1 Дисциплина : Кадровый менеджмент Преподаватель: Маслова Елена Викторовна, к.э.н., доцент, доцент кафедры Управления и планирования социально- экономических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Advertisements

План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
Управление персоналом. всех работников организации, всех занятых на предприятии, исключая его собственника в том случае, если он непосредственно не выполняет.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» - ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ имени М.В. ЛОМОНОСОВА.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
Транксрипт:

1 Дисциплина : Кадровый менеджмент Преподаватель: Маслова Елена Викторовна, к.э.н., доцент, доцент кафедры Управления и планирования социально- экономических процессов (ул.Чайковского,д.62 ауд. 407)

2 Цели дисциплины Дисциплина Кадровый менеджмент нацелена на овладение теоретическими и практическими знаниями по созданию и организации системы работы с персоналом в организации, формирование самостоятельных и достаточно квалифицированных навыков по решению возникающих в этой сфере вопросов в условиях развития рыночных отношений и специфики российской практики.

3 Обязательная литература по дисциплине: Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник. - М.:ИНФРА-М, – 447 с. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. М.: ТК Вельби, Изд-во Проспект, – 688 с. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / Перев. С англ. Под ред. С.К.Мордовина. – СПб: Питер, – 832 с. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.,

4 Периодические издания Журнал «Управление персоналом» Журнал «Человек и труд» Журнал «Кадровая работа» Журнал «Персонал» Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» Журнал «Кадровый менеджмент»

5 Тема 1: Современная концепция управления человеческими ресурсами: сущность, причины и принципы формирования, эволюция развития

6 Управление как информационный процесс Субъект управления Объект управления Внешняя среда

7 Особенности процесса управления персоналом Эмоционально-осмысленная реакция на управленческое воздействие постоянное изменение и способность к развитию субъекта и объекта управления наличие мотивации временной характер отношений организации и работника

8 Подходы к определению управления персоналом мотивационный подход дескриптивный (описательный) подход с точки зрения целей и задач дескриптивно-телеологичешский подход

9 Управление персоналом - это комплексная управленческая деятельность, реализуемая в организациях, которая способствует наиболее эффективному использованию трудового потенциала работников для достижения целей организации, групповых и индивидуальных целей работников.

10 Управление персоналом (УП) Personnel management (PM) Управление человеческими ресурсами (УЧР) Human resource management (HRM) Управление трудовыми ресурсами, управление трудом, кадровый менеджмент, кадровая работа, кадровая политика

11 Причины формирования УЧР Признание ведущей роли персонала в процессе оказания услуг клиентам и обеспечении качества обслуживания Возрастание доли издержек (прямых и косвенных) на персонал в структуре себестоимости услуг Ужесточение государственного регулирования сферы трудовых отношений во многих странах

12 Исполнители front line personnel Клиенты

13 Сравнение концепций УП и УЧР Функциональный подход Краткосрочная ориентация Устойчивость Политика и программы Правила и процедуры Нивелирование конфликтов Стратегичешский подход Долговременная перспектива Развитие Организация как целое Ценности и миссия Командная работа

14 Основные цели УЧР реализация системы обеспечения организации персоналом необходимого количества и качества; создание условий для максимизации трудового потенциала каждого работника; сохранение необходимых работников и избавление от ненужных; соблюдение законодательства.

15 Принципы УЧР: Обусловленности функций стратегическими целями организации адаптивности интеграции системности экономической эффективности перспективности и устойчивости индивидуальной направленности научности и прогрессивности

16 Связь УЧР с другими общественными науками УЧР Право Экономика Психология Психология Социология Социология Социология труда Психология труда Трудовое право Экономика труда Нормирование труда Эргономика труда Безопасность труда

17 Факторы, влияющие на развитие концепции управления персоналом Концепция управления персоналом Тип экономического роста Модель поведения человека Социально- экономические и политические условия Эволюция теории менеджмента

18 Виды управления трудом на разных стадиях экономического роста Тип экономического роста Вид управления трудом Материальная основа Определяющий фактор Вид управления трудом Доиндустриаль- Мануфактурное Кооперация Ремесленный ный произволдетство работников Индустриальный Крупное машин- Разделение Технократи- ное произ-ство труда чешский Научно- Гибкое произвол- Взаимодейст- Инновацион- техничешский детство,ориентир- вие в научно- ный рваное на произволдствен- нововведения ном цикле

19 Изменение модели поведения человека Человек, ориентиррованный экономически рационально (экономичешский человек) до г.г. ХХ в. Человек, обусловленный социальными обстоятельствами (психологичешский человек) г.г. ХХ в. Человек, стремящийся к самовыражению (профессиональный человек) гг. ХХ в. Человек комплексный с 70 гг. ХХ в.

20 Социально-экономические и политические условия Профсоюзное движение конфликты с администрацией коллективные договора согласительные комиссии Государственное регулирование общие принципы занятости безопасность труда социальные гарантии исключение дискриминации Социальное партнерство

21 Эволюция теории менеджмента

22 Школы менеджмента Научная школа управления Г.Таун,Ф.Тейлор, Г.Гантт, К.Барт, Ф.и Л. Гилберт Классическая (административная) школа управления А.Файоль, Г.Эмерсон, Л.Урвик, М.Вебер Школа человеческих отношений и поведенческие подходы в менеджменте Э.Мэйо,Ф.Ретлисбергер, Д.Мак Грегор, А.Маслоу Количественная школа в управлении Р.Акофф, С,Бир, Д.Форрестер

23 Интегральные подходы в теории менеджмента Процессный подход функции управления, связующие процессы Системный подход целостность и открытость системы управления Ситуационный подход учет ключевых переменных ситуации

24 Современные направления развития концепции УЧР формирование единой и взаимосвязанной модели управления человеческими ресурсами организации; формирование программ по развитию персонала как основы управления (HRD); реализация стратегического управления человеческими ресурсами.

