Содержание Нормативно-правовая базаОбщие положения Аттестация, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности Аттестация на первую квалификационную категорию Аттестация на высшую квалификационную категорию Формы аттестационных испытанийРекомендации к плану открытого урока
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года 209 «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г /46 Рекомендации Министерства культуры Российской Федерации по проведению аттестации педагогических работников, реализующих программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства Приказ Mинздравсоцразвития Российской Федерации от г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Инструктивно–методическое письмо Комитета по культуре и туризму Рязанской области ЕЦ/ от «О мероприятиях по реализации нового порядка аттестации преподавателей и руководителей в области культуры Рязанской областиИнструктивно–методическое письмо Комитета по культуре и туризму Рязанской области ЕЦ/ от «О мероприятиях по реализации нового порядка аттестации преподавателей и руководителей в области культуры Рязанской области» Дополнения к Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Дополнения к Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от 15 августа 2011 г. N /59
Виды аттестации Соответствие занимаемой должности (1 раз в 5 лет) Аттестация на категории (первую и высшую)
Педагогические работники могут подать заявление на аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию в удобное для них время в течение года, но не менее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории Заявление установленной формы с развернутым обоснованием соответствия профессиональной компетентности аттестуемого квалификационным требованиям в рамках заявленной квалификационной категории
Проведение открытого урока с предоставлением плана-конспекта Предъявление результатов практической деятельности за межаттестационный период Экспертное заключение
В соответствии с пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников аттестация в целях установления соответствия уровня квалификации проводится только на основании личного заявления педагогического работника, адресуемого аттестационной комиссии.
Основание для проведения аттестации Представление работодателя Форма аттестации Квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности
В ходе аттестации на соответствие занимаемой должности педагогический работник, в отношении которого дано представление работодателя, содержащее мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности, проходит в назначенный день только квалификационное испытание в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности. Содержание и вид такого испытания определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования (с.3 Дополнения к Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений).
Из Рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства Министерства культуры РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 08 февраля 2011 г ) «В целях учета специфики деятельности педагогических работников отрасли культуры органам исполнительной власти, осуществляющим аттестацию педагогических работников, при разработке локальных актов рекомендуется следующая интерпретация пунктов 30 и 31 «Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. 209»:
I. Проведенные педагогическим работником открытые уроки и мастер-классы в образовательном учреждении по месту работы с наличием отзыва II. Методическая работа (разработка методических пособий и учебных программ, используемых в учебной работе и имеющих рецензии/отзывы)
III. Художественно-творческая деятельность педагогического работника, подтвержденная документально : Творческие работы, публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи, Созданное произведение изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, кино или фото искусства, Участие в концертных программах оркестра, ансамбля, хора, Исполнение сольных концертных программ, Исполнение роли/партии в спектакле, концертной композиции, фильме, цирковом и эстрадном представлении
При анализе результатов освоения обучающимися образовательных программ и показателей динамики их достижений необходимо учитывать один из важнейших показателей – динамику и результаты участия педагогического работника и обучающихся в методических и творческих мероприятиях на уровне субъекта Российской Федерации (в мастер-классах, конференциях, олимпиадах, концертах, фестивалях, конкурсах и т.д.) – в зависимости от профиля преподаваемой дисциплины
I. Проведенные педагогическим работником открытые уроки и мастер-классы в образовательном учреждении по месту работы и в иных профильных учреждениях с наличием отзыва II. Методическая работа (разработка методических пособий и учебных программ, написание и подготовка учебников, хрестоматий и т.п., используемых в учебной работе и имеющих внешние рецензии/отзывы)
III. Художественно-творческая деятельность педагогического работника, подтвержденная документально : Творческие работы, публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи Созданное произведение изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, кино или фото искусства Постановка спектакля (в качестве режиссера) Участие в создании произведений (творческих работ) в области музыкально-театрального искусства, театрального искусства, искусства балета и т.п
III. Художественно-творческая деятельность педагогического работника, подтвержденная документально : Исполнение/представление в качестве дирижера или руководителя новой концертной программы оркестра, ансамбля, хора Исполнение сольных концертных программ Исполнение роли/партии в спектакле, фильме, театрализованном, цирковом и эстрадном представлении 5 6 7
При анализе результатов освоения обучающимися образовательных программ и показателей динамики их достижений, а также личного вклада педагогического работника «в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий» и распространение его собственного опыта в «области повышения качества образования и воспитания» необходимо учитывать динамику и результаты участия обучающихся в методических и творческих мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровней (в мастер-классах, обучающих семинарах, конференциях, олимпиадах, концертах, фестивалях, конкурсах и т.д.) – в зависимости от профиля преподаваемой дисциплины.
