Модели корпоративной социальной ответственности Лекция 2 д.э.н., Б.С. Батаева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: студентка 3 курсе РГПУ им.Герцена Института управления и экономики Маркачева Мария.
Advertisements

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА? Маркова Елена Валерьевна.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.
ЗАЧЕМ БИЗНЕСУ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО?. ОАО "ЛУКОЙЛ"2 На пути к осознанию КСО как философии деловой практики Компании Единичные благотворительные акции.
Распределение ответов респондентов на вопрос : « По Вашему мнению, в каком состоянии хорошем, удовлетворительном или плохом находятся сегодня в нашей.
In Russia Выполнили: студенты 4 курса ФВМ-2 Загонов Виктор Трунилов Артём.
1 Частный акционерный капитал как катализатор экономического развития: нормативно-правовое регулирование.
Корпоративная социальная ответственность – что и почему? Елена Корф, 19 декабря 2007.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
CAF Россия Фонды Местных Сообществ в России: практика, возможности и риски Аврорина Л.В. Руководитель программ, CAF Россия.
Менеджер по управлению персоналом: гражданин, нижегородец, профессионал Общественный комитет по трудовым ресурсам ТПП НО Областной Клуб Директоров по персоналу.
United Nations Global Compact Докладчики : А.Щетинин И.Куриленк о СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА Глобальный договор.
Коммуникативная составляющая корпоративной культуры Максим Лунев Директор по работе с Клиентами. Партнер «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими.
Субъекты и критерии социальной ответственности Е.И. ТАВЕР Член Правления ВОК, Директор ЦЭП ВОК Всероссийская организация качества ЦЕНТР ЭКСПЕРТНЫХ ПРОГРАММ.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Государственно-общественное управление в сфере образования. Основные понятия, нормативно- правовая база, история и опыт становления.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Томилова Е. Ильиных И. Мирзаджанов Т. Кулькова А. Стратегия общественного антикоррупционного контроля.
Подготовил: Григорян В.А И Шапошников Г.. Принцип построения учебного материала заключается в рациональном сочетании фундаментальных положений, дающих.
Форум по корпоративной устойчивости «Инновации и сотрудничество для будущего, к которому мы стремимся» ИТОГИ г. Москва 17 июля.
Транксрипт:

Модели корпоративной социальной ответственности Лекция 2 д.э.н., Б.С. Батаева

Что такое модель КСО? Под моделью корпоративной социальной ответственности (далее КСО) понимаются устойчивые и часто встречающиеся формы социально ответственной деятельности компаний, характерные для определенных стран и регионов Выделяют следующие виды зарубежных моделей КСО: Американская Европейская Латиноамериканская Азиатская Исламская

Национальный контекст понимания КСО США – филантропия в виде спонсирования образования, здравоохранения и других соц. услуг Великобритания, Канада, Япония – экология, программы в отношении местных сообществ Китай – права человека, охрана труда, регулирование количества часов рабочего времени Россия -программы в отношении сотрудников Украина – реконструкция церквей, спонсорство книжных изданий, охрана и безопасность труда

Факторы, влияющие на формирование национальной модели КСО - 1 характер отношений власти и бизнеса, задающий уровень и формы взаимодействия и законодательного регулирования деятельности частного сектора характер отношений власти и бизнеса, задающий уровень и формы взаимодействия и законодательного регулирования деятельности частного сектора отраслевая структура бизнеса (наличие крупных компаний в секторе нефтедобычи и переработки) отраслевая структура бизнеса (наличие крупных компаний в секторе нефтедобычи и переработки) наличие авторитетных компаний - лидеров в продвижении практик социальной ответственности наличие авторитетных компаний - лидеров в продвижении практик социальной ответственности традиции этики бизнеса и корпоративного управления традиции этики бизнеса и корпоративного управления

Факторы, влияющие на формирование национальной модели КСО - 2 уровень институционализации переговорного процесса, наличие традиций социального партнерства уровень институционализации переговорного процесса, наличие традиций социального партнерства вовлеченность организаций гражданского общества в обсуждение практик КСО и в их мониторинг вовлеченность организаций гражданского общества в обсуждение практик КСО и в их мониторинг общественная дискуссия по вопросам корпоративной ответственности, отражение этой дискуссии в СМИ общественная дискуссия по вопросам корпоративной ответственности, отражение этой дискуссии в СМИ уровень общественной обеспокоенности проблемами охраны окружающей среды. уровень общественной обеспокоенности проблемами охраны окружающей среды.

