохода домохозяйства, которая тратится на коммунальные услуги, такие как электроэнергия, центральное отопление и вода Альтернативно, и часто более точно, доступность может быть выражена как доля коммунальных платежей в общих расходах домохозяйства Использование расходов, а не доходов, домохозяйства, как правило, дает более точную информацию, так как данные о доходах домохозяйств редко отражают все источники доходов В менее развитых странах расходы являются более надежным показателем ресурсов, доступных домохозяйствам

4 В.Янкаускас Доступность - проблема Для некоторых потребителей во многих странах Для многих потребителей в некоторых странах

5 В.Янкаускас Контрольные показатели, используемые для оценки доступности ИсточникЭлектроэнерг ия ОтоплениеВода ВБ (2002) IPA (2003)1020 ООН/ЕЭК15 Прав. Великобрита нии 103 Прав. США62.5 Литва202

6 В.Янкаускас Оценка ресурсов домохозяйств Средний доход от работы Децили потребления Национальная черта бедности Абсолютная черта бедности (ВБ: абсолютная бедность $1 на человека в день, бедность $2/ на человека в день) Доход уязвимых потребителей

7 В.Янкаускас Процентная доля бедных в общем населении в 2003 (ВБ)

8 В.Янкаускас Процентная доля бедных (менее $2,15) уменьшается

9 В.Янкаускас Неравенство (расходы или доходы домохозяйств по децилям, 2002, ) Mo Ro Bu Se Cr Источник: ЕБРР

10 В.Янкаускас Бытовые цены на электроэнергию в странах ЭРРА, не являющихся членами ЕС (2006, без налогов) Источник: ЭРРА

11 В.Янкаускас Доступность коммунальных услуг (среднее домохозяйство, % общих расходов) Электроэнерг ия ОтоплениеВода Словакия Эстония Болгария Румыния Армения Азербайджан Молдова Украина Источник: ЕБРР, 2005

12 В.Янкаускас Доступность коммунальных услуг (домохозяйства нижней децили, % всех расходов) Электроэнер гия ОтоплениеВода Словакия Эстония Болгария Румыния Армения Азербайджан Молдова Украина Источник: ЕБРР, 2005

13 В.Янкаускас Пример, категории потребителей в Молдове, тратящие более 10% дохода на электроэнергию (50 кВтч/месяц) Одинокие пенсионеры и одинокие безработные Домохозяйства с более чем 2 членами, получающими социальную помощь Домохозяйства, находящиеся в нижней децили расходов Лица, классифицируемые как абсолютно и относительно бедные (определение ВБ)

14 В.Янкаускас Доступность электроэнергии Низкие доходы и высокие тарифы сокращают доступность электроэнергии Это проблема для наибеднейшего населения Высокие тарифы заставляют бытовых потребителей уменьшать спрос (среднее ежемесячное потребление домохозяйства в Молдове составляет всего 55 кВтч) Низкие, не покрывающие затраты тарифы создают серьезные проблемы для качества снабжения и представляют угрозу для непрерывности снабжения

15 В.Янкаускас Пример: проблемы с центральным отоплением в некоторых странах СНГ Центральное отопление в Армении, Азербайджане, Грузии, Таджикистане и Кыргызстане в мелких городах ухудшилось до такой степени, что от него отказались Даже в столицах системы требуют серьезной реабилитации и обслуживают значительно сократившуюся группу потребителей Люди переходят на газовое отопление (где возможно) или электрическое отопление (это создает новые проблемы для электросетей) Источник: ВБ

16 В.Янкаускас Пример: проблемы с центральным отоплением в России Обветшание сетей и оборудования Отсутствие подготовки к зимнему сезону (нет топлива) Ненадлежащая эксплуатация Природные катастрофы Источник: ВБ

17 В.Янкаускас Пример: внезапный, резкий рост цен на центральное отопление в Литве

18 В.Янкаускас Быстрый рост и перебалансирование тарифов в Болгарии и Румынии

19 В.Янкаускас Стратегия смягчения: сделать энергию доступной Сокращение стоимости поставок энергии - Жизненно важные тарифы, - Скидки на энергию, - Энергетические субсидии, - привилегии Компенсация потребителям затрат на поставки энергии - Компенсация до определенной контрольной точки - Денежные и неденежные трансферты Сокращение спроса на энергию - Скидки на энергоэффективное оборудование Улучшение доступа к поставкам энергии - Более низкая плата за подключение - Ослабленные процедуры отключений

