Опыт работы участкового психиатра на базе детских поликлиник с использованием принципа « приближение помощи к детскому населению » Никифорова Татьяна Олеговна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Казахстанско-Российский Медицинский Университет Кафедра: Психиатрии и наркологии Тема: Организация психиатрической помощи в Республике Казахстан в условиях.
Advertisements

Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида(ИПР).Проблемы формирования раздела психоло-педагогической реабилитации. ФКУ «Главное бюро МСЭ по.
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ. Профилактика Первичная - предупреждение заболеваний путём устранения или нейтрализации причинных и предрасполагающих факторов.
Структура приказа 1. Приказ 2. Приложения (10) Приказ МЗ РФ от 30 сентября н « Об утверждении Порядка …»
Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их социальной реабилитации.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
Организация офтальмологической службы. Офтальмологическая помощь вид медицинской помощи, оказываемой профильными врачами в специально предназначенных.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года 597н «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Презентация диспансерного кабинета КГП ЦРБ Осакаровского района.
Приоритеты и проблемы взаимодействия организаций здравоохранения и образования в оказании помощи детям с пограничными психическими расстройствами Шалимов.
Выполнили : Бруева Е. В. Терешко Е. Н. Хустнутдинова М. З.
Психолого-медико- педагогический консилиум в школе.
Организация Школы инсульта в МСЧ 11 Заведующий отделением неврологии, врач- невролог Нечаев И.В.
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр лечебной педагогики и дифференцированного.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Практическая реализация Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология" Национальная Ассоциация клинического питания Вице-президент.
Транксрипт:

Опыт работы участковойго психиатра на базе детских поликлиник с использованием принципа « приближение помощи к детскому населению » Никифорова Татьяна Олеговна Психиатр ГУЗ «Краевая психиатрическая больница» МЗ ХК

Внебольничная психиатрическая помощь является ведущим звеном в организации специализированной помощи детскому населению Включает в себя: - Детские психиатрические кабинеты в ПНД, - Специализированные детские сады и ясли, - Специализированные школы, - Приюты, - Учреждения соц. защиты.

Психиатр может работать в различных детских психоневрологических учреждениях Согласно приказу 27 МЗ РФ от г. введена должность детского психиатра

Работа детского психиатра регламентируется общими положениями нормативных актов о психиатрической помощи населению, но имеет свои особенности в зависимости от типа лечебного учреждения Детский психиатрический кабинет, находясь в штате психоневрологического диспансера, развертывает свою работу непосредственно в ПНД и\или в детской поликлинике

С февраля 1989 года психиатрическая помощь приближена к детскому населению и амбулаторный приём ведётся в детских поликлиниках Железнодорожного района С февраля 1989 года психиатрическая помощь приближена к детскому населению и амбулаторный приём ведётся в детских поликлиниках Железнодорожного района Охвачены поликлиники 7, 24 и 8 на поселке им. Горького 7, 24 и 8 на поселке им. Горького

Это способствует более раннему выявлению и лечению больных с психическими отклонениями в развитии, увеличению охвата данного контингента Основная задача – выявление пограничных расстройств По нашим данным (так же и по РФ) 70% психических расстройств укладываются в пограничную психиатрию

Одна из причин – стигматизация До психиатров доходит в основном психотический круг, а пограничные состояния «оседают» у педиатров, неврологов и других узких специалистов

Именно в ходе терапии этой патологии реализуется выполнение профилактической задачи по оздоровлению психического здоровья населения Пограничные состояния в детской психиатрии – это самые окликаемые на терапию психические расстройства

Ежегодно осматриваются дети, поступающие - в детские дома, - в подготовительные классы - в первые классы массовых школ, - в логопедические детские сады, - дети, направленные детскими врачами поликлиник города. Прием в поликлинике дает возможность выявить и оказать в нужный момент лечебно-консультативную помощь детям с пограничным кругом расстройств

(Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" 1992 год и постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке этого Закона с г. за 377.) Осмотр ребенка осуществляется обязательно в присутствии родителей или опекунов, которых нужно проинформировать о выявленных нарушениях у детей и о необходимости назначения того или иного лечения

