Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения Подготовила заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Положительные и отрицательные аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании Выполнила: учащаяся группы.
Advertisements

Положительные и отрицательные аспекты внедрения образовательных мультимедиа – ресурсов в школьное образование.
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе МОУ СОШ 3 МО г.Тихорецк г.
Контроль как один из методов диагностики учебных достижений учащихся в школьном курсе химии Квашина Ирина Павловна, школа 44.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
Тема работы: «Технология игрового обучения на уроках математики основной школы»
Курсы. Компьютерные технологии на уроках физики. Руководитель курсов: Пеньковская Т. В. – учитель высшей категории физики и информатики.
Повышение качества образовательного процесса на уроках химии Учитель химии Пустошило Т.И.
Выполнила: Рудакова О.Ф.. ИКТ (информационно- коммуникационные технологии) это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются.
Необходимость реформирования условий и методов использования информационных технологий в обучении Множество разобщенных электронных учебных программ по.
«Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии и экологии».
Дистанционное образование (ДО) Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном.
Блочно- модульная технология в преподавании математики 1. Проблемный модуль 2. Информационный модуль 3. Расширенный модуль 4. Модуль систематизации 5.
Информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно.
Компьютер – помощник учителя Советова О.В. – учитель истории и обществознания.
Транксрипт:

Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения Подготовила заместитель директора по УВР Краснослободской средней школы 1 Сивцова М.Н. заместитель директора по УВР Краснослободской средней школы 1 Сивцова М.Н.

Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира.

Изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной. Изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

Как возникла проблема компьютеризации общества?. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой

Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса. Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса.

В настоящее время все мы присутствуем при рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий. В настоящее время все мы присутствуем при рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.

отечественной педагогике сегодня необходимо отечественной педагогике сегодня необходимо 1) создать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений в области информатики, включающего понимание, интерпретацию, классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и применение информации в учебной деятельности; 1) создать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений в области информатики, включающего понимание, интерпретацию, классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и применение информации в учебной деятельности; 2) определить место компьютерной технологии в системе обучения; определить, как изменяются мышление ребенка и его интеллект в процессе обучения с помощью компьютера; 2) определить место компьютерной технологии в системе обучения; определить, как изменяются мышление ребенка и его интеллект в процессе обучения с помощью компьютера; 3) разработать методы стимулирования творческой деятельности детей в процессе обучения. 3) разработать методы стимулирования творческой деятельности детей в процессе обучения.

Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее

Меняющаяся роль учителя Меняющаяся роль учителя Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится более свободен и позитивен в своем отношении к детям. Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится более свободен и позитивен в своем отношении к детям.

Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс. Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.

Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику. Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику.

На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения: он, будто бы, "не всегда повышает эффективность учебного процесса; "не всегда повышает эффективность учебного процесса; нерационально используется; нерационально используется; его роль сводится к «переворачиванию страниц»; его роль сводится к «переворачиванию страниц»; компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности, снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий потенциал (особенно в младшем школьном возрасте); компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности, снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий потенциал (особенно в младшем школьном возрасте); придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и последовательному усвоению необходимых знаний." придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и последовательному усвоению необходимых знаний."

Педагог не может знать все! Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это - нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат компьютеризации Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это - нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат компьютеризации

Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением ПК. Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция процесса обучения Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция процесса обучения

Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности. является наиболее сложной и творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности.

Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться, как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации. Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным материалам» с применением ПК должно осуществляться, как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации. Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным материалам»

Распределение функций между участниками учебного процесса с применением ЭВМ

Последовательность фаз основного цикла прохождения информации, необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся, состоит из пяти стадий : получение и осмысление новой учебной информации, получение и осмысление новой учебной информации, выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ, выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ, проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ, проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ, разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности, разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности, рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела). рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).

Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости перераспределения функций между участниками учебного процесса п/п ФУНКЦИЯПРЕПОДАВАТЕЛЬПКУЧЕНИК 1 Выбор стратегии обучения +-- 2Отбор учебного материала и заданий +-- 3Определение последовательности изучения материала +++ 4Изложение нового материала и предъявление заданий ++- 5Выполнение заданий --+ 6Проверка и оценка решений ++ !- 7Сообщение результатов ++ !- 8Указание о дальнейших действиях ++ !- 9Регистрация данных о ходе процесса ++ !-

Методы организации обучения с применением персонального компьютера. В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно- иллюстративный объяснительно- иллюстративный репродуктивный репродуктивный проблемный проблемный исследовательский исследовательский

в центре внимания находятся три аспекта проблемы: В процессе компьютеризации школы оборудование; оборудование; подготовка учителей; подготовка учителей; программное обеспечение. программное обеспечение.

Из множества типов компьютерных обучающих программ можно выделить три, получившие наибольшее распространение: 1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические) программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении. 1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические) программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении.

Компьютерной модели 2. Все большее использование приобретает моделирование в учебных целях, т. е. использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или иное учебное явление, производственный процесс, научное положение. 2. Все большее использование приобретает моделирование в учебных целях, т. е. использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или иное учебное явление, производственный процесс, научное положение.

Программы-инструменты, которые представляют собой некоторую программную оболочку, предполагающую заполнение ее разнообразным конкретным предметным содержанием. Программы такого типа можно определить как организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и программного обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для заполнения различным учебным материалом ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ- НЕПРОГРАММИСТОМ. которые представляют собой некоторую программную оболочку, предполагающую заполнение ее разнообразным конкретным предметным содержанием. Программы такого типа можно определить как организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и программного обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для заполнения различным учебным материалом ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ- НЕПРОГРАММИСТОМ.

Общие принципы организации обучения с применением ПК. Активное участие обучающегося в учебном процессе Активное участие обучающегося в учебном процессе Постоянное проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения Постоянное проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе Наличие быстрой обратной связи в учебном процессе Наличие быстрой обратной связи в учебном процессе Отказ от поведения, не дающего положительного результата Отказ от поведения, не дающего положительного результата Постоянное повторение пройденного материала. Постоянное повторение пройденного материала. Индивидуализация количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения. Индивидуализация количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения. Наличие напряженной обстановки в процессе обучения. Наличие напряженной обстановки в процессе обучения. Учет индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения. Учет индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения.

ПК как средство обучения. Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Нас не заменит компьютер! Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда НЕ ЗАМЕНЯТ преподавателя, но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками. Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда НЕ ЗАМЕНЯТ преподавателя, но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.

Рекомендуется разбить учебный процесс в компьютерных классах на 2 этапа: 1) усвоение теоретического материала, 1) усвоение теоретического материала, 2) применение теоретических знаний на практике. 2) применение теоретических знаний на практике.

Первый этап Первый этап На первом этапе главным действующим лицом является преподаватель. Традиционными инструментами в процессе передачи знаний являются доска и мел На первом этапе главным действующим лицом является преподаватель. Традиционными инструментами в процессе передачи знаний являются доска и мел

Второй этап Второй этап На втором этапе преподавателю отводится роль НАБЛЮДАТЕЛЯ и КОНСУЛЬТАНТА. Преподаватель может со своего компьютера наблюдать за ходом работы обучаемых На втором этапе преподавателю отводится роль НАБЛЮДАТЕЛЯ и КОНСУЛЬТАНТА. Преподаватель может со своего компьютера наблюдать за ходом работы обучаемых

Контроль в компьютерных системах обучения обычно складывается из проверок трех уровней: текущих (по шагам обучения), текущих (по шагам обучения), промежуточных (контрольные работы), промежуточных (контрольные работы), итоговой (экзамен, зачет). итоговой (экзамен, зачет).

Компьютерное обучение

Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем. Мотивация учащихся к деятельности на ЭВМ значительно повышается с возможностью интерактивного общения с ЭВМ в условиях школьного компьютерного кабинета, однако, нет оснований полагать, что эта проблема может быть полностью решена средствами вычислительной техники. Мотивация учащихся к деятельности на ЭВМ значительно повышается с возможностью интерактивного общения с ЭВМ в условиях школьного компьютерного кабинета, однако, нет оснований полагать, что эта проблема может быть полностью решена средствами вычислительной техники. Влияние эффекта новизны на формирование мотивации учащихся, к деятельности на ЭВМ, не подкрепленное соответствующим педагогическим воздействием, оказывается кратковременным, в ряде случаев приводит к негативным последствиям даже для положительно мотивированных учащихся, для компенсации негативных последствий требуются годы труда. Влияние эффекта новизны на формирование мотивации учащихся, к деятельности на ЭВМ, не подкрепленное соответствующим педагогическим воздействием, оказывается кратковременным, в ряде случаев приводит к негативным последствиям даже для положительно мотивированных учащихся, для компенсации негативных последствий требуются годы труда.