Подтверждение соответствия занимаемой должности Установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) Аттестация в письменной форме Аттестационная экспертиза Для преподавателей: Для преподавателей: Описание урока (развернутый план) Для концертмейстеров: Описание репетиции к концертному выступлению (развернутый план) Проведение открытого урока (возможно предоставление видеозаписи) Развернутый план-конспект урока Видеозапись урока – по требованию аттестационной комиссии Отзыв экспертной группы
Подтверждение соответствия занимаемой должности Установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) Виды уроков Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе, направленное на практическое освоение музыкального произведения или его фрагмента Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению
Тема урока 1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе Должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося или особенностей учебной группы; объектом может быть одно или несколько музыкальных произведений, или какая-либо проблема по преодолению конкретных трудностей технологического или художественного характера 2. Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства Должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом особенностей учебной группы 3. Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению Должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося
Цель урока 1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе Описание той конечной цели, которую преследует преподаватель (концертмейстер) при решении проблем технологического или художественного характера и которая должна соответствовать требованиям учебной программы дисциплины 2. Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства Обобщенно характеризовать перспективу развития обучающихся через получение знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями образовательной программы и учетом профильной направленности обучающихся 3. Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению Подготовка к концертному исполнению в условиях концертного (театрального) зала или других (указать)
Задачи урока 1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе Следует указать ряд задач, решение которых в процессе урока позволит, в соответствии с темой урока, приблизиться к освоению художественного целого и направить самостоятельную работу обучающегося 2. Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства Должны содержать специфические дидактические единицы, освоение которых формирует у обучающихся комплекс знаний, умений и навыков для развития у обучающихся широкого кругозора, умения воспринимать деятельность в области музыкального искусства в широком социальном, культурном и историческом контексте 3. Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению Описание реализации исполнительских достижений, наработанных в классе с преподавателем по специальности; описание конкретных задач, поставленных в процессе репетиционной работы
Методы и приемы реализации поставленных задач 1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе Необходимо указать методы и приемы, при помощи которых предполагается решить поставленные на уроке задачи в контексте формируемых данной дисциплиной определенных компетенций; описать взаимосвязь конкретных технологических задач с созданием художественного целого в интерпретации музыкального произведения (могут быть подчеркнуты методы и приемы совершенствования технических средств выразительности, необходимых для создания интерпретации музыкального произведения) 2. Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства Необходимо указать формы урока, педагогические методы и приемы, при помощи которых предполагается оптимальный вариант достижения поставленных на уроке целей и задач в контексте формируемых данной дисциплиной определенных компетенций; рекомендованные обучающимся формы изучения и закрепления нового материала
Анализ результатов урока 1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе Описать эффективность предложенных преподавателем (концертмейстером) рекомендаций, степень усвоения их учащимся 2. Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства Описать эффективность предложенных преподавателем рекомендаций, степень усвоения их обучающимися 3. Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению Описать эффективность проведенного урока-репетиции, дать оценку уровню успешности действий концертмейстера и обучающегося
Формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося 1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на максимально продуктивное усвоение результатов совместной работы с преподавателем (концертмейстером), но и на развитие у обучающегося творческой инициативы 2. Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на максимально продуктивное усвоение результатов совместной работы с преподавателем, но и на развитие у обучающегося творческой инициативы
Методический материал, используемый как для подготовки к уроку, так и во время его проведения Технические средства обучения (в случае их применения на уроке) Перечень используемых на уроке аудио-, видеозаписей, наглядных пособий и т.д.