Д.т.н., проф. В.И. Ширяев, А.Г. Кузнецов, И.В. Гришин, А.И. Коблов, к.т.н. Б.М. Кувшинов, Межрегиональный филиал сотовой связи ОАО Уралсвязьинформ 1 МОДЕЛИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направления консалтинговой деятельности Направления консалтинговой поддержки 1. Финансовая диагностика 3. Построение системы бюджетирования 2. Построение.
Advertisements

Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
Бизнес-планирование Преподаватель: Грабовский А.Е.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
1 Томск. Межведомственный научно-образовательный центр СТАТИСТИКА ИННОВАЦИЙ. Формирование информационно-аналитической базы для обеспечения развития экономики.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРОВ НА РЫНКЕ ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГРУППЫ М МЕНЬШИКОВ В. О.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Построение системы маркетинга металлургического предприятия Анастасия Птуха, Директор МА Step by step
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Модель формирования стратегии развития предприятия Производственная политика; Ценовая политика; Маркетинговая политика; Территориальная политика.
В классическом понимании функция маркетинга включает действие, содействующее процессу сбыта и реализации продукции. В этом контексте функция маркетинга.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Маркетинговые исследования. Маркетинговое исследование представляет собой вид исследовательской деятельности, который призванной удовлетворять информационные.
Концепция маркетинга Тема 1. Вопросы: 1.Маркетинг как философии бизнеса, его цели и задачи. 2.Основные понятия и категории маркетинга. 3.Эволюция концепций.
Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: 1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга 2.Цели и функции маркетинга 3.Основные принципы.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
МЕНЕДЖМЕНТ. Методы планирования
Транксрипт:

д.т.н., проф. В.И. Ширяев, А.Г. Кузнецов, И.В. Гришин, А.И. Коблов, к.т.н. Б.М. Кувшинов, Межрегиональный филиал сотовой связи ОАО Уралсвязьинформ 1 МОДЕЛИ ДЛЯ АНАЛИЗА, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НА РЫНКЕ УСЛУГ СВЯЗИ Операторам требуется решение следующих аналитических задач [1-5]: анализ тарифной политики анализ эффективности работы операторов (c учетом особенностей макроэкономического состояния территорий, ресурсов, результатов); оценка емкости и прогнозирование развития рынка в целом, оператора, услуги с учетом изменений, происходящих на рынке (выход новых операторов, изменение тарифов); с использованием информации о рынках регионов, находящихся на более поздней стадии развития; с учетом территориального распределения уровня благосостояния населения; в зависимости от соотношения цен на услуги и доходов населения; с учетом влияния цен, качества услуг, эффективности каналов распространения участников рынка; построение оптимального управления, обеспечивающего выполнение плана и достижение поставленных целей 1. Мархасин А.Б. Аналитические методы в прогнозировании рынков мобильной связи и антикризисном управлении.–М.:МЦНТИ, 1999.–35 с. 2. Моделирование бизнес-процессов в электросвязи // Информ Курьер–Связь С. 52–53 3. Морозов А.Г. Переход от операционного обеспечения к аналитическим системам - следующий шаг в развитии информационных технологий для операторов связи. Биллинг. Компьютерная телефония C. 50– Разроев Э.А. Маркетинг сотовой связи. М.: Мобильные коммуникации, – 160 с. 5. Резникова Н. П. Маркетинг в телекоммуникациях. – М.: Эко-Трендз, – 336 с.

– интенсивность маркетинговых усилий, направленных на потенциальных абонентов -го сегмента; – степень общения покупателей -го сегмента; – момент возникновения нового сегмента спроса. где – текущее количество абонентов на рынке; – текущее количество абонентов на -м сегменте рынка; – потенциальная емкость -го сегмента; – количество слагаемых (сегментов спроса), участвующих в формировании спроса на услуги связи. Оценка емкости рынка с учетом изменений на рынке 2 Модель предполагает, что в результате снижения цен возникают новые сегменты спроса, увеличивающие общую емкость рынка. Рис. 1. Развитие регионального рынка (на примере рынка Пермской области) (1)

