Подготовка кадров в области ИКТ стандартизации В.К. Батоврин Зав. кафедрой информационных систем МИРЭА Стандартизация информационных технологий и интероперабельность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние дел в отечественной системной инженерии. Проблемы образования и подготовки кадров Батоврин В.К. Зав. каф. информационных систем МИРЭА Семинар:
Advertisements

Соискатель – Шахназарян К.В. Научный руководитель – кандидат юридических наук Семенюк Д.П.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Стратегия развития отрасли ИТ в России. Вклад Уральского федерального университета. Докладчик Богданович Ирина Александровна Директор по информационным.
Задачи подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации Г.В. Панкина Ректор Академии стандартизации, метрологии и сертификации.
Управление информационной инфраструктурой современной организации.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Мировые стандарты проектирования и поддержки телекоммуникационных корпоративных сетей Министерство образования и науки РФ Северо-Кавказский горно-металлургический.
Санкт Петербург, 1 – 3 июня 2013 VII Санкт-Петербургский саммит психологов «Технологии успеха» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Политика государства в области продвижения российского образования Борис Валерьевич Железов Заместитель директора международного департамента Минобрнауки.
Free Powerpoint Templates Page 1 Free Powerpoint Templates НЕДЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НОЯБРЬ 2012.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Транксрипт:

Подготовка кадров в области ИКТ стандартизации В.К. Батоврин Зав. кафедрой информационных систем МИРЭА Стандартизация информационных технологий и интероперабельность – 2008

Исходный контекст

Вводное замечание ИКТ представляют собой критически важную инфраструктуру глобальной экономики: ИКТ представляют собой критически важную инфраструктуру глобальной экономики: В постиндустриальном обществе ИКТ проникают повсюду, являясь одной из ключевых составляющих любого бизнесаВ постиндустриальном обществе ИКТ проникают повсюду, являясь одной из ключевых составляющих любого бизнеса Индустрия ИКТ сама по себе является важной частью мировой экономики и носит глобальный характерИндустрия ИКТ сама по себе является важной частью мировой экономики и носит глобальный характер ИКТ динамично развиваются ИКТ динамично развиваются Всемирно признанные стандарты ИКТ предназначены для: Всемирно признанные стандарты ИКТ предназначены для: Защиты прав потребителя посредством гарантии качества продуктов и услугЗащиты прав потребителя посредством гарантии качества продуктов и услуг Облегчения процесса всемирной торговли в сфере ИКТОблегчения процесса всемирной торговли в сфере ИКТ

Важные особенности ИКТ стандартизации Всеобъемлющий, глобальный характер Всеобъемлющий, глобальный характер Динамичность Динамичность Сложность модели предметной области Сложность модели предметной области Широкое использование новых подходов: Широкое использование новых подходов: рамочные стандартырамочные стандарты своды знанийсводы знаний функциональные стандартыфункциональные стандарты стандарты de factoстандарты de facto

Эволюция стандартов и ИКТ ( Эволюция стандартов и ИКТ (технологические волны и социальное влияние) По данным JTC/SC7 сегодня стандартами ИКТ пользуются около 1 миллиарда человек, а к 2020 г. число таких пользователей может достигнуть 3 миллиардов человек Источник: SC 7 Business Plan (2007)

Оценка рынка ИКТ ИКТ продажи в 2002 г. в млрд. долл. США Телекоммуникационное оборудование 380 Системные устройства компьютера 240 Программные лицензии 70 ИТ сервисы, ориентированные на проекты 250 Полупроводники150 Поддержка/управление ИТ сервисами 350 ИТОГО:1440 Источник: R.Fulton, COM , Predicts What's Ahead for the IT Industry, Gartner Research, Research Note,

Обучение в области ИКТ стандартизации за рубежом

Зарубежные академические программы При подготовке специалистов высшей квалификации в сфере ИКТ и смежных с ней за рубежом все большее внимание уделяется обучению в области ИКТ стандартизации При подготовке специалистов высшей квалификации в сфере ИКТ и смежных с ней за рубежом все большее внимание уделяется обучению в области ИКТ стандартизации При изучении ИКТ в учебно-методические материалы большинства вузов включатся разделы, отражающие содержание основополагающих ИКТ стандартов. При изучении ИКТ в учебно-методические материалы большинства вузов включатся разделы, отражающие содержание основополагающих ИКТ стандартов. Специальные академические программы, направленные на повышение качества подготовки в области ИКТ стандартизации действуют в Северной и Южной Америке, в Европе и в Азии, где особенную активность проявляют Китай, Япония и Корея Специальные академические программы, направленные на повышение качества подготовки в области ИКТ стандартизации действуют в Северной и Южной Америке, в Европе и в Азии, где особенную активность проявляют Китай, Япония и Корея В подготовке и реализации этих программ принимают участие ведущие высшие учебные заведения и научно- исследовательские институты. В подготовке и реализации этих программ принимают участие ведущие высшие учебные заведения и научно- исследовательские институты.