Задачи участковойго детского психиатра: 1. Раннее выявление психических заболеваний. 2. Оказание лечебной, консультативной и профилактической помощи. 3. наблюдение за выявленными детьми по группам «Д» и «К». 4. Правильное ведение медицинской документации. 5. Работа с представителями МВД, реабилитационных центров. 6. Социальная помощь детям-инвалидам и их реабилитация. Цель: Раннее выявление детей с нервно- психическими расстройствами и оказание им помощи

7. Поддерживание постоянной связи с врачами психиатрического отделения для осуществления преемственности между стационаром и амбулаторной службой. 8. Проведение школьной экспертизы детям, с дальнейшим направлением ребенка на медико-педагогическую комиссию. 9. Обеспечение госпитализации больных при ухудшении их состояния. 10. Передача детей, достигших подросткового возраста, в подростковый кабинет с уточнением диагноза и оформлением этапного эпикриза. 11. Подготовка выписок из амбулаторных карт по просьбе родителей или опекунов. Задачи участковойго детского психиатра:

12. Взаимодействия с органами социальной защиты по вопросам оформления больных в дома-интернаты, а также решение других социальных проблем. 13. Своевременное обеспечение переосвидетельствования инвалидов на МСЭК и оформление инвалидности впервые. 14. Оформление при соответствующих показаниях обучения на дому. 15. Проведение санитарно- просветительской работы с родственниками больных детей. Задачи участковойго детского психиатра:

Детский психиатр обязан учитывать особенности организма ребенка: 1. Незавершенность и продолжающееся развитие нервно- психической системы, 2. Большие компенсаторные возможности, 3. Возрастной изоморфизм, 4. Преобладание непсихотических форм психических расстройств, 5. Особый характер зависимого положения ребенка в семье.

С первого посещения врач должен добиваться установления доверительных отношений с пациентом и родителями, снять их настороженность по отношению к психиатру

Для взятия под диспансерное наблюдение необходимо согласие родителей и их подпись в амбулаторной карте больного Диспансерное наблюдение за психически больными осуществляется в соответствии с "Системой динамического диспансерного учета и наблюдения психически больных" (утвержденной МЗ СССР 17 июня 1988 г /СП-88-9/ОП).

Участок Железнодорожного района, имеет большую протяженность. Имеется разбросанный частный сектор, где затруднено транспортное сообщение и прием в поликлиниках города делает доступной помощь психиатра ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛУЖИВАЕМОГО УЧАСТКА Работа участковойго врача построена по участковой-территориальному принципу. Должность участковойго детского врача- психиатра устанавливаются из расчета 1 должность на 15 тысяч детей (до 14 лет включительно)

Важно, что родители охотнее ведут детей в поликлинику, чем в психиатрический диспансер. Психиатру удобнее поддерживать контакт с педиатрами и другими детскими специалистами поликлиники Численность детского населения Железнодорожного района около человек

Посещаемость психиатра детским контингентом в поликлинике в 2008 г Посещаемость психиатра детским контингентом в поликлинике в 2008 г

У детей группы "К" наибольший удельный вес составляют нервно- психические отклонения, не достигшие выраженных клинических форм (т.е. патология на самом раннем этапе становления) В настоящее время существуют две формы динамического наблюдения: 1) Консультативное ("К") 2) Активное диспансерное ("Д")

Уровни психических расстройств при первичной обращаемости детского населения к психиатру в поликлинике в 2008 г.

Под активностью работы следует понимать не вызов больного на прием, а контакт с родителями, которые должны понять необходимость наблюдения за ребенком и самостоятельно обращаться к врачу Работа с этим контингентом должна проводиться АКТИВНО, и как следствие - реализуется принцип раннего выявления, своевременного лечения и профилактики тяжелых психических нарушений

Все дети, состоящие в "Д" - группе, постоянно наблюдаются психиатром, получают необходимую поддерживающую терапию в зависимости от формы и течения заболевания Если ребенок нуждается в активном "Д"-наблюдении, то с родителями проводится разъяснительная работа и на ребенка заводятся карта диспансерного наблюдения и учетная форма