Рассматривается развитие совокупности региональных рынков: траектории развития всех рынков формируют «коридор» развития спроса; текущее состояние рынка каждого региона определяет отклонение темпов его развития от средних по «коридору». где – процент проникновения услуг связи на рынке региона (доля населения, пользующегося услугами); – вектор параметров социально- экономического состояния региона; – средний темп развития региональных рынков в тот момент, когда они находились на данном уровне развития; – функция, определяющая отклонение темпа развития рынка в регионе от среднего по всем регионам; – ошибка прогнозирования, возникающая вследствие действия неучтенных факторов. Прогноз развития с использованием классификации 3 Классификационная модель: Рис. 2. Построение прогноза в «коридоре» развития спроса (2)

Прогноз развития с использованием классификации 4 Рис. 4. Точность прогнозирования процента проникновения для Челябинской и Курганской областей Рис. 3. Траектории развития региональных рынков

где ( ) – апостериорный набор частных критериев, – весовые коэффициенты, удовлетворяющие условиям: где – функция текущей емкости рынка в -м городе в момент времени ; – кусочно-постоянная функция, характеризующая уровень благосостояния населения -го города в момент времени ; – функция, характеризующая зависимость емкости городского рынка от уровня благосостояния населения; – функция зависимости емкости регионального рынка от времени. Прогнозирование c учетом уровня благосостояния населения 5 Перечень показателей априорного набора: – доля безработных; – остатки вкладов физ. лиц; – среднемесячная заработная плата; – оборот розничной торговли; – объем промышленной продукции; – объем платных услуг; – производство потребит. товаров; – наличие квартирных телефонов; – число юридических лиц. Интегральный индикатор уровня благосостояния населения: Емкость рынка городов и районов субъекта РФ прогнозируется в зависимости от уровня благосостояния населения и тенденций развития регионального рынка [6-7] (3) (4)

Прогнозирование с учетом уровня благосостояния населения 6 Функция зависимости емкости рынка от уровня благосостояния населения города и динамики развития регионального рынка: Рис. 5. Зависимость емкости рынка в городах Челябинской области от времени и уровня благосостояния населения Рис. 6. График зависимости емкости рынка от времени и уровня благосостояния 6. Айвазян С.А. К методологии измерения синтетических категорий качества жизни населения // Экономика и математические методы – Т.39., 2. – С. 33–53, 3 – С. 19– Блинов А.Б., Гришин И.В., Ширяев В.И.. Определение емкости рынка в городах и районах субъекта РФ // Стратегическое развитие и планирование предприятий. Секция – М.: ЦЭМИ РАН. – С (5)

Анализ ценовой конкурентоспособности тарифных планов 7 Рис. 7. Анализ ценовой конкурентоспособности предложений Utel на рынке использование фактической структуры трафика абонентов для различных тарифных планов; стоимость междугородних, международных и роуминговых соединений не учитывается.

Оценка емкости и прогнозирование развития отдельного тарифа (услуги) 8 Рис. 8. Число абонентов действующего тарифа Рис. 9. Число абонентов закрытого на подключение тарифа

Моделирование поведения абонентов с учетом соотношения цены и уровня доходов 9

Моделирование поведения абонентов с учетом соотношения цены и уровня доходов 10 При отсутствии статистических данных о доходах потенциальных абонентов их оценки находятся с помощью фильтра Калмана.

Моделирование конкурентного рынка 11

Моделирование конкурентного рынка 12

Решение задачи оптимального управления поведением фирмы 13

Решение задачи оптимального управления поведением фирмы 14

Задача ранжирования операторов 15 Задача ранжирования – получить оценки эффективности управления предприятиями, учитывающие разницу в доступных ресурсах и условиях работы. Трудности, возникающие при сравнении операторов [15-19]: Каждый оператор действует в собственных условиях (на территории с определенным уровнем экономического развития, покупательной способностью населения, уровнем конкуренции). Операторы могут различаться масштабами своей деятельности и располагать различным объемом ресурсов (финансовых, технических) для своего развития. Фактический результат – согласно набору и значениям критериев и уровню их значимости Потенциальный результат – средний фактический результат, полученный при управлении объектами, имевшими близкие ресурсы и условия функционирования Отклонение фактического результата от потенциального – следствие различной эффективности использования доступных ресурсов в сложившихся условиях. Использование оценок эффективности для поддержки принятия решений 1. Выявление эффективных управленческих решений. 2. Оценка напряженности плановых заданий. 3. Оценка сбалансированности ресурсов предприятия.

