От затрат к регулируемым ценам – установление цен на электроэнергию, газ и центральное отопление в Литве проф. Видмантас Янкаускас Представлено на учебном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Регулирующий подход к государственным и частным компаниям проф. Видмантас Янкаускас Представлено на учебном курсе Регулирование энергетики: основная задача.
Advertisements

О ПЕРЕХОДЕ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФА НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ МЕТОДОМ ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА (RAB) Докладчик: А.В. Сергутин, Директор по экономике.
Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
Тарифообразование для государственно-частных партнерств 03 июня 2011.
Bundesnetzagentur Посещение Федерального Сетевого Агентства Bundesnetzagentur регулирующим органом – Федеральной службой по тарифам – 1 марта 2010 года.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ В ПРИМЕНЕНИИ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Др. Петер Кадерьяк Директор, REKK Учебный курс «Регулирование энергетики: Основная.
ПРИЧИНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИМЕТЬ НЕЗАВИСИМЫЙ РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОРГАН: НЕБОЛЬШОЙ ОТДЫХ Петер Кадерьяк Директор, REKK Учебный курс «Регулирование энергетики: Основная.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Основные положения проекта методических указаний по расчету тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов.
Регулирование энергосбытового сектора после принятия ПП 442 октябрь 2012.
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
Государственный Комитет РТ по тарифам.
«Итоги тарифного регулирования в 2005 году и задачи органов регулирования на годы» Доклад заместителя руководителя ФСТ России Е.В. Яркина.
Государственный комитет РТ по тарифам.
1 Заместитель Председателя Правления Яков Моисеевич Уринсон РАО «ЕЭС России» - трансформация экономики и менеджмента.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
0 Тарифы распределения и поставки, DVA. 1 Тарифы распределения и поставки Грн/кВат часов, одна часть, линейная, не блок, => в основном бизнес с фиксированной.
Ценообразование на на предприятияхЦенообразование.
Транксрипт:

От затрат к регулируемым ценам – установление цен на электроэнергию, газ и центральное отопление в Литве проф. Видмантас Янкаускас Представлено на учебном курсе Регулирование энергетики: основная задача – служение нашим народам Киев, сентября 2007 г.

Содержание Принципы ценообразования Требуемые доходы Оценка активов и затрат Норма прибыли Разделение Стимулирующее ценообразование Конечные тарифы

Различные интересы в ценообразовании Потребители хотят низкие цены и высокое качество Энергетические компании хотят максимально увеличить свою прибыль Политики хотят низкие цены (особенно для бытовых потребителей - избирателей), но также хотят защитить компании – спонсоров предвыборных кампаний Регулирующие органы хотят справедливости – баланс всех интересов

Ценообразование – это двухступенчатая процедура 1.Регулирующий орган определяет требуемый доход для регулируемой компании 2.Регулирующий орган выбирает тарифную структуру, позволяющую компании получить достаточно доходов, чтобы покрыть свои затраты и заработать разумную прибыль альтернативно Регулирующий орган рассматривает тарифную структуру, предложенную компанией – этот подход используется в Литве

Тарифная база или регулируемая база активов (РБА) РБА обычно означает основные средства и некоторые другие активы, используемые в регулируемой деятельности Стоимость РБА определяет валовую стоимость капитала (износ + операционная прибыль) Начисленного износа должно быть достаточно, чтобы заменять активы, в противном случае активы компании износятся Разрешенная прибыль на инвестированный капитал должна привлекать капитал для новых инвестиций

Регулирующий орган должен пересмотреть регулируемую базу активов Чтобы провести независимую оценку активов Рассчитать текущую стоимость на основании исторических затрат, откорректированных с использованием факторов индексации Если цена, выплаченная инвесторами при приватизации превышает справедливую стоимость активов, учитывается только справедливая стоимость активов Если активы были переоценены после приватизации, как их должен рассматривать регулирующий орган? Пример Литвы

Другие статьи в требуемом доходе - расходах Затраты по эксплуатации и обслуживанию Закупка товаров и услуг обслуживание Зарплаты и социальное страхование Услуги (транспорт, связь, ИТ, банк) Стоимость ТМЗ прочее Расходы на износ Налоги (разные)

Проблемы с оценкой затрат Исторические затраты Зависят от того, насколько эффективно работала компания Будущие затраты Как рассчитываются прогнозы Стоимость активов Оценка инвестиций До инвестиций или после

