Дислалия Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Секреты артикуляционной гимнастики Презентацию подготовила: Здор Елена Васильевна, учитель-логопед МАДОУ д/с 70 «Солнечный город»
Advertisements

Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории «Улыбка» Учитель-логопед: В.Ю. Заблоцкая.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Что такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки.
«Артикуляционная гимнастика это весело, полезно и интересно»
Профилактика звукопроизношения у детей младшего возраста.
Презентация Артикуляционная гимнастика, Артикуляционная гимнастика, как средство развития как средство развития речи дошкольников. речи дошкольников. Выполнила:
«Артикуляционная гимнастика. Её значимость в коррекционной деятельности учителя - логопеда.» Автор : учитель-логопед : Гончарова И.А.
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
Учитель-логопед: Овчинникова И.В. г.Гусиноозерск 2013г.
Семинар-практикум для родителей по теме: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА» Подготовила : учитель-логопед МБДОУ 28 Карцева Елена Владимировна.
Школа для родителей «Малая академия воспитания и развития» Тема: «Артикуляционная гимнастика» Провела: В.А. Тюнина Учитель-логопед апрель 2015 год.
Практикум с элементами тренинга «Артикуляционная гимнастика» Составитель: учитель- логопед Букина Е.Ю.
Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Автор презентации Назарова Ольга Сергеевна к.п.н, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ 69 г. Владимира т
Мастер – класс на тему Способы постановки звука «Р»
Артикуляционная гимнастика (1 часть ). Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов,
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Учителя-логопеды: Платонова О.П., Игнатьева Т.В.
Гимнастика для язычка (шипящие ). «Лопаточка» Язык лопаткой положи И под счет его держи. А теперь она копает широкий кончик к небу поднимает
Транксрипт:

Дислалия Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Лекция 2. Методика коррекционной работы при дислалии Меню лекции 1.1. Цель логопедического воздействия Принципы логопедического воздействия Этапы логопедического воздействия.

Этапы и приемы логопедического воздействия. Задачи каждого этапа работы. Выбор последовательности постановки звуков в случае сложной дислалии. Сроки и продолжительность логопедических занятий. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка.

Цель логопедического воздействия исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, в заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учебы, общественной и производственной жизни. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия. Средством логопедического воздействия является специальная методика исправления произношения, т. е. прежде всего правильно построенная система речевых упражнений и система артикуляционной гимнастики.

Общие дидактические принципы: систематичности, последовательности обучения; доступности обучения; сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога; наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного; прочности результатов обучения и развития познавательных сил; практичности, рациональности форм обучения.

Специфические принципы: онтогенетический принцип (с учётом развития деятельности в онтогенезе); мотивации; принцип максимального использования в работе различных анализаторов; принцип ориентации на зону ближайшего развития ребёнка; принцип этапности; принцип параллельности в работе над звуками; принцип формирования произношения в условиях естественного живого общения.

I. Подготовительный этап. II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков (постановка, автоматизация звуков, и их дифференциация). III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

I. Подготовительный этап. II. Формирование навыка правильного звукопроизношения (постановки звука). III. Автоматизация звуков. IV. Дифференциация звуков.

I. Предварительный этап (развитие моторики, зрительного и слухового внимания, восприятия, гнозиса, мнезиса). II. Этап постановки звука. III. Автоматизация звуков. IV. Дифференциация звуков.

Основная цель: включить ребёнка в коррекционный процесс. Общепедагогические задачи: 1) установить доверительные отношения с ребёнком; 2) формировать мотивацию и интерес к занятиям, осознанное стремление исправить нарушение; 3) формировать произвольные формы деятельности.

Отвечать на вопросы учителя-логопеда о правилах поведения на занятии, соблюдать эти правила в работе (правильно сидеть, повторять движения за логопедом, запоминать и воспроизводить движения самостоятельно под счёт и без счёта, отвечать громко и чётко, слушать, выполнять указания, повторять…). Оценивать результаты своей работы. Ориентироваться в классе, в тетради; называть части тела, определять направления в пространстве и др.

