Инструментарий инновационного проектирования Три типа подходов к содержанию подготовки управленцев: - Передача предметно-организованных знаний. - Перенос опыта. - Инструментализм. Каждому подходу соответствует организационная схема, наиболее приспособленная для передачи данного содержания: Лекции. Анализ случаев (case-study). Игровое освоение инструментов.
- Проекты по оптимизации - Инновационные проекты Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся уклады, обусловливающий новый тип организации образовательных систем и пространств.
Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций
Инструментарий целеполагания в проекте и анализа проектной ситуации Анализ проектной ситуации SWOT-анализ: Strengths ---- сильные стороны Weaknesses ---- слабые стороны Opportunities ---- угрозы Treats ---- возможности
Сильные стороны Энтузиазм высшего руководства по отношению к инновациям. Четкие приоритеты для инноваций в текущем году. Действующая инновационная рабочая группа с выделенным бюджетом и временем Слабые стороны Нет охватывающего все подразделения общего для организации инновационного процесса – инновационная деятельность неэффективна и непродуктивна. По завершении проектов недостаточно изучается полученный опыт. Возможности Инновационная рабочая группа может активно реализовывать программу по снижению издержек. Процесс разработки новой продукции нуждается в изменениях. Угрозы Плохое финансовое положение может привести к сокращению бюджета для инновационной деятельности
Методика «Зеркало прогрессивных преобразований». Алгоритм методики: 1 шаг. Сформулируйте проблему и запишите её. 2 шаг. Выявите и запишите основные причины её возникновения, начинающиеся со слов «не», «нет». 3шаг. Проблему переформулируйте в цель. 4 шаг. Причины трансформируйте в задачи.
Ситуация «минус» Не разработаны организационные механизмы социального партнёрства Нет мотивации к выбору профиля Нет достаточной ресурсной базы
Цель Задача правило SMART
Организационно-деятельностная игра «Инвестиционный портфель» 100% -1 – 2- 3 – 4- 5 – 6 – 7 – 8 – оценка актуальности
Specific Measurable Accurate Relevant Timely Задача должна быть: - Конкретной - Измеряемой - Согласованной - Достижимой - Соответствующей указанному времени
ОДИ «Крестики-нолики» абсд
Матрица проектной стратегии (оценка ясности стратегии и эффективности проектных действий) ясная и четкая стратегия С+ Д- Д+ эффективность действий С- Д- Д+
Выживание в краткосрочной перспективе маловероятно Вероятен будущий успех Весьма вероятен будущий провал Выживание в долгосрочной перспективе маловероятно Инновационный проект
Инструменты продвижения проекта в общественно- педагогических событиях - тематические площадки - гражданские форумы - социокультурная навигация (интернет-навигация по новым социокультурным практикам) - гуманитарная экспертиза (рейтинги по общественному мнению)
Общественно-значимые события, консолидирующие партнеров проекта и развивающие инфраструктуру проекта Старт проекта___Событие 1________ Событие 2______Событие 3______ ___Сканинг успешности проекта_____Событие 4______ Событие 5_____ ______Презентация промежуточных результатов ______Событие 6______ ______Сканинг трансформации институтов (образовательных систем)
Инструментарий оценки рисков проектной деятельности Какие последствия повлечет воплощение этой идеи? Чем мы рискуем, выбирая этот путь?
Технология оценки рисков Шаг первый «Формирование минного поля» - Если мы принимаем это решение, идем по этому пути, какие неприятности и потери могут нас ожидать? Какова вероятность каждой из потерь и неприятностей? Шаг второй «Оценка реальной угрозы» -Что произойдет с проектом, если случится…..? - Каков самый негативный вариант трансформаций при реализации проекта? Шаг третий «Поиск противоядия» -Что мы можем сделать, если случится и произойдет? - Какими ресурсами мы обладаем, если произойдет…..? Если противоядие не найдено для 70%,то потенциальное решение чрезвычайно рискованно. 30% риска допустимо.
Риски проектаМинимизация рисков
Индикаторы достижения результата проектной деятельности Задачи проекта (измене- ний) Мероприя тия (состав действий) СрокиОжида-емый результат Индика- торы достиже- ния резуль- тата Ресурсы и ответств. оргструк- туры
Уровень значимости проектных идей Характеристика значимости проектных идей Уровень субъектов (ребёнок, педагог) Уровень образова- тельных учреждений Уровень профессио- нальных сообществ Уровень образова- тельных муниципальных (региональных) пространств
Рефлексивная экспертиза проектной деятельности по показателям Показатели: 1.Аналитическая мощность. 2.Позиционность. 3. Инструментальная мощность. 4.Реализационная мощность.
Деловая игра «Проектная Одиссея» Аналитичес кая мощность Позицион- ность Инструмен- тальная мощность Реализа- ционность
Деловая игра «Проектная Одиссея» Аналитичес кая мощность Позицион- ность Инструмен- тальная мощность Реализа- ционность
Феномен «псевдоновизны» заключается в стремлении к оригинальности любой ценой; прожектерстве Псевдоновизна в процессе модернизации образования проявляется в следующих явлениях: -в подстраивании нововведений под прежние отжившие нормы («приручение новшеств»); -в конъюнктурном воссоздании исторических форм учебных заведений (формальная смена названий и вывесок); -в формальном привлечении в школу титулованных научных руководителей ( «заигрывании с научными структурами»); -в массовом создании различных «интеллектуализированных» служб и формальных экспертных советов (заигрывание с учеными)
Фиофанова Ольга Александровна д.п.н., заведующая лабораторией образовательной политики и социокультурного проектирования РАО olga-fiofanova.narod.ru olga-fiofanova.livejournal.com