В. В. Кучурин, к. и. н.. Важно ! Образовательный стандарт не регламентирует процессуальный аспект образования. Что это означает ? Образовательный стандарт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В. В. Кучурин, к. и. н., ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО.
Advertisements

Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
В. В. Кучурин, к. и. н., декан факультета менеджмента в образовании.
Требования к рабочей программе по предмету ( ФГОС ООО )
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Бондаренко Л.В., методист МБОУ ДПО «Центр научно – методического обеспечения» Лысьва, 2013.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Содержание рабочих программ по ФГОС. Виды учебных программ Примерная (типовая) учебная программа Авторская программа Рабочая программа.
Рабочая программа учителя по предметам начального общего образования Ярославль, 2010.
Рабочая программа по иностранному языку в начальной школе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Транксрипт:

В. В. Кучурин, к. и. н.

Важно ! Образовательный стандарт не регламентирует процессуальный аспект образования. Что это означает ? Образовательный стандарт не дает ответов на вопросы : как и в какой тематической последовательности будет происходить усвоение предмета ? каковы должны быть содержание и объем программы ? какие способы, приемы и методы обучения использовать ? какова должна быть степень интеграции, обобщенности, преемственности в образовательных программах, особенно в инновационных учебных заведениях ? и др. Кто и как отвечает на эти вопросы ? Ответы на эти вопросы – компетенция образовательного учреждения и самого педагога.

Примерная учебная программа – документ, рекомендательного характера, который детально раскрывает обязательные ( федеральные ) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса ( группы ), имеющая : 1. изменения и дополнения в содержании, 2. последовательности изучения тем, 3. количестве часов, 4. использовании организационных форм обучения 5. и т. п. Рабочая программа – это нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета ; направляет деятельность учителя и учащихся, а также служит средством контроля за их работой ; Программа должна занять свое определенное место, способствуя обеспечению целостности образования. Отсюда общее требование к программам – их единство. программа должна быть процессуально и технологически обоснована.

Программы нового поколения проектируются на основе отбора задач, ориентированных на достижение школьниками ключевых компетентностей (УУД) или способностей решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Совокупность сведений (предметное содержание) Процедуры усвоения способов деятельности школьниками (условия усвоения предметного содержания)

Характеристика компетентностей ( способностей ) как целей - результатов программы Способы их формирования у учащихся Отбор информации, которая способствует решению конкретных учебно - познавательных и учебно - практических задач и развивает компетентности ( способности ) ЛОГИКА УСВОЕНИЯ УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

четко обозначенные цели - результаты преподавания предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках школьников ; отбор изучаемого материала, структурированный под процесс решения различных задач и проблем ; ожидаемую учебную деятельность со стороны школьников и особые виды деятельности для приобретения опыта решения задач в условиях реальных ситуаций ; применяемые средства обучения ; специальные требования к оценке уровней конкретных компетентностей и вопросы - задания для диагностики, оценки.

Зачем?Цели-результаты образования – структурированные ключевые и предметные компетентности школьника, личностные, метапредметные и предметные результаты с учетом специфики учебного предмета. Что?Содержание учебного материала, его структурированный образ для решения задач разного типа. Дидактические единицы содержания обучения и логика усвоения учебного материала в контексте деятельности. Как?Виды деятельности учащихся при работе с учебным материалом для достижения образовательных целей- результатов, диагностические материалы.

ФЗ-173 « Об образовании в РФ »; Федеральный государственный образовательный стандарт ; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта ; Примерный учебный план общеобразовательных учреждений ; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования ; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа проектируется и разрабатывается (1) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и (2) на основе примерной программы по учебному предмету ( курсу ).

Начальная школа 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2. общую характеристику учебного предмета, курса; 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6. содержание учебного предмета, курса; 7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Основная школа 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2. общую характеристику учебного предмета, курса; 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. содержание учебного предмета, курса; 6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Титульный лист Пояснительная записка Общая характеристика программы общая характеристика учебного предмета ( курса ) цели и задачи изучения учебного предмета ( курса ) описание места учебного предмета ( курса ) в учебном плане личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ( курса ) Основное содержание Тематическое планирование Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

наименование образовательного учреждения ; гриф утверждения программы ( с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения ); название учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ); Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину ( модуль ); классы ( параллель ), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина ( модуль ); год составления программы.

В « Пояснительной записке » : дается общая характеристика рабочей программы, раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования ; дается общая характеристика курса, его вклада в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования ; определяются цели и задачи изучения курса ; характеризуется место учебного предмета в учебном плане ; указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Программа по _________________ для основной школы предназначена для учащихся ______ классов МБОУ ____________, изучающих предмет _______________ … Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по ________________. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Программа включает четыре раздела : « Пояснительная записка », где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования ; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета ________________ на нескольких уровнях личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в примерном учебном плане. « Основное содержание », где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки. « Примерное тематическое планирование », в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий ). « Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса », где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания _____________ в современной школе.

Например : Литература – это один из ведущих гуманитарных учебных предметов школе. Он содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Общение школьника с литературными произведениями дает ему опыт коммуникации, диалога с писателями разных стран и эпох, приобщает к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Фиксируется главная цель и задачи изучения учебного предмета При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Цели и задачи должны быть однозначно понимаемыми и диагностируемыми. При разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики ( оценки ) степени достижения целей и задач.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если : дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности ; описан способ, « инструмент » для однозначного выявления диагностируемого качества личности ; возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля ; существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей ( подцелей ). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач ( в общей их постановке ) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно - тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на фундаментальное ядро содержания общего образования. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения : название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение ; содержание учебного материала.

Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общесвенное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины обраования государства у восточных славян. Ва центра славянской государственности – Новгород и Киев. Фомирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье. Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Представляет собой описание целей - результатов обучения, выраженных в действиях учащихся ( операциональных ) и реально опознаваемых с помощью какого - либо инструмента ( диагностичных ). Данный перечень целей - результатов обучения включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного курса по годам обучения и в целом. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС, примерная основная образовательная программа и примерная программа учебного предмета, на базе которой разрабатывается рабочая программа.

описываться через действия учащихся (« научиться » и « получить возможность научиться »); обозначать определенный уровень достижений ; быть достижимыми и подлежащими оценке ; описываться понятным для учащихся языком.

Например : Неравенства Выпускник научится : понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств ; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы ; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления ; применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса. Выпускник получит возможность научиться : разнообразным приёмам доказательства неравенств ; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики ; применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

Например : История Древнего мира Выпускник научится : определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов ( тысячелетие, век, до н. э., н. э.); использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий ; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира ; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры ; рассказывать о событиях древней истории ; раскрывать характерные, существенные черты : а ) форм государственного устройства древних обществ ( с использованием понятий « деспотия », « полис », « республика », « закон », « империя », « метрополия », « колония » и др.); б ) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах ( правители и подданные, свободные и рабы ); в ) религиозных верований людей в древности ; объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры : архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства ; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться : давать характеристику общественного строя древних государств ; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия ; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде ; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Библиотечный фонд ( нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научная, научно - популярная литература, справочные пособия, методические пособия для учителя ) Печатные пособия ( таблицы по предмету, портреты и др.) Информационные средства ( мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные базы данных и др.) Технические средства обучения ( компьютер, проектор, интерактивная доска и др.)