25 Тема 2: Базовая модель управления персоналом

26 Базовая модель управления персоналом Субъекты БМУП Внешние факторы Внутренние факторы Инструменты (Функции) управления персоналом Эффективность

27 Субъекты БМУП Участники фирмы Потребители Поставщики, партнеры, государственные органы и т.д.

28 Участники фирмы Менеджеры высшего звена среднего звена низшего звена Персонал (работники-исполнители) Собственники Официальные организации работников (профсоюзы) Неформальные объединения работников

29 Характеристики персонала, используемые в управлении Физические Психофизиологические Психологические Социально-психологические Социальные Профессиональные Институциональные

30 Физические характеристики Возраст Пол Телосложение Показатели здоровья

31 Психофизиологические характеристики Индивидуальные особенности психических процессов человека память, восприятие, ощущения, мышление темперамент способности

32 Психологические характеристики Выделение в личности тех или иных черт ( психограммы, профессиограммы) Определение типов личности

33 Ключевые психологические характеристики личности Модель поведения «А» и «В» Макиавелизм Локус контроля (интернаты-экстерналы) Самомониторинг Самоэффективность Самооценка

34 Социально-психологические характеристики Потребности Мотивы, интересы Поведение Цели Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации

35 Теории мотивации Содержательные теории мотивации Иерархия потребностей А.Маслоу Теория ERG К.Олдерфера Теория Д.Мак Клелланда 2-х факторная модель Ф.Герцберга Процессуальные теории мотивации Теория ожиданий В.Врума Теория справедливости Адамса Теория постановки целей Локке Модель Л.Портера и Э.Лоулера Теория изменения поведения Скиннера

36 Социальные характеристики Национальность Политическая ориентация Отношение к религии Семейное положение (этап жизненного цикла семьи) Социальный статус, образ жизни Размер и источники доходов

37 Профессиональные характеристики Уровень образования Профессия, специальность, квалификация Уровень квалификации Опыт работы Развитие профессиональной карьеры

38 Институциональные характеристики Отношение к собственности Место в иерархии предприятия Форма трудовых отношений Стаж работы в организации Внутриорганизационная карьера Уровень и источники доходов в организации Членство в формальных и неформальных группах

39 Внешние факторы Законодательство и действия государственных органов Рынок труда Социально-культурные условия Профсоюзное движение Научно-техничешский прогресс Экономическая ситуация Природно-географические условия

40 Законодательство Трудовое право Налоговый кодекс Законодательство, определяющее формы обязательного страхования работников

41 Законодательство Трудовое право Хартия прав человека Конституция РФ (ст.37) Гражданский кодекс РФ Трудовой кодекс РФ ( с г.) Коллективные договоры макроуровня мезоуровня микроуровня Индивидуальные трудовые договоры (контракты)

42 Рынок труда Поло-возрастной состав профессионально- квалификационный состав спрос и предложение уровень заработной платы уровень безработицы миграция система профессиональной подготовки инфраструктура рынка труда

43 Социально-культурные условия Психологичешский портрет русского народа Ориентация на коллективизм Ориентация на духовные ценности Ориентация на власть Ориентация на лучшее будущее Ориентация на быстрое решение жизненно-важных проблем

44 Внутренние факторы форма собственности сфера деятельности миссия, цели и стратегии организационная структура организационная культура размер фирмы финансовое положение стиль и опыт руководителя

45

46 Миссия и цели организации коммерческие и некоммерческие цели: экономические социальные Стратегии организации расширения деятельности диверсификации устойчивого развития сокращения

47

48 Управленческая сетка Р.Блейка и Д.Мутон Обедненное Управление 1.1 Управление в духе Загородного клуба 1.9 Групповое Управление 9.9 Власть- Подчинение 9.1 Организационное Управление 5.5 Производетство ЧЕЛОВЕКЧЕЛОВЕК

49 Стили управления и лидерства Авторитарный Демократичешский Либеральный Эксплуататорско- авторитарный Благожелательно- авторитарный Консультативно- демократичешский Демократичешский или система группового участия Р.Лайкерт

50 Формы власти Власть, основанная на принуждении Власть, основанная на вознаграждении Экспертная власть Эталонная власть (власть примера) Традиционная власть Френч и Рейвен

51 Инструменты модели Функции менеджмента планирование организация мотивация контроль Анализ и проектирование рабочих мест Планирование персонала Набор и отбор персонала Программы обучения и развития Управление профессио- нальной карьерой Аттестация персонала Компенсационные программы Обеспечение условий труда Регулирование трудовых отношений Функции управления персоналом

52 Эффективность модели Организационная (экономическая) Индивидуальная Социальная

53 Организационная эффективность Производительность труда Качество продукции, услуг, обслуживания Уровень дохода, прибыли, рентабельность

54 Финансовый учет человеческих ресурсов Процесс определения и измерения данных о кадровом составе организации с отнесением доходов и расходов по его содержанию на соответствующие статьи баланса. Р.Хермансон (1964 г.)

55 Финансовый учет человеческих ресурсов Метод исторической ценности Метод оценки стоимости замены Метод экономической оценки Метод определения размеров вклада

56 Индивидуальная эффективность Степень удовлетворенности работников Степень преданности организации уровень текучести кадров уровень абсентиизма уровень конфликтности количество жалоб и т.д. Интервью Анкеты Собрания Неформальная информация

57 Социальная эффективность Программы трудоустройства Программы обучения и развития Программы дополнительного страхования работников Социальные программы Количество несчастных случаев, трудовых споров и т.д. Развитие трудового потенциала общества Соблюдение трудового законодательства