Общественная акция «Народное признание» 2008 год
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГОУ Сергиевский психологический центр Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения Сергиевского района Самарской области был создан в 2003 году. Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения Сергиевского района Самарской области был создан в 2003 году. В 2008 году учреждение принято в собственность Самарской области и переименовано в В 2008 году учреждение принято в собственность Самарской области и переименовано в ГОУ Сергиевский психологический центр
ЦЕЛЬ: оказание квалифицированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающимся в психолого- педагогическом и медико-социальном сопровождении; создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие детей, сохранение их здоровья, предполагающее полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах ГОУ Сергиевский психологический центр
ЗАДАЧИ: Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; Осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям; Оказание помощи образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации; Обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (воспитанников), родителей, педагогов; Организационно-координационное обеспечение районной психологической, социальной и дефектологической службы системы образования
ГОУ Сергиевский психологический центр Имеет два высших образования: Самарский педагогический институт им. В.В. Куйбышева «Учитель-логопед», Самарский государственный педагогический университет «Педагог-психолог», стаж педагогической работы 15 лет. За успехи в психологическом обеспечении образовательного процесса награждена Почетной грамотой Главного управления образования Администрации Самарской области Отмечена благодарностью Управления культуры и молодёжной политики Администрации Сергиевского района за существенный вклад в работу по профилактике негативных проявлений среди подростков и молодёжи Сергиевского района Грамота Северного управления министерства образования и науки Самарской области Почетная грамота Главы Сергиевского района Благодарность министерства образования и науки Самарской области Благодарность городского родительского собрания г. Тольятти за участие в Конкурсе «Модели организации общественного участия в управлении образовательными учреждениями» Директор Земскова Наталья Александровна: «Кадры решают все!».
ГОУ Сергиевский психологический центр ВРАЧ – ПЕДИАТР УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДЫ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДЫ 2 ПЕДАГОГИ- ПСИХОЛОГИ 10 Сотрудники ЦПМСС СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ 3 ЮРИСТ ЮРИСТЮРИСТ ПРОГРАММИСТПРОГРАММИСТ ДЕФЕКТОЛОГДЕФЕКТОЛОГ
Директор Земскова Наталья Александровна: - «Кадры решают все!» Высшее образование 2 высших образования 100% 14% Имеют I категорию -44% Имеют II категорию-13% 6 специалистов (40%) награждены Почетной грамотой Северного управления министерства образования и науки Самарской области 6 специалистов (40%) награждены Почетной грамотой Северного управления министерства образования и науки Самарской области 2 специалиста награждены Почетной грамотой министерства образования и науки Самарской области
Психодиагностическая работа - углубленное психолого-педагогическое изучение основных причин появления проблем В течение 5 лет проводится социопсихологический мониторинг психологического здоровья детей по критериям интеллектуального, личностного и эмоционально-волевого развития на всех возрастных этапах: В течение 5 лет проводится социопсихологический мониторинг психологического здоровья детей по критериям интеллектуального, личностного и эмоционально-волевого развития на всех возрастных этапах: дошкольники - 3 года, 5 лет, 7 лет школьники – 4 класс, 8 класс, 9 класс, 11 класс школьники – 4 класс, 8 класс, 9 класс, 11 класс Ежегодный охват диагностикой психологического здоровья – 1500 детей, что составляет 25% от всей численности детского населения района Результат: принятие управленческих решений с целью обеспечения психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды В течение 5 лет проводится социопсихологический мониторинг психологического здоровья детей по критериям интеллектуального, личностного и эмоционально-волевого развития на всех возрастных этапах: В течение 5 лет проводится социопсихологический мониторинг психологического здоровья детей по критериям интеллектуального, личностного и эмоционально-волевого развития на всех возрастных этапах: дошкольники - 3 года, 5 лет, 7 лет школьники – 4 класс, 8 класс, 9 класс, 11 класс школьники – 4 класс, 8 класс, 9 класс, 11 класс Ежегодный охват диагностикой психологического здоровья – 1500 детей, что составляет 25% от всей численности детского населения района Результат: принятие управленческих решений с целью обеспечения психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ДИАГНОСТИКА
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организационно- методическое сопровождение Районного родительского собрания
В учреждении оказывается помощь детям: с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающейся посещать образовательные учреждения; с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающейся посещать образовательные учреждения; с нарушением эмоционально-волевой сферы; с нарушением эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия ; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия ; с отклонениями в развитии: нарушение речи, нарушение опорно- двигательного аппарата, задержка психического развития, легкая умственная отсталость; с отклонениями в развитии: нарушение речи, нарушение опорно- двигательного аппарата, задержка психического развития, легкая умственная отсталость; пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф и переживающие потерю близких; пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф и переживающие потерю близких; одаренным одаренным Результат: положительная динамика в развитии детей ! В учреждении оказывается помощь детям: с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающейся посещать образовательные учреждения; с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающейся посещать образовательные учреждения; с нарушением эмоционально-волевой сферы; с нарушением эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия ; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия ; с отклонениями в развитии: нарушение речи, нарушение опорно- двигательного аппарата, задержка психического развития, легкая умственная отсталость; с отклонениями в развитии: нарушение речи, нарушение опорно- двигательного аппарата, задержка психического развития, легкая умственная отсталость; пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф и переживающие потерю близких; пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф и переживающие потерю близких; одаренным одаренным Результат: положительная динамика в развитии детей ! НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Развивающая и коррекционная работа – устранение отклонений в психическом и личностном развитии детей