Модели КСО Американская Европейская

Характеристика модели КСО США Параметры сравнения Характеристика 1Парадигма взаимоотношений государства и общества Взаимоотношения государства и гражданского общества основаны на свободе индивидуума и недопущении вмешательства государства в жизнь гражданского общества 2Институциональная среда Институциональная среда в виде института права и правоприменения, объединений бизнеса и потребителей (СРО), НКО и пр. элементов высокоразвита 3Культура и ее влияние на особенности социального капитала Особенность США – разветвленная система институтов гражданского общества. Сегодня в США более 70% граждан состоят в различных объединениях и организациях и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций 4Основные носители идей КСО Крупные компании (ТНК) традиционно во всех странах являются носителями передовых технологий и инноваций, в том числе и в социальной сфере

Характеристика модели КСО США Параметры сравнения Характеристика 5Роль НКО или саморегулируемых организаций Высокая активность населения через НКО. Бизнес сам распространяет лучшие практики через свои ассоциации. Роль профсоюзов незначительна 6Взаимоотношения компании (бизнеса) и общества До последнего времени отношения строились на признании, что основной задачей бизнеса является повышение прибыли и рост ценности компании для акционеров, ответственность за решение социальных проблем лежит на государстве и на самих гражданах. В последние годы ситуация стала меняться 7Роль государства Традиционно невысокая, сотрудничество осуществляется на местном уровне власти с широким использование налоговых стимулов 8Основная направленность программ КСО Здравоохранение, образование, спорт 9Институциализация концепции КСО Центр корпоративного гражданства при Бостонском колледже (публикует рейтинг включенности компаний в развитие местных сообществ), Институт Кенана

Пример программы Исторически дискриминированные бизнесы (Historically underutilized businesses- HUB) в США Texas Government Code, Chapter 2161 Texas Administrative Code, Chapter 20, Subchapter B

Цель программы Предоставить полные и равные деловые возможности бизнесам, принадлежащим социальным меньшинствам и женщинам. К меньшинствам относятся: выходцы из азиатско-тихоокеанского региона афроамериканцы испаноязычные американцы коренные народы

Результаты исследования за 1997 г. Согласно исследованию большинство контрактов получают «белые мужчины»

Программа по распространению знаний Рекламирование Обучающий модуль (онлайн) Менторская программа Создание социальной сети Разработка сайта

Обучающие конференции для HUBов за август 2009 года Дата Название мероприятия Город 8/6/2009 Пропаганда опыта сельской жизни в Техасе Amarillo 8/ 11/2 009 Делание бизнеса со штатом Техас Mansfield 8/1 /2009 Обзор развивающихся бизнесов Dallas 8/12/ Ежегодная конференция по государственным закупкам Arlington 8/ Дело HUB: Как делать бизнес со штатом Техас Houston 8/18/2009 Бледный Остин Испанская ТПП Austin 8/19/ 2009 LINC Программа (Менторсая программа) Austin 8/21/ Развивающийся бизнес. Встреча со СМИ Dallas 8/ 21/2009 Выставка Черного бизнеса Южного Техаса San Antonio 8/ 25/2 09 Улучшение Остина в ближайшем будущем Austin 8/27/ LINC Программа (Менторсая программа) Austin

Результаты К программе HUB в 2012 г. присоединилось более 2500 компаний. Общее количество сертифицированных HUBoв в Техасе достигло