Пример: затраты после реструктуризации Литовская энергетическая компания была реструктуризирована и разделена на 5 компаний в 2002 году Новые сетевые компании (передачи и распределения) регулируются Было трудно использовать исторические затраты, но это было хорошей отправной точкой Использовался сравнительный анализ с другими компаниями

Функционализация затрат Производство (электроэнергии, генерация тепла) Передача (транспортировка электроэнергии и газа от источников генерации к распределительным системам с использованием высоковольтных линий или трубопроводов высокого давления) Распределение (транспорт электроэнергии и газа от системы передачи конечным потребителям) Обслуживание потребителей обеспечивает потребителей учетом потребителей, выписывание счетов и сбор денег, потребительскими услугами Услуги передачи и распределения являются очень капиталоемкими с большой долей постоянных затрат, потребительское обслуживание почти не зависит от спроса

Классификация затрат Затраты спроса или мощности варьируются в зависимости от максимального спроса (максимальной нагрузки), может быть совпадающий или несовпадающий, f(кВт или м 3 /ч) Затраты на энергию связаны с использованием системы, f(кВтч, или м 3, или Гкал, или ГДж) Потребительские затраты варьируются в зависимости от количества потребителей, получающих услуги, f(количество потребителей)

Функционализация и распределение затрат в Литве В секторе электроэнергетики затраты функционально разделяются на генерацию, передачу, распределение и снабжение Потребители, подключенные к распределительной системе (и из затраты) разделяются согласно уровню напряжения - среднее или низкое напряжение Потребители низкого напряжения разделяются на коммерческих и бытовых В газовом секторе затраты функционально разделяются на транспортировку, распределение и снабжение Потребители, подключенные к распределительной системе разделяются на 5 групп согласно уровням потребления Кроме того, потребители разделяются на бытовых и коммерческих

Сравнительный анализ – полезный инструмент Если у вас много компаний, вы может использовать сравнительный анализ для оценки их затрат Важно определить правильные индикаторы для сравнения Это может быть количество сотрудников на потребителя, на распределенный или проданный кВтч, расходные материалы (электроэнергия, вода и т.д.) на единицу выхода и т.д.

Пример: сравнительный анализ в центральном отоплении В Литве имеется около 60 компаний центрального отопления, регулируемых NCC Они разделены на 5 групп, в зависимости от выхода (проданного тепла) Показатели для сравнения определены Технологические показатели: потери в системе, эффективность использования топлива, потребление электроэнергии и воды на проданный кВтч и т.д. Операционная эффективность: количество сотрудников на проданный кВтч, на 1м труб, на потребителя, доля элементов постоянных затрат в общих, и т.д.

Пример: сравнительный анализ в центральном отоплении ( продолжение ) NCC анализирует исторические затраты компаний центрального отопления NCC проводит сравнительный анализ различных затрат Если средние затраты в группе ниже, обычно NCC включает в требуемый доход (RR) эти затраты, а не исторические Компания имеет право доказать, почему ее исторические затраты выше Если исторические затраты компании ниже, то они принимаются во внимание в требуемом доходе

Сбор данных регулирующим органом Данных из публичных отчетов недостаточно для установления цен Важно понимать учетные политики и правила компании Должен быть принят нормативный план счетов Частота отчетности Регулярное и стандартное предоставление данных сокращает возможности для манипуляций и повышает точность

Разделение различных видов деятельности Основная цель разделения – наличие справедливо определенных цен на передачу для торговли электроэнергией В ЕС в секторах электроэнергии и газа вся основная деятельностью должна быть юридически отделена Разделение генерации, передачи, распределения и снабжения в вертикально интегрированной монополии может увеличить прозрачность ценообразования

Разделение в Литве В секторе электроэнергетики NCC начала рассчитывать отдельные цены на генерацию, передачу, распределение до реструктуризации – это позволило потребителям понять, как формируется окончательная цена Аналогичный подход использовался в газовом секторе – чтобы понять, насколько цены Газпрома влияют на конечную цену В области центрального отопления – генерация и передача – цены рассчитываются отдельно – для прозрачности

Преимущества и недостатки регулирования по методу нормы прибыли за Доходы покрывают затраты Приемлемая прибыль Адекватные услуги по снабжению против Нет стимулов урезать затраты Слабые стимулы эффективности Частые пересмотры затрат