Европейский пример На сайте Еврокомиссии мы находим раздел, посвященный формированию и развитию академической сети, занятой исследованиями и разработками в области ИТ-стандартизации На сайте Еврокомиссии мы находим раздел, посвященный формированию и развитию академической сети, занятой исследованиями и разработками в области ИТ-стандартизации Сегодня в этой сети объединены: Сегодня в этой сети объединены: более 20 университетов из 8 европейских странболее 20 университетов из 8 европейских стран 11 региональных и национальных организаций стандартизации, включая CEN, CENELEC и ETSI11 региональных и национальных организаций стандартизации, включая CEN, CENELEC и ETSI 8 крупных НИИ из 7 стран членов ЕС8 крупных НИИ из 7 стран членов ЕС 4 НИИ и университета, включая Белорусский национальный технический университет, из европейских стран, не входящих в содружество.4 НИИ и университета, включая Белорусский национальный технический университет, из европейских стран, не входящих в содружество.

Пример APEC

Роль организаций по стандартизации Высокую активность в деле обучения ИКТ стандартизации проявляют: Высокую активность в деле обучения ИКТ стандартизации проявляют: официальные международные организации стандартизации (ISO, IEC, ITU)официальные международные организации стандартизации (ISO, IEC, ITU) региональные и национальные организации стандартизации (CEN, CENELEC, ETSI, NIST, ANSI)региональные и национальные организации стандартизации (CEN, CENELEC, ETSI, NIST, ANSI) некоммерческие объединения и организации, работающие в сфере ИКТ (IEEE, IFAN, SEI, ECMA, ATSM и другие).некоммерческие объединения и организации, работающие в сфере ИКТ (IEEE, IFAN, SEI, ECMA, ATSM и другие).

Содержание работ Организации стандартизации и представители промышленности помогают вузам в формировании и реализации академических программ: Организации стандартизации и представители промышленности помогают вузам в формировании и реализации академических программ: чтение лекций специалистами,чтение лекций специалистами, проведение мастер-классов,проведение мастер-классов, разработка учебно-методических материалов,разработка учебно-методических материалов, помощь в развитии инфраструктуры и т.д.помощь в развитии инфраструктуры и т.д. Академические специалисты самостоятельно разрабатывают множество учебно- методических материалов, что в частности, отражается в большом количестве издаваемой, в основном на английском языке, учебной литературы, посвященной как ИКТ стандартизации, так и изучению содержания и вопросов применения ИКТ стандартов de jury и de facto. Академические специалисты самостоятельно разрабатывают множество учебно- методических материалов, что в частности, отражается в большом количестве издаваемой, в основном на английском языке, учебной литературы, посвященной как ИКТ стандартизации, так и изучению содержания и вопросов применения ИКТ стандартов de jury и de facto.

Международная комиссия по обучению в сфере стандартизации Начиная с 2006 года, международной координацией работ в сфере обучения стандартизации занимается специально созданная Международная комиссия по обучению в сфере стандартизации (International Cooperation on Education about Standardization – ICES) Начиная с 2006 года, международной координацией работ в сфере обучения стандартизации занимается специально созданная Международная комиссия по обучению в сфере стандартизации (International Cooperation on Education about Standardization – ICES) ICES активно сотрудничает с работающей уже около 15 лет Европейской академией стандартизации (European Academy for Standardization – EURAS) ICES активно сотрудничает с работающей уже около 15 лет Европейской академией стандартизации (European Academy for Standardization – EURAS) В своей деятельности ICES основное внимание уделяет проблемам обучения в сфере ИКТ стандартизации. В своей деятельности ICES основное внимание уделяет проблемам обучения в сфере ИКТ стандартизации.