Характеристика европейской модели КСО [1][1] Низкий уровень предполагает невысокое значение общественной активности и скудость информации, средний – некоторые формы включенности бизнеса и ряд инициатив со стороны государства, высокий – активность во всех направлениях.[1][1] Низкий уровень предполагает невысокое значение общественной активности и скудость информации, средний – некоторые формы включенности бизнеса и ряд инициатив со стороны государства, высокий – активность во всех направлениях. Параметры сравнения Характеристика 1Парадигма взаимоотношений государства и общества Взаимоотношения государства и гражданского общества основаны на идее государственного порядка и национального единства, роли государства, обеспечивающего свободу личности. В Великобритании есть должность министра по КСО 2Институциональная среда Развитая, зрелые рыночные отношения 3Культура и ее влияние на особенности социального капитала Европа – родина социалистических утопий, что повлияло на формирование социальных отношений. Для стран Европы в целом характерен высокий уровень социального капитала, включая доверие 4Основные носители идей КСО Крупные компании традиционно во всех странах являются носителями передовых технологий и разного рода инноваций, включая КСО 5Роль НКО или саморегулируемых организаций Высокая роль НКО, именно они способствовали давлению на правительства своих стран и ЕС в целом с целью принятия законов, способствующих распространению КСО. Высока роль профсоюзного движения

Характеристика европейской модели КСО 6Взаимоотношения компании (бизнеса) и общества Общество в целом относится с недоверием к бизнесу, ответственность за развитие общества в определенной степени возлагается на бизнес, большая часть отношений регулируется законодательно 7Роль государства Традиционно высокая роль государства как в области регулирования социально-трудовых отношений, так и в регулировании КСО в целом 8Основная направленность программ КСО Так как интересы рабочих законодательно защищены и развито экологическое законодательство, основная направленность программ – местные сообщества 9Институциализация концепции КСО Действует организация Социальная платформа (год создания 1995), сеть европейского бизнеса КСО–Европа (CSR Europe) (год создания 1996), важную роль играет Европейская комиссия и др. 10Уровень общественной дискуссии По оценке Института Кенана среднее значение в целом по ЕС распределяется от высокого в Нидерландах и Великобритании, среднего в Бельгии, Германии, Франции и других странах до низкого в Австрии

Сравнение моделей КСО АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ КСО носит добровольный характер. Государство не регулирует Государство рассматривается как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения. Регулирует посредством норм, законов Используются многогранные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества через благотворительные фонды, финансирование образования и т.п. Благотворительность не распространена в связи с высокими налогами Ответственное поведение поощряется налоговыми льготами, зачетами, закрепленными на законодательном уровне Ответственное поведение закрепляется законодательно и поощряется налоговыми льготами, зачетами, закрепленными на законодательном уровне Высокое внимание к бизнесу со стороны общества. Движение потребителей Высокая роль СМИ Развит консалтинг в области КСО

Модель стран Латинской Америки ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯХАРАКТЕРИСТИКА Парадигма взаимоотношений государства и общества Патерналистская форма взаимодействия с обществом Институциональная среда Слабая, высокий уровень недоверия в обществе Основные носители идей КСОТНК, компании экспортеры Основанная направленность программ КСО Основное направление персонал компании. Среди направлений благотворительности –поддержка культуры Роль НКО или саморегулируемых организаций Сильные зарубежные НКО, осуществляющие контроль за действиями зарубежных компаний в третьих странах Взаимоотношения компании и общества Находятся в стадии формирования

Модель азиатских стран ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯХАРАКТЕРИСТИКА Парадигма взаимоотношений государства и общества Кооперативная. Стратегия компаний традиционно основана на взаимодействии с персоналом и органами власти Институциональная среда Развитая, высокий уровень доверия в обществе Основные носители идей КСОНациональные компании, работающие за пределами страны Основанная направленность программ КСО Проблемы защиты окружающей среды, местные сообщества (новое направление) Взаимоотношения компании и общества Взаимоотношения выстраиваются с позиций, что доверие и качество являются главным фактором в узнаваемости бренда Роль государства Традиционно высокая

