Творческие способности Учитель информатики высшей квалификационной категории Лобах Татьяна Владимировна Учитель информатики высшей квалификационной категории Лобах Татьяна Владимировна
Дети творят мир вокруг, постоянно открывая для себя что-то новое в окружающем и в себе. Е.С. Белова
Исследовательское обучение Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Самоактуализация Самоактуализация Главная задача - стремление раскрыть свой внутренний потенциал Люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. (А. Маслоу) Развитие человека - восхождение по «лестнице потребностей», где высшим - пятым уровнем является потребность в самоактуализации, самореализации в творчестве. Главная задача - стремление раскрыть свой внутренний потенциал Люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. (А. Маслоу) Развитие человека - восхождение по «лестнице потребностей», где высшим - пятым уровнем является потребность в самоактуализации, самореализации в творчестве.
Поисковая активность Модель исследовательских способностей Поисковая активность Конвергентное мышление Дивергентное мышление Исследовательские способности
Виды мышлений Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere – сходиться). Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Дивергентное мышление (от лат. divergere расходиться). Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere – сходиться). Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Дивергентное мышление (от лат. divergere расходиться). Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.
Развитие дивергентного мышления В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как: оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие свойства. Все они необходимы для исследователя. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как: оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие свойства. Все они необходимы для исследователя.
Результаты творческих работ Статистически маловероятно, что все столь разные компоненты творческого процесса достигнут высочайшего уровня развития у одного человека => Редко встречаются выдающиеся по уровню креативности творческие работы. Статистически маловероятно, что все столь разные компоненты творческого процесса достигнут высочайшего уровня развития у одного человека => Редко встречаются выдающиеся по уровню креативности творческие работы.
Поисковая активность Поисковая активность - одна из важнейших природных, генетически предопределенных потребностей, характерная для всех живых существ с высокоразвитой психикой. Ребенок - исследователь от рождения. Поисковая активность - одна из важнейших природных, генетически предопределенных потребностей, характерная для всех живых существ с высокоразвитой психикой. Ребенок - исследователь от рождения.
Поисковая активность – творческая способность Под творческим процессом понимается последовательность мыслей и действий, приводящего к созданию оригинального и полезного продукта. Творческая исследовательская практика – это средство развития личности. Под творческим процессом понимается последовательность мыслей и действий, приводящего к созданию оригинального и полезного продукта. Творческая исследовательская практика – это средство развития личности.
Четыре стадии творческого процесса Постановка задачи или проблемы (Постановка задачи определения трудностей) Подготовка (Сбор информации. Первоначальный анализ. Сознательная работа) Созревание (Отдых. Неосознаваемая игра ассоциаций. Забывание деталей) Озарение (Переживание «Эврика!» Возникновение идеи) Проверка (Критический анализ идеи. Доработка деталей) Постановка задачи или проблемы (Постановка задачи определения трудностей) Подготовка (Сбор информации. Первоначальный анализ. Сознательная работа) Созревание (Отдых. Неосознаваемая игра ассоциаций. Забывание деталей) Озарение (Переживание «Эврика!» Возникновение идеи) Проверка (Критический анализ идеи. Доработка деталей)
Виды креативности Гарднер разделяет «креативность» с маленькой буквы и «Креативность» с большой буквы. Боден выделяет историческая креативность и психологическая креативность. Гарднер разделяет «креативность» с маленькой буквы и «Креативность» с большой буквы. Боден выделяет историческая креативность и психологическая креативность. Историческая креативность Психологическая креативность
Шесть источников творчества 1. Интеллектуальные способности 2. Знания 3. Стили мышления 4. Личностные характеристики 5. Мотивация 6. Среда 1. Интеллектуальные способности 2. Знания 3. Стили мышления 4. Личностные характеристики 5. Мотивация 6.Среда
Интеллектуальные способности Синтетические способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления Аналитические способности, позволяющие оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разрабатывать, а какие нет. Практически-контекстуальные способности убедить других в ценности идеи, иными словами, продать творческую идею другим. Синтетические способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления Аналитические способности, позволяющие оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разрабатывать, а какие нет. Практически-контекстуальные способности убедить других в ценности идеи, иными словами, продать творческую идею другим.
