Проблемы охраны и сохранения здоровья в образовательном процессе Российский Учитель XXI века Только в том случае выполнит свою миссию, если его педагогическими.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья А.Шопенгауэр.
Advertisements

Здоровье- сберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
1 Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.
Здоровье обучающихся Выступление на педсовете по здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесбережение и современные педагогические технологии Методическое объединение учителей начальных классов и учителей – дефектологов интегрированного(
МОУ Андреевская средняя общеобразовательная школа Борисоглебский муниципальный район Ярославской области Примерная программа формирования культуры здорового.
1 Здоровьесберегающие технологии. 2 Понятие здоровья Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия (Устав Всемирной организации.
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
Педагогический совет по теме "Здоровьесбережение в организации учебного- воспитательного процесса.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Здоровьесберегающие технологии в школе МОУ « СОШ 61» Дорогова Е. Н. ( по материалам программы Шкель В. Ф.)
эт о физическое душевное социальное а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие технологии в работе психолога Сообщение педагога-психолога лицея «Дубна» Сухаревой О.А. Сухаревой О.А.
Выполнила: Евсеева Ксения. Цель работы: Задачи: 4. На основе данных комплексного мониторинга здоровья и успеваемости создать банк данных по школе. На.
Педагогические здоровьесберегающие технологии МОУ «Болтовская СОШ» Орехова Евгения Николаевна.
Здоровьесберегающие технологии МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
По данным НИИ педиатрии - 14 % детей практически здоровы - 50% имеют отклонения в развитии опорно- двигательного аппарата % страдают хроническими.
Транксрипт:

Проблемы охраны и сохранения здоровья в образовательном процессе Российский Учитель XXI века Только в том случае выполнит свою миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество

Понятие здоровья Понятие здоровья Основные факторы, обуславливающие здоровье: 1. Образ жизни % 2. Влияние экологических факторов % 3. Биологические (наследственные) – 20% 4. Недостатки и дефекты здравоохранения -10% (По Лисицину Ю.П.) (По Лисицину Ю.П.) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения). только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения).

Состояние здоровья детей Ульяновской области (по результатам диспансеризации 2002 г.) Осмотрено детей от 0 до 17 лет. Из них имеют отклонения : - в состоянии здоровья - 59 % - в физическом развитии - 10,9 % - в физической подготовленности - 8,5 %

1. Костно-мышечной системы и соединительной ткани. 2. Органов пищеварения. 3. Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата. 4. Нервной системы. 5. Органов дыхания. 6. Психические расстройства и расстройства поведения. Наиболее распространены болезни:

Состояние здоровья детей средней школы 86 (по результатам диспансеризации 2004 – 2005 уч. г.) Осмотрено 1056 учащихся 1 – 11 классов. Осмотрено 1056 учащихся 1 – 11 классов. 345 учащихсяся не болели – 32,6% 345 учащихсяся не болели – 32,6% 711 учащихсяся переболели – 67,3% 711 учащихсяся переболели – 67,3% В течение года общая заболеваемость (по справкам) составила 871 (82,4%) В течение года общая заболеваемость (по справкам) составила 871 (82,4%) Инфекц.заболев. 569 сл. (53,8%) Соматич.заболев. 302 сл. (28,5%)

На «Д» учете состоит 359 учащихся, что составляет 33,9% от общего кол-ва. Туб. инфицированных – 695 уч. (65,8%) Туб. инфицированных – 695 уч. (65,8%) Нарушение зрения – 62 уч. (5,8%) Нарушение зрения – 62 уч. (5,8%) Органы дыхания – 20уч. (1,8%) Органы дыхания – 20уч. (1,8%) К.М.С. – 139 уч. (13,1%) К.М.С. – 139 уч. (13,1%) Ж.К.Т. – 75 уч. (7%) Ж.К.Т. – 75 уч. (7%) Ц.Н.С. – 17 уч. (1,6%) Ц.Н.С. – 17 уч. (1,6%) М.П.С. – 35 уч. (3,3%) М.П.С. – 35 уч. (3,3%)

Из постановления правительства РФ от «ОБ общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья…» Образовательные учреждения осуществляют: Сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу её в центры санитарно- эпидемиологического надзора. Подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья.

Школьные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей Учебно- организационные Управленческие Психолого- педагогические. Гигиенические

Гигиенические условия, факторы: 1. Шум. 2. Освещённость.. 3. Воздушная среда. 4. Размер помещений, кубатура. 5. Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы). 6. Используемые стройматериалы, краска. 7. Мебель: размеры, размещение. 8. Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры. 9. Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания. 10. Качество питьевой воды. 11. Экологическое состояние прилегающей к школе территории. 12. Состояние сантехнического оборудования. 13. Наличие системы санитарно-просветительской работы.