Задача ранжирования операторов Карминский А.М., Пересецкий А.А., Петров А.Е. Рейтинги в экономике. М.: Финансы и статистика, c. 16. Крамин Т.В. К оценке потенциала и структуры спроса на услуги сотовой связи в регионах России //Проблемы современной экономики С. 152– Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. М.: Физматлит, c. 18. Тишакова И.А. Спрос-предложение на рынке услуг связи. Выбор стратегии региональными операторами //Информ-курьер связь – Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992–2015. М.: Экономика с. Рис. 17. Позиции предприятий в координатах («потенциальный результат»; «фактический результат») а) при фиксированной значимости критериев; б) при интервальных оценках значимости. а)б)

Задача ранжирования операторов 17 Рейтинг региональных отделений операторов сотовой связи, действующих в ряде регионов РФ 50 региональных отделений, 13 регионов, 7 параметров, описывающих макроэкономическое состояние региона и текущее состояние операторов (размер абон. базы, доля рынка, средняя цена минуты, MOU, радиопокрытие территории, кол-во точек продаж) Критерии оценки результатов: средний уровень доходности абонента (ARPU) (значимость 10­30%); доля оператора в приросте абонентской базы региона (значимость 10­30%); выручка (значимость 40­80%). Рис.18. Рейтинги операторов по фактическому результату, потенциалу и эффективности

Заключение Предложенные модели позволяют оператору: оценивать и прогнозировать емкость рынка используя данные о динамике продаж, развитии других рынков, уровне благосостояния населения и распределении доходов; моделировать конкурентный рынок с учетом цен, развития сети, каналов распространения услуг, рекламы; находить оптимальное управление для выполнения плановых заданий. Возможность совместного использования нескольких моделей повышает точность и надежность прогнозирования. Реализация описанных моделей расширит возможности применения аналитических систем к задачам, решаемым операторами. Это повысит привлекательность аналитических систем для существующих и потенциальных клиентов, увеличит их ценность и может стать уникальным конкурентным преимуществом на рынке. Ширяев Владимир Иванович, д.т.н., проф., начальник аналитической группы Челябинского отделения Межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ», зав. кафедрой прикладной математики Южно-Уральского государственного университета тел.: +7(351) , +7(351)

Основные публикации по теме доклада Identification of carrying capacity of the market and synthesis of a cellular communication company price strategy. System Dynamic Society. Proceedings of the 21st International Conference: New York, USA Modeling the mobile service market of the region and a control problems solution. Proceedings of the 22nd International Conference: 44. Oxford, England Модели прогнозирования развития региональных рынков сотовой связи стандарта GSM // Маркетинг в России и за рубежом С. 3– О возможностях аналитических систем для решения задач оценки емкости, прогнозирования и моделирования развития рынка сотовой связи // Аналитические системы CBOSS 2005: опыт использования и новые возможности. М.: CBOSS, С. 65– О прогнозировании развития региональных рынков сотовой связи // Мобильные системы С. 5– Оценка результатов и эффективности работы предприятий на региональных рынках (на примере операторов сотовой связи) // Менеджмент в России и за рубежом С Модели развития сотового рынка // Информ Курьер–Связь С. 79– О прогнозировании развития региональных рынков с использованием методов распознавания образов (на примере рынка сотовой связи) // Финансы и бизнес С Прогнозирование развития рынков инновационных товаров по городам региона (на примере сотовой связи) // Финансы и бизнес С Applying models to forecast mobile service market development. Proceedings of the 24th International Conference: Nijmegen, Netherlands.