July 23, 2015 Суры и хадисы в подтверждение КСО Сура 2:201 - говорится о необходимости бережного отношения к окружающей среде Сура 2:201 - говорится о необходимости бережного отношения к окружающей среде Сура 7:31 - осуждается расточительность Сура 7:31 - осуждается расточительность Суры 21:30, 23:18- поясняется необходимость бережного отношения к воде Суры 21:30, 23:18- поясняется необходимость бережного отношения к воде Хадис (1445), хадис 699 (1485) (Сахих аль-Бухари)- говорится о важности благотворительности через закят, садака Хадис (1445), хадис 699 (1485) (Сахих аль-Бухари)- говорится о важности благотворительности через закят, садака Исследование профессоров Бизнес школы Малайского отделения Ноттингемского Университета Великобритании Джона Зинкина и Джефри Вильямса «Ислам и КСО. Исследование по сравнению основ ислама с принципами Глобального договора ООН», 2006 г. (Zinkin J., Williams G., Islam and CSR: A Study of the Compatibility between the Tenets of Islam and the UN Global Compact) Исследование профессоров Бизнес школы Малайского отделения Ноттингемского Университета Великобритании Джона Зинкина и Джефри Вильямса «Ислам и КСО. Исследование по сравнению основ ислама с принципами Глобального договора ООН», 2006 г. (Zinkin J., Williams G., Islam and CSR: A Study of the Compatibility between the Tenets of Islam and the UN Global Compact)

Виды деятельности запрещенные в исламе производство и продажа алкоголя производство и продажа алкоголя производство и продажа табака, наркотиков производство и продажа табака, наркотиков производство и продажа свинины производство и продажа свинины деятельность, связанная с риском и неопределенностью (игорный бизнес, порноиндустрия, игра на фондовых рынках) деятельность, связанная с риском и неопределенностью (игорный бизнес, порноиндустрия, игра на фондовых рынках) одалживание денег в рост под процент (ростовщичество) одалживание денег в рост под процент (ростовщичество) д

July 23, 2015Финансовая академия Место в рейтинге Название компании Страна происхожден ия Денежная выручка за 2008, $Тип компании Отрасль 1 Saudi Arabian Oil Co. (Saudi Aramco) Саудовская Аравия Государственна я Нефтегазовая 2 National Iranian Oil Company Иран Государственна я Нефтегазовая 3 Petroliam Nasional Bhd. (Petronas)Малайзия Государственна я Нефтегазовая 4 Kuwait Petroleum Corp.Кувейт Государственна я Нефтегазовая 5 Iraq National Oil Co.Ирак Государственна я Нефтегазовая 6 Koc Holding A.S.Турция 39500ОАО Диверсифицированн ая 7 Abu Dhabi National Oil Co.ОАЭ38789 Государственна я Нефтегазовая 8 Saudi Basic Industries Corporation (SABIC) Саудовская Аравия 33659ОАО Химическая перерабатывающая Крупнейшие компании исламского мира (DS100,2010)

July 23, 2015 Savola group (Саудовская Аравия) В совете директоров компании функционирует объединенный комитет по корпоративному управлению и социальной ответственности Компания Savola group специально подчеркивает, что она рассматривает КСО сквозь призму ценностей ислама. В частности, на сайте компании приводится одно из изречений пророка Мухаммеда: «Не уверует никто из вас [искренне] до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (хадис под номером 13 из сорока хадисов Имама Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави) (Золотое правило из греческой философии)

July 23, 2015 Специфика исламских банков Организация бухгалтерского учета и аудита в исламских финансовых институтах (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions) выпустила «Руководство 7 КСО для исламских финансовых институтов» (CSR Conduct and Disclosure for Islamic Financial Institutions), в котором перечисляются обязательные и рекомендуемые для раскрытия показатели инструменты основаны на разделении прибылей и убытков предоставляют услуги в виде благотворительных ссуд «кард аль хасан» ведут закятные фонды (за эти услуги не взимается какая- либо плата) спонсируют различные мероприятия так же, как и традиционные банки

July 23, 2015Финансовая академия Крупнейшие исламские банки Место в рейтинге Название банка Страна Размер акционерного капитала, 2010 (млн $) 1 Al Rajhi Banking & Investment Corp Королевство Саудовская Аравия 1,933 2Bank Melli Исламская Республика Иран 1,322 3Bank Saderat Исламская Республика Иран 1,033 4Kuwait Finance House Государство Кувейт 966 5Bank Mellat Исламская Республика Иран 500 6Dubai Islamic BankОАЭ462 7Abu Dhabi Islamic BankОАЭ381 8Bank Islam Malaysia Малайзия 293 9Shamil Bank Королевство Бахрейн Bank Tajerat Исламская Республика Иран 260

