Зам.директора по УВР МОУ Степнинская СОШ Кравченко Нина Владимировна
В состав школьной информационной среды могут входить: учебные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть, компьютерной техникой, необходимым УМК, программным обеспечением; учебная аудитория, оснащенная мультимедиа проектором, персональным компьютером, переносным или стационарным экраном; медиатека, объединяющая медиа-, видео-, библиотеку и обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.
Любая задача урока может быть решена на четырех уровнях усвоения. Знать (онтологический уровень) - уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей. Уметь (поведенчески-деятельностный уровень) - уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач. Владеть (уровень способностей) - уровень освоения и применения способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач. Быть (смысловой уровень)- уровень развития способностей (креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, создавать отношение к миру, делу и себе самому (смыслотворчество).
Критерии работы с содержанием урока: практическая значимость; доступность понятий, объема материала; эмоциональная значимость фактов и идеи; непротиворечивость фактов и идей, проблемность.
При конструировании урока учителю следует проектировать: цели урока; мотивацию учащихся; содержание занятия; деятельность учащихся; деятельность учителя; рефлексию деятельности на занятии; обратную связь с учащимися.
Дидактические части компьютерного урока Актуализация зон активного и ближайшего развития ( усвоенных опорных ЗУН) Изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД ) Закрепление материала – повторение и применение Контроль усвоения Коррекция Обобщение Домашнее задание
Учитель Компьютер Обучающие программы Базы данных Экспертная система Интернет Группа (класс) Ученик Учитель перестает быть единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром!
В ИД КОМПЬЮТЕРНОГО УРОКА ЗАВИСИТ ОТ : *общей дидактической структуры урока *варианта использования средств ИКТ *объема делегируемых компьютеру функций учителя(формулы компьютерного урока) *вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио)
ПОВТОРЕНИЕ В начале урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст – звук – изображение): Репродуктивное тестирование; Экспериментальные задачи; Проблемные ситуации; Развивающие игры; Все учащиеся оказываются включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового. Они могут самостоятельно ставить цели, искать решения поставленной задачи, творчески работать, выводить формулы, уйти в свободно путешествие. В конце урока: при обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения – программы – тренажеры.
ИЗУЧЕНИЕ(ОБЪЯСНЕНИЕ) НОВОГО МАТЕРИАЛА Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную чёрную доску заменяет огромный экран. На этом экране с помощью видеоряда, звука и текста происходит виртуальное «путешествие по времени и пространству»… Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным!
О СОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ( ОБЪЯСНЕНИЯ ) НОВОГО МАТЕРИАЛА Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером Индивидуальное общение с компьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно (диалог, лекция- беседа, тренинг, тест, проблематизация, гипертекст) Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст – звук – видео – цвет»
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Основной недостаток классического урока – трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися. Применение компьютера позволяет: Применить индивидуальное программирование, разветвленную программу закрепления; Организовать внутри классную групповую дифференциацию; Провести экспресс – диагностику усвоения и зависимости от её результатов соответствующую коррекцию. 2 группа 1 группа учитель Компьютер 3 группа Индивидуальные программы
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества: Учитывается разная скорость работы учащихся; Задания дифференцируются по степени трудности; Повышается объективность оценки; Ученик видит детальную картину собственных недоработок; Оценка может выдаваться быстро, не только по окончании работы, но и после каждого вопроса. Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль. Компьютер помогает педагогу в управлении УП, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся или показатели одного учащегося за определенное время.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ученик может смонтировать свой ответ, используя ИКТ. Ученик может заняться индивидуально ликвидацией пробелов в системе познания материала уроков, используя программы – тренажеры.
ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ Длительность использования 20 минут: 5 минут в начале урока, в интервалах между 15-й и 20-й, 30-й и 35-й минутами. Время непрерывной работы на компьютере по сан. нормам: для учащихся начальной школы – мин., средней ступени – мин., старшей ступени – 30 мин. Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120, 200 минут.
В настоящее время присутствует огромное количество программно-методического обеспечения в виде различных учебных пособий, учебников, справочников, шпаргалок, которые используются в образовательном процессе. Программно-методическое обеспечение школы насчитывает более 50 различных электронных пособий и учебников общеобразовательного направления.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ. Составлены самим преподавателем. Представляют правильное в методическом отношении изложение нового материала. Соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом. Дидактический материал разнообразен и может обновляться по необходимости.
К ЛАССИФИКАЦИЯ ЭОР Энциклопедии и справочники. Тематические библиотеки и коллекции. Путеводители. Образовательные комплексы. Репетиторы и тренажеры. Методические материалы для учителя. Библиотеки электронных наглядных пособий.
Э НЦИКЛОПЕДИИ
Э НЦИКЛОПЕДИИ И СПРАВОЧНИКИ
С ЛОВАРИ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТРЕНАЖЕРЫ
РЕПЕТИТОРЫ
БИБЛИОТЕКИ ЭЛЕКТРОННЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
Новое качество образовательного процесса – это результат педагогически осмысленного применения ИКТ в учебно - воспитательном процессе.