20 В.Янкаускас Сокращение затрат на поставки энергии Наиболее популярны жизненно важные тарифы - Двух и трех ступенчатые тарифы - Прозрачные, предсказуемые и легкие в администрировании - Но с плохой адресностью - Напрямую искажают цены Скидки и привилегии - Могут применяться непосредственно к счетам - Административно сложные и открытые для коррупции Энергетические субсидии не прозрачны и косвенны

21 В.Янкаускас Компенсация потребителей Прямые компенсации до определенного установленного контрольного предела - Требует хорошей информации о том, какие домохозяйства являются нуждающимися - Не искажает цены - Административно сложны, непредсказуемы и открыты для коррупции Программы денежных трансфертов - Аналогичны прямым компенсационным мерам, но не привязаны к фактическим расходам на энергию - Администрирование программ денежных трансфертов обычно требует больше информации и административных целей

22 В.Янкаускас Сокращение спроса Меры на стороне спроса заслужили больше внимания в связи с растущими ценами на топливо и озабоченностью изменением климата Меры повышения эффективности использования энергии показали снижение счетов за энергию на 20-40% - эффект, равный или превышающий тот, что достигается благодаря субсидиям Но есть принципиальные барьеры - Наличие финансов - Отсутствие осведомленности и координации на уровне правительства - Отсутствие осведомленности общественности о технологиях энергосбережения - Отсутствие замеров, и т.д.

23 В.Янкаускас Механизмы социальной защиты в регионе ЮВЕ Страна Ступенчат ый тариф Субсидии категориям потребителей Субсидии получате лям пособий Сезонные субсидии Отсутствие отключений Албания×× Болгария××× Хорватия Македония×× Молдова×× Румыния× Сербия×××× Источник: ЕБРР

24 В.Янкаускас Жизненно важные тарифы в регионе ЮВЕ Дизайн ступеней (блоков) Произвольный или обязательный Дифференц иация Албания два блокаобязательныйнет Болгария два блокаобязательныйВремя использован ия, сезонная Молдова два блокапроизвольныйнет Румыния два блокапроизвольныйнет Сербия Три блокаобязательныйВремя использован ия Источник: ЕБРР

25 В.Янкаускас Социальная защита в Литве Компенсация расходов на центральное отопление, превышающих 20% дохода домохозяйства Деньги выделяются из государственного бюджета и администрируются муниципалитетами Дорогостоящее администрирование Не очень хорошая адресность Схема была недавно изменена для оценки личной собственности домохозяйств

26 В.Янкаускас Сравнение ВБ различных схем социальной защиты Нет отключения неплательщиков Повсеместное субсидирование цен для домохозяйств Жизненно важные тарифы (2 или 3 блока) Ценовые скидки предоставляются домохозяйствам (профессиональные, медицинская история, и т.д.) Компенсация доли коммунального счета, которая превышает определенный процент месячного дохода домохозяйств Другие адресные денежные трансферты домохозяйствам Неадресные денежные трансферты бедным домохозяйствам

27 В.Янкаускас Сравнение ВБ. Критерии оценки Охват (степень, в которой охвачены бедные) Адресность (доля субсидий, попадающая бедным) Предсказуемость выгод для бедных Фискальное воздействие Влияние на фискальное положение коммунального предприятия Искажение цен Административная простота

28 В.Янкаускас Сравнение ВБ. Результаты Критерии Нет отключений Субсидии из бюджета Перекрестные субсидии Жизненно важные 2 блока Жизненно важные 3 блока Жизненно важные плавающий блок Скидки для привилегирова нных Ограничение бремени Другие адресные денежные трансферты Неадресные денежные трансферты Охват Адресность Предсказуем ость Фискальная стоимость Затраты для потр Искажение цен Адм. Затраты Итого

29 В.Янкаускас Выводы Тарифы должны покрывать затраты, в противном случае возникают серьезные проблемы с качеством снабжения и угрозы для непрерывности снабжения Каждая схема социальной защиты имеет свои преимущества и недостатки Политическая воля имеет существенное значение У потребностей каждой страны имеется своя специфика Необходима хорошая коммуникация между регулирующим органом, правительством (министерством социальной защиты) и ESCO (энергообслуживающими компаниями)

30 В.Янкаускас Благодарю за внимание!