July 23, 2015 Исламские фонды и инвесткомпании Исламские фонды (Shariach Compliance Funds) осуществляют инвестиции в соответствии с принципами шариата. Их важным отличием является наличие шариатского совета. Исламские фонды взаимных инвестиций создают и традиционные банки (HSBC Amanah, National bank of Abu Dhabi, Mashreq bank, Abu Dhabi Commercial bank, Dubai Bank и др.) Исламские инвесткомпании существуют в мусульманских странах наряду с традиционными компаниями В Кувейте по данным центрального банка этой страны, действуют 48 шариатских финансовых компаний и 45 компаний классического образца. Тем не менее, объем активов, которыми управляют исламские компании… не превышает сумм, которыми оперируют обычные финансовые учреждения.

Российская модель ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯХАРАКТЕРИСТИКА Парадигма взаимоотношений государства и общества Патерналистская форма взаимодействия с обществом Институциональная среда Развита недостаточно. Высокий уровень недоверия в обществе, усложняет налаживание взаимодействия компании со стейкхолдерами и властью Основные носители идей КСОТНК, действующие в России и российские компании, выходящие на IPO Основанная направленность программ КСОПерсонал компании, местные сообщества последнее время больше внимания уделяется экологии и корпоративному управлению Взаимоотношения компании и общества Ввиду бессубъектности общества могут быть определены как слабые Роль государства Не выражена. Отсутствует политика в области КСО

Что есть движущая сила КСО на Западе и в России? На Западе основные движущие силы социальной ответственности бизнеса: Сами корпорации и ассоциации бизнеса Государство Потребители Некоммерческие организации (выражают общественное мнение) Общество в целом

Движущие силы КСО. Роль общественного мнения Общественное мнение как политический феномен влияет на сферу политики и жизнь государства Общественное мнение как политический феномен влияет на сферу политики и жизнь государства В консервативно-олигархических режимах власть стремится свести до минимума, если вообще не исключить, это влияние В консервативно-олигархических режимах власть стремится свести до минимума, если вообще не исключить, это влияние Либеральный режим, наоборот, предполагает нахождение оптимального механизма интегрирования массовых оценок в процессы выработки и реализации политики Либеральный режим, наоборот, предполагает нахождение оптимального механизма интегрирования массовых оценок в процессы выработки и реализации политики Далее приведены оценки общественного мнения относительно КСО в России Далее приведены оценки общественного мнения относительно КСО в России

Результаты опроса общ. мнения НИС. Ответ на вопрос в чем заключается КСО бизнеса

ВЦИОМ. Какой вид КСО бизнеса кажется наиболее приемлемым для России?

НИС. Имеет ли государство право привлекать бизнес к решению соц. проблем общества?

НИС. Должно ли государство поддерживать соц. ответственные компании?

НИС. Каково ваше отношение к созданию и деятельности различных НКО?

Что есть движущая сила КСО в России (результаты опроса) ? 31% опрошенных отметили необходимость вести конкуренцию на глобальном рынке 21% отметили требования органов власти и регулирующих органов 17% назвали решение руководства (40% в мировом масштабе) 7% назвали НКО Ни одна из групп давления, что есть на западе в виде гражданского общества, акционеров, СМИ и других заинтересованных сторон не работает в России

Особенности российской модели Наследие прошлого: высокие ожидания со стороны общества, отсутствие давления на бизнес со стороны общества Неопределенность государственной политики Отсутствие общественного давления на компании Недостаток внимания СМИ в вопросам социальной ответственности компаний Акцент на решение проблем бедности, недостаток внимания вопросам экологии Недооценка российской специфики при интеграции КСО в стратегии компаний или выработки краткосрочных программ Схожесть российской модели с латиноамериканской

Источники Советник по политике КСО в Еврокомиссии: вопрос доверия граждан к бизнесу становится приоритетным vopros-doverija-grazhdan / Учебник «КСО: управленческий аспект»/ под. ред. М.А.Эскиндарова, И.Ю. Беляевой. - М.: Кнорус, С Монография Б. Батаевой «Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие России».- М., Финуниверситет, С Батаева Б.С. Направления формирования российской модели корпоративной ответственности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, С. 67–72. pdf Статья Б. Батаевой «Региональная модель КСО (на примере исламских стран) // Ж-л «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», 3, С

Спасибо за внимание!