Учебно-организационные факторы: Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) Особенности устава школы и норм школьной жизни Медицинское и психологическое обеспечение школы.

7. 7. Участие родителей учащихся в жизни школы Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» Интегрированность школы в окружающий социум Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики Нарушения правил техники безопасности и охраны труда Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.

Психолого-педагогические факторы: Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок Стиль педагогического общения учителя с учащимися Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам Особенности работы с «трудными» подростками в классе Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

6. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе). 7. Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений. 8. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью. 9. Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения. 10. Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя. 11. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Управленческие: Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.

Цветок здоровья ПСИХИЧЕСКОЕ – здоровье разума ФИЗИЧЕСКОЕ – здоровье тела СОЦИАЛЬНОЕ – здоровье общества ПСИХОЛОГИ- ЧЕСКОЕ – здоровье эмоций ИНТЕЛЛЕК- ТУАЛЬНОЕ – получение и обработка информации ДУХОВНОЕ – система ценностей и убеждений

Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую». Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ) Задачи здоровьесберегающей педагогики: Задачи здоровьесберегающей педагогики: ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. сформировать культуру здоровья. обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья.

Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ) Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.

Дорога к здоровью: Обучение вопросам здоровья Воспитание культуры здоровья Использование здоровье- сберегающих технологий как основного инстру- мента педаго- гической работы: творческий характер образовательного процессатворческий характер образовательного процесса использование активных форм и методов обучения использование активных форм и методов обучения формирование интереса к учению формирование интереса к учению деятельностный подход в обучении. деятельностный подход в обучении.

Здоровьесберегательное образовательное пространство школы: 1. Экологическое 1. Экологическое 2. Эмоционально-поведенческое: 2. Эмоционально-поведенческое: - уровень коммуникативной культуры - уровень коммуникативной культуры - эмоционально-психологический климат - эмоционально-психологический климат - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - формы и характер поведения учащихся на переменах - формы и характер поведения учащихся на переменах - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. 3. Вербальное 3. Вербальное 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство. 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.

Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП): Обеспечение гигиенических условий ОП: Обеспечение гигиенических условий ОП: 1. Действие звуковых раздражителей 2. Воздушно-тепловой режим 3. Освещение естественное и искусственное 4. Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов) 5. Использование персональных компьютеров 6. Питание учащихся 7. Качество используемой питьевой воды.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса: 1. Рациональная организация учебного процесса 2. Рациональное расписание учебных занятий 3. Двигательная активность учащихся 4. Рациональная организация урока 5. Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения 6. Рациональная организация общего режима дня школьников

Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.). Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональн ый Недостаточно рациональный нерациональ ный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более % 85-90% Более 90% 2 Количество учебной деятельности Средняя продол- жительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин мин Более 15 мин

4 Частота чередо- вания различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Смена через мин Смена через мин 5 Количество видов преподавания Не менее 3-х 21 6 Чередование видов преподавания Не позже чем через мин Через Не чере- дуются 7 Наличие эмоцио- нальных разрядок 2-31нет 8 Место и длитель- ность применения ТСО В соответс- твии с ги- гиеническими нормами С частичным соблюдением гигиеничес-ких норм В произ- вольной форме 9 Чередование позы В соответст- вии с видом работы Имеются слу- чаи несоот- ветствия позы виду работы Частые несоот- ветствия позы виду работы

10 Наличие, место, содержание и продолжитель- ность физкультминуток На 20 и 35 мин урока по 1мин из 3-х легких упражнений с 3-4 пов- торениями каждого 1 физкульт- минутка с неправиль-ным содер-жанием или продолжите- льностью Отсутст- вуют 11 Психологический климат Преобладают положитель- ные эмоции Имеются слу- чаи отрица- тельных эмоций Преобла- дают отри- цательные эмоции 12 Момент наступ- ления утомления учащихся по снижению учеб-ной активности Не ранее 40 мин Не ранее мин До 30 мин

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения ( по Смирнову Н.К.) 1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. 2. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов). 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.). 4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3). 5. Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через мин.). 6. Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся. 7. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Чередование позы в соответствии с видом работы. 9. Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого). 10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. 11. Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).

12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками. 13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок. 14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%). 15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее минут в 1 классе, минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО). 16. Темп окончания урока: «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка. задерживание учащихся после звонка.

Цветок здоровья Цветок здоровья физическое психологическое интеллектуальное психическое социальное духовное