Районный логопедический пункт ЮРИСТ Диагностика речевого развития Коррекция недостатков устной и письменной речи Консультации с родителями и педагогами
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Охват детей коррекционно-развивающей работой с 2005 по 2008 годы
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья Общеразвивающая, коррекционно-развивающая, лечебно- профилактическая, образовательная работа в условиях специально оборудованной полифункциональной, интерактивной среды темной сенсорной комнаты
Группа кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение
«Будущим первоклассникам» ДОШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Второй год на базе ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения реализуется общеобразовательная программа Виноградовой Н. Ф. «Предшкольная пора». Программа предназначена для обучения и развития детей шестого года жизни. Обучение по данной программе проводится с детьми, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения с целью подготовки будущих первоклассников к школе, развития качеств, необходимых для благополучной адаптации к школе, формирования предпосылок учебной деятельности и общего психического развития ребёнка. Особое внимание уделяется развитию мышления, воображения, речи, обучению чтению и подготовке руки ребёнка к письму, формированию умений общаться со сверстниками, сотрудничать с ними. В уч. г. на базе Центра посещают занятия 8 детей. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом – серией обучающих пособий для детей. Обучение проводится по пяти разделам: «Познаём других людей и себя» (ознакомление ребёнка со своими индивидуальными особенностями и своеобразием других людей); «Познаём мир» (расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде, подготовка к изучению предметов «Математика» и «Окружающий мир»); «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» (развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения,…); «Учимся родному языку» (обучение чтению и подготовка руки ребёнка к письму); «Учимся дышать» (обучение ребёнка навыку правильного, оптимального типа дыхания, профилактика психосоматических заболеваний); «Волшебный мир здоровья» (нормализация эмоционального состояния).
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Повышение психологической культуры в рамках просветительской работы: Повышение психологической культуры в рамках просветительской работы: - информационные выпуски на ТРК «Радуга – 3» - телепередача «Лабиринты воспитания» - публикации в газете «Сергиевская трибуна» - буклеты Формирование у педагогов, детей и их родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе или в интересах собственного развития: Формирование у педагогов, детей и их родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе или в интересах собственного развития: - родительские собрания - классные часы - педсоветы - клубы Кабинет психолого-педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков Сергиевского района Кабинет психолого-педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков Сергиевского района Повышение психологической культуры в рамках просветительской работы: Повышение психологической культуры в рамках просветительской работы: - информационные выпуски на ТРК «Радуга – 3» - телепередача «Лабиринты воспитания» - публикации в газете «Сергиевская трибуна» - буклеты Формирование у педагогов, детей и их родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе или в интересах собственного развития: Формирование у педагогов, детей и их родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе или в интересах собственного развития: - родительские собрания - классные часы - педсоветы - клубы Кабинет психолого-педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков Сергиевского района Кабинет психолого-педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков Сергиевского района НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психопрофилактическая работа – предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей
Поводы обращений: Взаимоотношения родителей и детей; Взаимоотношения родителей и детей; Поведенческие нарушения детей; Поведенческие нарушения детей; Проблемы в эмоционально-волевой сфере; Проблемы в эмоционально-волевой сфере; Проблемы адаптации; Проблемы адаптации; Взаимоотношения со сверстниками; Взаимоотношения со сверстниками; Проблемы в развитии и обучении; Проблемы в развитии и обучении; Взаимоотношения между педагогом и ребёнком; Взаимоотношения между педагогом и ребёнком; Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Поводы обращений: Взаимоотношения родителей и детей; Взаимоотношения родителей и детей; Поведенческие нарушения детей; Поведенческие нарушения детей; Проблемы в эмоционально-волевой сфере; Проблемы в эмоционально-волевой сфере; Проблемы адаптации; Проблемы адаптации; Взаимоотношения со сверстниками; Взаимоотношения со сверстниками; Проблемы в развитии и обучении; Проблемы в развитии и обучении; Взаимоотношения между педагогом и ребёнком; Взаимоотношения между педагогом и ребёнком; Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Консультативная работа – это решение тех проблем, с которыми к специалисту приходят сами родители, педагоги, учащиеся
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Охват консультативной работой за года
Психолого-медико-социальное сопровождение детей группы риска Сопровождение – метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора ЮРИСТ Принципы: Рекомендательный характер советов сопровождающего Приоритет интересов сопровождающего «на стороне ребенка» Непрерывность сопровождения Комплексный подход Стремление к автономизации Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: - испытывающих трудности в обучении и адаптации в школе - с детьми-инвалидами - с детьми из семей группы риска с нарушенными детско- родительскими отношениями Носители проблемы: ребенок, его родители, педагоги и ближайшее дружеское окружение
Психолого-медико-социальное сопровождение детей группы риска Ежегодно около 15 детей находятся на сопровождении в нашем центре. Среди них семьи в основном неполные, мало- и среднеобеспеченные, с проблемами родителей – семьи алкоголиков, социально дезадаптивные и педагогически несостоятельные семьи, семьи с детьми-инвалидами. Перед началом нового учебного года по данным центральной районной больницы, центра диагностики и образовательных учреждений Центр проводит выверку детей, уклоняющихся от обучения, и детей-инвалидов школьного возраста, подлежащих обучению. Так в начале этого учебного года была проведена большая работа социальными педагогами по определению детей-инвалидов в образовательные учреждения. Многие из них были впервые (в лет) зачислены в школу. Им оказывалось комплексное сопровождение социальным педагогом, врачом, психологом.