Влияние личности учителя на формирование мотивации учащихся к деятельности на ЭВМ является по-прежнему одним из определенных параметров. Влияние личности учителя на формирование мотивации учащихся к деятельности на ЭВМ является по-прежнему одним из определенных параметров. Отмечается тенденция к снижению мотивации деятельности ЭВМ у девушек в целом в сравнении с юношами, приостановить которое пока не удается ни изменением окружающей компьютерной среды, ни индивидуализацией методики обучения, ни усилением личного фактора в общении. Отмечается тенденция к снижению мотивации деятельности ЭВМ у девушек в целом в сравнении с юношами, приостановить которое пока не удается ни изменением окружающей компьютерной среды, ни индивидуализацией методики обучения, ни усилением личного фактора в общении. Нагрузка на педагога возрастает из-за необходимости обеспечить индивидуализацию обучения, суперактивизированную обстановку урока, когда учащиеся, настроенные на одну ритмическую волну с компьютером, ждут от учителя ответа с той же скоростью, с которой работает ЭВМ Нагрузка на педагога возрастает из-за необходимости обеспечить индивидуализацию обучения, суперактивизированную обстановку урока, когда учащиеся, настроенные на одну ритмическую волну с компьютером, ждут от учителя ответа с той же скоростью, с которой работает ЭВМ

Работа с компьютером формирует управленческий стиль деятельности, акцентирует в ней творческое начало. Проблема состоит в том, что педагоги, призванные обучать этому стилю деятельности, часто сами не владеют им. Возникающие противоречия дезорганизуют учебный процесс. Работа с компьютером формирует управленческий стиль деятельности, акцентирует в ней творческое начало. Проблема состоит в том, что педагоги, призванные обучать этому стилю деятельности, часто сами не владеют им. Возникающие противоречия дезорганизуют учебный процесс.

Полезные страницы для учащихся. Мультимедийные учебники и учебные пособия «Уроки химии» для школьников, Самара, Мультимедийные учебники и учебные пособия «Уроки химии» для школьников, Самара, Интерактивное дистанционное обучение физике школьников Республики Карелия, Петрозаводск, Интерактивное дистанционное обучение физике школьников Республики Карелия, Петрозаводск, «Виртуальная пустынь: Сайт экологического обучения», Нижний Новгород, «Виртуальная пустынь: Сайт экологического обучения», Нижний Новгород, «Интернет для биологов», Новороссийск, «Интернет для биологов», Новороссийск, «Интерактивный курс механики с применением теории решения изобретательных задач», Алтай, «Интерактивный курс механики с применением теории решения изобретательных задач», Алтай, Энциклопедии «Боги и герои Древнего мира», Энциклопедии «Боги и герои Древнего мира», «Весь Достоевский», Петрозаводск, «Весь Достоевский», Петрозаводск, «Энциклопедический словарь по компьютерной графике, анимации и мультимедиа», Великий Новгород, и др. «Энциклопедический словарь по компьютерной графике, анимации и мультимедиа», Великий Новгород, и др.region.adm.nov.ru/graphinfo/nsf Виртуальная школа Бакай. Много ресурсов и иллюстраций по биологии, по информатике, по истории, по математике. Виртуальная школа Бакай. Много ресурсов и иллюстраций по биологии, по информатике, по истории, по математике.

Полезные страницы для учителей. Планирование учебной деятельности по ботанике. Планирование учебной деятельности по ботанике. log2. htm log2. htm log2. htm log2. htm Гипер-учебник по биологии на английском. Гипер-учебник по биологии на английском. Электронная версия газеты «Первое Сентября» Электронная версия газеты «Первое Сентября» Электронная версия газеты «Учительская газета». Электронная версия газеты «Учительская газета». Материалы по общей биологии. Материалы по общей биологии. Страница биологохимического факультета. Страница биологохимического факультета.

Спасибо за внимание!!!! Спасибо за внимание!!!!