Знания Знания
Стили мышления Для творчества особенно важен законодательный стиль, характеризующийся предпочтением думать по-новому, создавая свои собственные принципы и законы движения мысли. Это предпочтение думать по-новому не следует смешивать со способностью творчески думать: недостаточно просто захотеть думать на новый манер. Чаще всего учащиеся с данным стилям мышления не встречают поощрения, чаще их наказывают плохими оценками. Для творчества особенно важен законодательный стиль, характеризующийся предпочтением думать по-новому, создавая свои собственные принципы и законы движения мысли. Это предпочтение думать по-новому не следует смешивать со способностью творчески думать: недостаточно просто захотеть думать на новый манер. Чаще всего учащиеся с данным стилям мышления не встречают поощрения, чаще их наказывают плохими оценками.
Личностные качества Готовность преодолевать препятствия. Готовность принимать на себя разумный риск. Готовность терпеть неопределенность и веру в себя Готовность преодолевать препятствия. Готовность принимать на себя разумный риск. Готовность терпеть неопределенность и веру в себя
Мотивация Мотивация Любопытство, любознательность, познавательная потребность Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии не только как поисковая активность, но еще и как потребность в «умственных впечатлениях» Самоэффективность – способность не останавливаться на достигнутом, это способность устанавливать новые ориентиры и формулировать задачи. Любопытство, любознательность, познавательная потребность Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии не только как поисковая активность, но еще и как потребность в «умственных впечатлениях» Самоэффективность – способность не останавливаться на достигнутом, это способность устанавливать новые ориентиры и формулировать задачи.
Среда Среда Необходима поддержка и награда творческим идеям
Двенадцать стратегий обучения творческости 1. Служить примером для подражания. 2. Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям. 3. Разрешать делать ошибки. 4. Поощрять разумный риск. 5. Проводить проверку усвоенного материала в творческой форме. 6. Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему. 1. Служить примером для подражания. 2. Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям. 3. Разрешать делать ошибки. 4. Поощрять разумный риск. 5. Проводить проверку усвоенного материала в творческой форме. 6. Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.
Двенадцать стратегий обучения творческости 7. Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности. 8. Предоставлять время для творческого мышления. 9. Поощрять терпимость к неопределенному и непонятному. 10. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. 11. Стимулировать дальнейшее развитие 12. Найти соответствие между творческой личностью и средой. 7. Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности. 8. Предоставлять время для творческого мышления. 9. Поощрять терпимость к неопределенному и непонятному. 10. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. 11. Стимулировать дальнейшее развитие 12. Найти соответствие между творческой личностью и средой.
Развитие личности Исследовательское поведение является важным залогом превращения процесса развития личности ребенка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство - познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению. Исследовательское поведение является важным залогом превращения процесса развития личности ребенка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство - познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению.
Низкий результат Детские исследования обычно сопровождаются большими эмоциональными подъемами. Ребенок, представляя итоги своей исследовательской работы или свой творческий проект, стремится донести до окружающих то, что он любит, то, что ему интересно и часто очень дорого. И вдруг ему говорят - ты (твоя работа) занял лишь пятое {шестое, десятое...} место. Подобные заявления способны надолго отбить охоту не только к соревнованиям, но и к собственным исследованиям. Детские исследования обычно сопровождаются большими эмоциональными подъемами. Ребенок, представляя итоги своей исследовательской работы или свой творческий проект, стремится донести до окружающих то, что он любит, то, что ему интересно и часто очень дорого. И вдруг ему говорят - ты (твоя работа) занял лишь пятое {шестое, десятое...} место. Подобные заявления способны надолго отбить охоту не только к соревнованиям, но и к собственным исследованиям.
Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Б. Паскаль
Список использованных источников Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», Р. Стернберг, Е. Григоренко, Учись думать творчески! Психолого-педагогические проблемы одаренности. Теория и практика: Материалы III Международной конференции: В 2 кн. / Под ред.проф. Л.И. Ларионовой. – Иркутск.: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут.гос.пед.ун- т», – Кн.2 с Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», Р. Стернберг, Е. Григоренко, Учись думать творчески! Психолого-педагогические проблемы одаренности. Теория и практика: Материалы III Международной конференции: В 2 кн. / Под ред.проф. Л.И. Ларионовой. – Иркутск.: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут.гос.пед.ун- т», – Кн.2 с.40-63
Спасибо за внимание