Психолого-медико-социальное сопровождение детей группы риска Межведомственная профилактическая операция «Подросток» с 15 мая по 1 октября ЮРИСТ Учащиеся, нуждающиеся в замене учебной программы и замене формы обучения, направляются на психолого-медико- педагогическую комиссию Учащимся оказывается помощь : - в определении образовательного маршрута, - занятости в системе дополнительного образования Поддержка при переходе из одного учреждения в другое, из одного класса в другой Трудоустройство
Психолого-медико-социальное сопровождение детей группы риска ЮРИСТ 1 диагностика проблемы 2 информация о путях возможного решения проблемы 3 консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы 4 первичная помощь при реализации плана решения
ФОРМЫ РАБОТЫ: Индивидуальные занятия
ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ – РАБОТЫ: Групповые занятия
ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ – РАБОТЫ: Семинары-тренинги
ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ – РАБОТЫ: Деловые игры
ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ – РАБОТЫ: Студия (арт-терапия, сказкотерапия)
УСЛУГИ ЦПМСС: Ранней специальной помощи ребёнку и его семье для детей от 0-3 лет (консультации); Дошкольного образования социально-психологической и дефектологической направленности для детей 5-7 лет(программы «Предшкольная пора», «Играя, обучаюсь», «Коррекция речи» для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения); Начального общего образования социально- психологической и дефектологической направленности для учащихся 1-4 классов(программа «Коррекция письма и речи», адаптация и профилактика вредных привычек «Все цвета кроме чёрного», «Волна», «Экватор» и др.);
УСЛУГИ ЦПМСС: Основного общего образования социально- психологической направленности для учащихся 6-9 классов (предпрофильное сопровождение, профилактика зависимого поведения «Сталкер», «Соревнования классов, свободных от курения», «Коммуникативные тренинги и др.); Среднего (полного)общего образования социально- психологической направленности для учащихся 9-11 классов (профориентация, профилактика злоупотребления психоактивными веществами «Правильный выбор», психологическое сопровождение ЕГЭ «Путь к успеху», тренинги личностного роста и др.).
Выездной консультационный пункт Сергиевский район имеет большую территориальную протяженность (см. карта). 16 общеобразовательных учреждений находятся далеко от районного центра (15-60 км.) Сергиевский район имеет большую территориальную протяженность (см. карта). 16 общеобразовательных учреждений находятся далеко от районного центра (15-60 км.) ГОУ Сергиевский психологический центр оказывает услуги психолого-педагогического и медико-социального сопровождения 90% образовательных учреждений ГОУ Сергиевский психологический центр оказывает услуги психолого-педагогического и медико-социального сопровождения 90% образовательных учреждений Выездной консультационный пункт оказывает услуги каждой отдаленной школе 2 раза в учебном году по заявке образовательного учреждения Выездной консультационный пункт оказывает услуги каждой отдаленной школе 2 раза в учебном году по заявке образовательного учреждения
Взаимодействие на районном уровне ТРК «Радуга-3», «Сергиевская трибуна» РРС Учреждения общего и дополнительного образования детей, клуб «Экстрим», «Новая цивилизация» Управление культуры администрации муниципального района Сергиевский Комиссия по делам несовершеннолетних Центральная районная больница ГОУ Сергиевский психологический центр Комитет по вопросам материнства и детства, Центр «Семья», МУ ЦДК Предприятия и частные предприниматели ОДН
Взаимодействие на областном уровне Региональный социопсихологический центр Самарская городская молодежная общественная организация «Центр поддержки демократических молодежных инициатив» Самарский областной центр медицинской профилактики Центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции «Школа спасателей» Областные и региональные структуры ГОУ Сергиевский психологический центр
Общее количество оказываемых услуг за 2007 год: чел.
Повышаем квалификацию «Теория и практика сказкотерапии»
Повышаем квалификацию «Арт-терапевтические техники в работе практического психолога»
Повышаем квалификацию «Компетентностно - ориентированное образование»
Повышаем квалификацию «Работа с детьми из различных категорий семей»
ГОУ Сергиевский психологический центр Мы ждём Вас по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с. Сергиевск Ул. Советская д. 25 Тел. (884655) ,