Проблемы зарубежных коллег На Западе и на Востоке регулярно проводятся встречи представителей вузов, промышленности и науки, на которых обсуждаются проблемы обучения стандартизации На Западе и на Востоке регулярно проводятся встречи представителей вузов, промышленности и науки, на которых обсуждаются проблемы обучения стандартизации Один из ключевых вопросов согласование усилий в этой области Один из ключевых вопросов согласование усилий в этой области

Промежуточный итог Академические специалисты и представители промышленности стран Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Австралии считают обучение в области ИКТ стандартизации одним из приоритетных направлений подготовки ИКТ специалистов высшей квалификации Академические специалисты и представители промышленности стран Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Австралии считают обучение в области ИКТ стандартизации одним из приоритетных направлений подготовки ИКТ специалистов высшей квалификации Для достижения успеха в этой работе используются все доступные методические, организационные и технические ресурсы Для достижения успеха в этой работе используются все доступные методические, организационные и технические ресурсы

Обучение в области ИКТ стандартизации в России

Сложившаяся практика базовой подготовки В нашей стране обучение основам стандартизации традиционно осуществляется в рамках дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», которая входит в состав общепрофессиональных дисциплин федерального компонента большинства государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) при реализации программ подготовки бакалавров и дипломированных специалистов в области техники и технологий, а также отдельных направлений и специальностей в рамках некоторых других программ В нашей стране обучение основам стандартизации традиционно осуществляется в рамках дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», которая входит в состав общепрофессиональных дисциплин федерального компонента большинства государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) при реализации программ подготовки бакалавров и дипломированных специалистов в области техники и технологий, а также отдельных направлений и специальностей в рамках некоторых других программ

Содержание базовой подготовки Анализ содержания нескольких десятков примерных учебных планов (ПУП), входящих в состав ГОС ВПО, а также содержания ряда учебных пособий, выпущенных в последние годы, позволяет сделать вывод, что основное внимание при изучении упомянутой дисциплины уделяется правовым аспектам технического регулирования и методическим основам стандартизации, причем, последние изучаются в практически неизменном виде уже более 20 лет Анализ содержания нескольких десятков примерных учебных планов (ПУП), входящих в состав ГОС ВПО, а также содержания ряда учебных пособий, выпущенных в последние годы, позволяет сделать вывод, что основное внимание при изучении упомянутой дисциплины уделяется правовым аспектам технического регулирования и методическим основам стандартизации, причем, последние изучаются в практически неизменном виде уже более 20 лет Вопросы собственно ИКТ стандартизации при изучении дисциплины не затрагиваются. Вопросы собственно ИКТ стандартизации при изучении дисциплины не затрагиваются.

Особенности базовой подготовки Для лиц, проходящих подготовку по: Для лиц, проходящих подготовку по: естественнонаучным специальностям (код ), например, системные программисты;естественнонаучным специальностям (код ), например, системные программисты; по педагогическим специальностям (код ), например, учителя информатики;по педагогическим специальностям (код ), например, учителя информатики; по 4 из 5 специальностей защиты информации (код );по 4 из 5 специальностей защиты информации (код ); по междисциплинарным специальностям (код ), например, информатики;по междисциплинарным специальностям (код ), например, информатики; по направлению экономика и управление (код ), например, бакалавры и магистры бизнес- информатикипо направлению экономика и управление (код ), например, бакалавры и магистры бизнес- информатики ПУП не предусматривает обязательного знакомства хотя бы с минимальным набором сведений в области стандартизации.

Кто изучает ИКТ стандартизацию? Анализ ПУП показывает: Анализ ПУП показывает: вопросы ИКТ стандартизации в обязательном порядке в нашей стране изучают только лица, проходящие подготовку по направлению Прикладная информатика в рамках годового курса «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий»вопросы ИКТ стандартизации в обязательном порядке в нашей стране изучают только лица, проходящие подготовку по направлению Прикладная информатика в рамках годового курса «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» обязательное знакомство с основами стандартизации, включая ИКТ стандартизацию, предусмотрено для студентов только одного из более чем 40 направлений и специальностей подготовки, по которым обучаются лица, предполагающие после окончания вуза использовать ИКТ в качестве основы профессиональной деятельностиобязательное знакомство с основами стандартизации, включая ИКТ стандартизацию, предусмотрено для студентов только одного из более чем 40 направлений и специальностей подготовки, по которым обучаются лица, предполагающие после окончания вуза использовать ИКТ в качестве основы профессиональной деятельности основы стандартизации в целом изучают около половины студентов, направление или специальность подготовки которых предполагает по окончании вуза работу в сферу ИКТ.основы стандартизации в целом изучают около половины студентов, направление или специальность подготовки которых предполагает по окончании вуза работу в сферу ИКТ. Можно констатировать, что применительно к подготовке российских инженеров на федеральном уровне проблемам образования в сфере ИКТ стандартизации не уделяется практического внимания. Можно констатировать, что применительно к подготовке российских инженеров на федеральном уровне проблемам образования в сфере ИКТ стандартизации не уделяется практического внимания.