Основными принципами и критериями для перевода из группы "Д" в группу "К" или прекращения наблюдения являются: - исчезновение клинических симптомов, - стабильная клиническая компенсация, - отсутствие обострений в течение нескольких лет, - социальная адаптация больного. В процессе лечения происходит динамическое движение больных, наблюдаемых в группах "К" и "Д"

Инвалид с детства это лицо, имеющее "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем" Инвалидность сложный социально- демографический и клинико-функциональный показатель, который наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью характеризует состояние здоровья населения

- динамическое наблюдение; - работа с родителями по вопросам адаптации ребенка в быту; - постоянный контроль за сроками переосвидетельствования, - лечение, - социальная помощь детям- инвалидам. Работа с детьми-инвалидами проводится по следующим направлениям:

Инвалидность взрослая и детская имеют существенную разницу Проводится активная работа с родителями по разъяснению, что детская инвалидность – это не «клеймо» на всю жизнь, а возможность помочь ребенку, реабилитировать его за этот период, помочь социализироваться в обществе Анализ проблемы инвалидности больных вследствие психических расстройств показывает, что она продолжает оставаться одной из ведущих в организационном, медико-социальном и социально-экономическом аспектах

Пособие по инвалидности дает такую возможность, и в легких и средней тяжести случаях мы видим хорошую откликаемость ребенка на терапию и адаптацию его в обществе Вследствие неблагополучного социально- экономического положения в стране и связанного с этим увеличения стрессовых состояний, как у взрослого населения, так и у детей многие родители не имеют возможности приобретать развивающие препараты (ноотропы, микроциркулянты, витамины), оплачивать работу логопедов, дефектологов, психологов, психотерапевтов, массажистов, мануальных терапевтов, которые необходимы больному ребенку для социальной адаптации и именно на том этапе будут иметь первостепенное значение

Это достигается путем пропаганды рационального режима психической деятельности, умственного и физического труда, просветительной работой, направленной на борьбу с вредными привычками, алкоголизмом, наркоманиями и др. Важным разделом работы психиатрического кабинета является санитарно-просветительный раздел, который представляет собой первичную профилактику, направленную на устранение причин возникновения психических расстройств

1) систематические беседы с родителями, детьми; 2) индивидуальные беседы по воспитанию речевого, психического развития ребенка, по устранению ситуаций, нарушающих сон, поведение ребенка; 3) обучение взрослых общению с детьми и детей со сверстниками. Применяются различные формы и методы санитарно-просветительной работы:

В случае подозрения или выявления у ребенка умственной отсталости родителям разъясняется необходимость обучения их ребенка по специальной коррекционной (облегченной) программе. Ребенок направляется на медико-психолого- педагогическую комиссию по району с направлением от психиатров и школьными документами, характеристикой от педагога и контрольными работами для решения вопроса о профиле школы. Учащиеся, по разным причинам Учащиеся, по разным причинам не усваивающие программу массовой школы, направляются в кабинет детского психиатра обязательно с родителями, с характеристикой от педагога, контрольными работами для решения вопроса о причинах неуспеваемости.

Первичная посещаемость детского психиатра в поликлинике по предмету обращения в 2008 г Первичная посещаемость детского психиатра в поликлинике по предмету обращения в 2008 г

В 2009 г проводились командировки в г. Вяземский, с. Троицкое, планируется бригада в г. Бикин. В 2009 г проводились командировки в г. Вяземский, с. Троицкое, планируется бригада в г. Бикин. Для максимальной приближенности детской психиатрической помощи населению края создаются бригады работающие на выезде, состоящие из детских психиатров, логопедов.

- Стигматизация, боязнь обращаться к психиатрам; - Страх у родителей перед оформлением инвалидности ребенку у психиатров; - Отсутствие развитой психологической и психотерапевтической помощи при школах; - Неграмотностью родителей в воспитании своих и приемных детей и нежелании обращаться к специалистам за помощью; - Сложности в использовании МКБ10, нет достаточного понимания между специалистами внутри службы, преемственности между разными службами; - В соответствии с Законом о психиат…детский психиатр исключен из диспансеризации; Существующие проблемы: