Тема урока русского языка в 11 классе «Односоставные предложения».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 8 а классе в 8 а классе Муниципальное образовательное учреждение Атюрьевская средняя общеобразовательнаяшкола 1 Учитель русского.
Advertisements

Кроссворд 1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих.
Словарная работа Односоставные предложения с главным членом - сказуемым с главным членом - подлежащим о/лн/лб - лназ.. об/лбезл. 6.
Односоставные предложения 8 класс Урок рефлексии МАОУ СОШ п.ДЕМЯНСК Учитель:МАЛКОВА Т.Г. Односоставные предложения 8 класс Урок рефлексии МАОУ СОШ п.ДЕМЯНСК.
Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье, глухое, немое. Войди на закате,
Повторим ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Выполнила: ученица 11 класса Велумян Люсине.
Односоставные предложения.. 1. Закрепить знания о видах односоставных предложений. 2. Продолжим учиться различать виды односоставных предложений. Цели.
Односоставные предложения (обобщающее повторение).
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Понятие об односоставных предложениях» (по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой классы)
Односоставные предложения. Определённо – личные предложения.
Односоставное предложение. Главный член- сказуемое.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Выполнила: Аминова А. В., учитель русского языка и литературы муниципальной Новолеушинской средней общеобразовательной школы Тейковского района, Ивановской.
1. Безличные предложения и способы выражения сказуемого в них «V» – знал; «-» то, что узнал, не совпадает с тем, что знал; "+" – новая информация; "?"
Односоставные предложения.. Основные группы односоставных предложений 1) с главным членом – сказуемым. Вечереет. Морозит. 2) с главным членом – подлежащим.
Марютина Н.А. Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3 им. П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»
Здравствуйте, ребята ! Я приехал из Франции. Пошел в магазин за одеждой. Я обратился к продавцу за помощью. Меня спросили : « Что Вы хотите купить ?» Я.
«Односоставные предложения» «Полные и неполные предложения»
Односоставные предложения Урок русского языка в 8 классе МОУ Павловская ООШ Каргасокского района Учитель русского языка и литературы : Топорова Ирина.
1 Односоставные предложения. 2 Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который.
Транксрипт:

Тема урока русского языка в 11 классе «Односоставные предложения».

Цели урока повторение и систематизация знаний об односоставных предложениях; наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте; закрепление знаний о средствах выразительности речи, совершенствование навыков анализа текста.

Эллипсис /синтаксическое средство выразительности/ Состоит в пропуске подразумеваемого слова. В зависимости от контекста создаёт эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взвол нованности, разговорного просторечия. Например: «Не тут – то : море не горит». (И. А. Крылов). (Можно восстановить слово «было») «Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью по полю при первом свете дня». ( А. С. Пушкин). (Можно вставить слово «скачем»)

Подхват /синтаксическое средство выразительности/ Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. «Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать»

Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи 13. Намеренно избыточный повтор союзов. Кроссворд

Учёные-лингвисты Буслаев Ф.И. Востоков А.Х Потебня А.А. Шахматов А.А.

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым с главным членом - подлежащим о/л н/лб - л наз.. об/безл. 6

Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым Вид ЗначениеСпособ выражения сказуемого Примеры Определённо- личные предложения Действующее лицо или предмет не названы, но говорящий точно понимает, о ком или о чём речь. Глаголом 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа изъявит. накл (наст. и буд. вр.) или повелительного наклонения. Еду в гости. Приедете через неделю? Приезжайте через неделю. Неопределённ о-личные предложения Действующее лицо не названо, но говорящий не может точно указать на того, кто производит действие. -Глаголом 3-го лица мн.ч. наст. и буд. времени. -Глаголом мн. числа прош. времени. -Глаголом мн. ч. условного наклонения. Где-то стреляют. В дверь постучали. Посадили бы здесь розы. Обобщённо- личные предложения Обозначают действие, относящееся к любому лицу (ко всем людям вообще). Действующее лицо мыслится обобщённо. Сказуемое обычно выражено глаголом 1-го, 2-го лица ед. и мн. числа или глаголом 3-го лица мн. числа. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. На деньги ума не купишь. Добро на худо не меняют. Безличные предложения Действующее лицо назвать совершенно невозможно. Подлежащего нет и не может быть. - Безличным глаголом. - Личным гл. в безл. знач. - Инфинитивом. - Категорией состояния. - Отрицательным словом. - Кратким страд. прич. Смеркается рано. Пахнет сеном. Ничего не слыхать. На улице холодно. Здесь никого нет. В классе убрано.

Назывные (номинативные) предложения с главным членом - подлежащим Значение Способ выражения главного члена предложения Примеры Передают значение бытия, утверждают наличие предметов, явлений. Подлежащее выражено существительным в им. падеже или количественно- именным сочетанием. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья… (Фет). Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил. (Солоухин) Словарь: НОМИНАТИВНЫЙ [ фр. nominatif ] – лингв. назывательный; служащий для называния, обозначения (предметов, явлений, качеств, действий). 8

Определите способ выражения сказуемого и вид предложения 1. Здесь рыбу не ловят.________________________ 2. Спешу к вам на помощь._____________________ 3.Подмораживает.____________________________ 4. На этой реке нет мостов._____________________ 5. Пора спать._________________________________ 6. На улице ветрено и сыро.____________________ 7. Составьте график дежурства.________________ 9

Самостоятельная работа Выпишите из презентации односоставные предложения, выделите грамматическую основу предложений, определите вид односоставных предложений. Самопроверка предложенного задания Приятно купить. Найди свой вкус! На территории храма не курить. В вашем доме тепло, тихо и безопасно. Приходи и выигрывай! Здесь можно срочно вызвать милицию! Детский дом «Гном» Принимаем заявки на школьную форму. Закрывайте двери!

Гимнастика для глаз по системе Базарного

Поэты Серебряного века

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас вол н. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёл н. К. Бальмонт.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. А. Блок.

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С. Есенин.

За что-то меня упрекают И в чём-то согласны со мной: Так исповедь льётся немая Беседы блаженнейшей той. А. Ахматова.

Анализируем текст 1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли впол не благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами.5). Жизнь на нём протекала размеренно.6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело вол новавшейся в тумане.7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие.8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном.10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11).Следующие два часа посвящались отдыху. И. Бунин. 15

Домашнее задание Решить тесты варианта 6 (20-24), повторить схему определения видов односоставных предложений (индивидуальное задание: решить тесты).