Собственные программы вузов Практическая возможность анализа учебных планов ведущих российских вузов, осуществляющих подготовку в сфере ИКТ отсутствует Практическая возможность анализа учебных планов ведущих российских вузов, осуществляющих подготовку в сфере ИКТ отсутствует Содержание издаваемой в нашей стране учебной литературы и широко известных Интернет-ресурсов, таких как позволяет сделать вывод, что при подготовке кадров высшей квалификации изучению основ ИКТ стандартизации и важнейших ИКТ стандартов сами вузы уделяют очень малое внимание: Содержание издаваемой в нашей стране учебной литературы и широко известных Интернет-ресурсов, таких как позволяет сделать вывод, что при подготовке кадров высшей квалификации изучению основ ИКТ стандартизации и важнейших ИКТ стандартов сами вузы уделяют очень малое внимание: за последние 5 лет выпущено чуть более 10 книг (включая 4 учебных пособия), где затрагиваются отдельные вопросы ИКТ стандартизации и рассматривается содержание отдельных ИКТ стандартовза последние 5 лет выпущено чуть более 10 книг (включая 4 учебных пособия), где затрагиваются отдельные вопросы ИКТ стандартизации и рассматривается содержание отдельных ИКТ стандартов об отечественных книгах, содержащих систематическое изложение материала докладчику неизвестнооб отечественных книгах, содержащих систематическое изложение материала докладчику неизвестно о подготовке в российских вузах сертифицированных специалистов (например, программы PMI, INCOSE, ITIL и т.п.) докладчику неизвестноо подготовке в российских вузах сертифицированных специалистов (например, программы PMI, INCOSE, ITIL и т.п.) докладчику неизвестно

Что делать? Зарубежная практика указывает на ключевую роль в решении поставленных вопросов официальных и профессиональных организаций стандартизации, а также поставщиков ИКТ продукции и услуг Зарубежная практика указывает на ключевую роль в решении поставленных вопросов официальных и профессиональных организаций стандартизации, а также поставщиков ИКТ продукции и услуг В нашей стране существенную поддержку обучению в области ИКТ стандартизации могут оказать Федеральное агентство по информационным технологиям и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии В нашей стране существенную поддержку обучению в области ИКТ стандартизации могут оказать Федеральное агентство по информационным технологиям и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Поддержка может выразиться: Поддержка может выразиться: в формировании официальных предложений по включению вузами вопросов ИКТ стандартизации в программы подготовки студентов, в первую очередь, будущих ИКТ инженеровв формировании официальных предложений по включению вузами вопросов ИКТ стандартизации в программы подготовки студентов, в первую очередь, будущих ИКТ инженеров в формировании специальных, для начала пусть небольших, программ, предусматривающих разработку серии учебных пособий и презентаций по ИКТ стандартизации, предназначенных для широкого распространения в системах высшего и послевузовского образованияв формировании специальных, для начала пусть небольших, программ, предусматривающих разработку серии учебных пособий и презентаций по ИКТ стандартизации, предназначенных для широкого распространения в системах высшего и послевузовского образования в формировании специальной программы чтения лекций по рассматриваемой тематике в центральных и периферийных российских высших учебных заведениях с участием ведущих специалистов профильных ведомствв формировании специальной программы чтения лекций по рассматриваемой тематике в центральных и периферийных российских высших учебных заведениях с участием ведущих специалистов профильных ведомств

Вместо заключения Положение настолько скверное, что докладчик сомневается в актуальности поднятой темы Положение настолько скверное, что докладчик сомневается в актуальности поднятой темы Росинформтехнологии и Ростехрегулирование являются организаторами конференции и могут внести некоторую ясность Росинформтехнологии и Ростехрегулирование являются организаторами конференции и могут внести некоторую ясность Среди зарегистрированных участников конференции есть ряд специалистов, которые могли бы внести вклад в решение проблемы Среди зарегистрированных участников конференции есть ряд специалистов, которые могли бы внести вклад в решение проблемы

Спасибо за внимание

Для информации Батоврин Виктор Константинович, Батоврин Виктор Константинович, зав. кафедрой информационных систем Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) – МИРЭА тел. (495) тел. (495)