Регулирование по методу ценового предела Вероятные затраты оцениваются на более длительный период времени, 3-5 лет Ценовые пределы рассчитываются для начального периода и пересматриваются каждый год с использованием простой формулы P t = P t-1 (1 + инфляция – эффективность) В конце периода регулирования затраты пересматриваются, и устанавливаются новые пределы

Преимущества регулирования по методу ценового предела Обеспечивает сильные стимулы, чтобы компании сокращали затраты Обеспечивает стабильность и предсказуемость потребителям и инвесторам Значительно уменьшает бремя регулирования, так как затраты оцениваются только раз в 3 или 5 лет Регулирование по методу ценового предела используется в Литве для ценообразования электроэнергии, газа и центрального отопления

Ценовые пределы в электрическом секторе Ценовые пределы для передачи, распределения и поставок электроэнергии устанавливаются NCC на 3 года Применяются: обычная оценка активов, анализ затрат, установление нормы прибыли Раз в год ценовые пределы корректируются Теоретически, цены генерации устанавливаются рынком, но из-за доминирующего производителя цены регулируются Тарифные структуры и конечные тарифы устанавливаются распределительными компаниями, NCC следит за тем, чтобы не было дискриминации и не превышался ценовой предел

АЭС Игналина 1,9 PSO 0,66 Передача 0,7 Системные услуги 0,3 Среднее напряжение 1,75/1,84 Средние коммерческие потребители 5,7/5,8 Снабжени е 0,06 Распределени е Крупная промышленность 3,99/3,98 Низкое напряжение 2,2/2,6 Мелкие коммерческие и бытовые 7, 95/8,4 Снабжени е 0,06 Снабжени е 0,06 Плановый средний тариф на электроэнергию в 2007 г., RST/VST, ct/кВтч Дополнительная генерация 0,33

Бытовые тарифы на электроэнергию, включая НДС, ct/кВтч Тариф Простой99, потребители с электроплитами 7,88, потребляющие более 12 МВтч/год 7,27,8 2Время использования день 10, ночь, выходные 5,86, день с электроплитами 8,79, ночь, выходные с электроплитами 4,65, день, потребляющие более 12 МВтч/год 8, ночь, выходные -- 4,34,9

Тарифы на электроэнергию RST для потребителей на среднем напряжении, 2007 г. ТарифединицыI планII планIII план Двухставочный тариф Плата за мощность/кВт/м0,350,771,5 Плата за энергию ct/кВтч5,65,35,1 Двухставочный тариф мощности и дня и ночи Плата за мощность/кВт/м0,350,771,5 Дневная энергия ct/кВтч5,95,65,4 Ночная энергия ct/кВтч4,23,93,6 Двухставочный тариф мощности и времени использования Плата за мощность/кВт/м0,350,771,5 Минимальная нагрузка ct/кВтч4,23,93,6 Средняя нагрузка ct/кВтч5,14,84,6 Пик ct/кВтч7,67,37,1 Выходные дни ct/кВтч4,23,93,6

Ценовые пределы в газовом секторе Литвы Ценовые пределы устанавливаются на 5 лет NCC для услуг по транспортировке, распределению и снабжению Для изначальных расчетов рассматриваются все затраты, оцениваются активы, устанавливается норма прибыли Литовская газовая компания разрабатывает окончательную структуру, а NCC утверждает ее Цены корректируются ежегодно с учетом инфляции, колебаний в объемах транспортируемого газа, изменений налогов и эффективности, установленных NCC Если прибыль превышает определенный предел, применяется механизм разделения прибыли

Тарифы на природный газ в 2007 г. Бытовые с НДСКоммерческие потребители платят Фиксированную плату (снабжение) Плату за спрос (максимальный спрос в пиковое время, в м 3 /ч) Плату за энергию, /м 3 Потребители разделены на несколько групп fixed, /month variable, /m 3

Ценовые пределы в центральном отоплении Ценовые пределы для центрального отопления устанавливаются на 3-5 лет, анализируются все затраты, используется сравнительный анализ, пересматривается стоимость активов, устанавливается норма прибыли Цены корректируются по формуле, оценивая не только инфляцию, но и изменения в ценах на топливо, градусо-дни, налоги

Цены на центральное отопление в Клайпеде Тариф производства тепла простой21 /МВтч Двухставочный4,3 /кВт/месяц15 /МВтч Тариф на передачу тепла Простой11 /МВтч или 7,7 /кВт/месяц Производство и передача Простой29 /МВтч Двухставочный7.7 /кВт/месяц19 /МВтч Потребительская плата 1 /месяц

Благодарю за внимание!