Специальные задачи (в общем виде): 1) подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука; 2) способствовать развитию дыхания, мелкой моторики, формировать пространственные представления и др.

Узнавать заданный звук, выделять звук из ряда других звуков, выделять звук на фоне слова (в начале, в середине, в конце, различать слова, близкие по звуковому составу … Выполнять перед зеркалом артикуляционные упражнения с опорой на зрительный анализатор под счёт и без счёта… Выполнять дыхательные упражнения по показу и по словесной инструкции…

Направления работы: 1. Развитие фонематических процессов. 2. Формирование правильного дыхания, выработка направленной воздушной струи. 3. Формирование точных движений органов артикуляции. 4. Развитие мелкой моторики рук. 5. Отработка опорных звуков.

1) Нет нарушений в восприятии (артикуляторная фонематическая и фонетическая дислалии) – задачи научить узнавать и различать фонемы, выполнять осознанный звуковой анализ, формировать правильное звукопроизношение решаются параллельно. 2) Есть нарушения в восприятии (акустико- фонематическая дислалия) – сначала учим узнавать и различать фонемы, затем переходим к формированию правильного произношения звуков

Систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов: I этап узнавание неречевых звуков. II этап различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. III этап различение слов, близких по звуковому составу. IV этап дифференциация слогов. V этап дифференциация фонем. VI этап развитие навыков элементарного звукового анализа.

Подготовительные дыхательные упражнения 1. «Кто дальше загонит мяч?» Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, сдуть ватку на противоположный край стола. Рекомендации. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Подготовительные дыхательные упражнения 2. «Загони мяч в ворота» Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой. Набрать воздух. С силой дуть на ватный шарик, лежащий на столе. Попытаться загнать ватный шарик между двумя кубиками. Рекомендации. Следить, чтобы не надувались щеки. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Осуществлять зрительный контроль за движением кусочка ваты.

Подготовительные дыхательные упражнения 3. «Подуй в трубочку» Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. Описание: Высунуть язык, удерживать его на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить палочку и надавить для образования канавки. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, полоской бумаги или кусочком ваты. Рекомендации. Зубы разомкнуты. Губы округлены, но не напряжены. Дуть без использования палочки.

Подготовительные дыхательные упражнения 4. «Подуй через соломинку» Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. Описание. Открыть рот. Широкий кончик языка упереть в основания нижних резцов. По середине языка положить соломинку для коктейля. Конец соломинки опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Рекомендации. Следить, чтобы щеки не надувались, губы напряжены и неподвижны.

Подготовительные дыхательные упражнения 6. «Фокус» Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю. Описание. Рот приоткрыть, язык выдвинуть вперёд и поднять «чашечкой», плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. В зависимости от возраста предлагаем детям больше упражнений за раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а логопед контролирует выполнение. Логопед, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Подготовительные упражнения, статические (неподвижные) и динамические (подвижные. 1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать секунд. 2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать секунд 3. «Иголочка». Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед, удерживать секунд. 4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним корневым зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Удерживать 15 секунд.

5. «Часики». Цель: активизация мышц языка. Скажите ребенку: «Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок». 6. «Лошадка». Цель упражнения: активация кончика языка. Скажите ребенку: «Давай с тобой изобразим языком, как скачут лошадки». Показываете, как язык присасывается к небу, потом отрывается от него, получается звук, похожий на топот копыт. Следите, чтобы кончик языка поднимался прямо, не поворачиваясь и щелкая за верхними зубами. 7.«Качели». Скажите ребенку: «Высунь узкий язычок, тянись им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай. Повтори так раз».

8. «Вкусное варенье». Цель упражнения: улучшение подвижности языка. Вы предлагаете ребенку, представить, что вы с ним ели очень вкусное варенье: «Оно очень вкусное! У тебя испачкалась верхняя губа, давай-ка слижем варенье с верхней губы языком. Вот так». Показывая ребенку, как надо слизывать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху – вниз. «А теперь слижи варенье сам». 9. «Почистим зубы». Цель упражнения: улучшение подвижности языка. Ребенок сидит на стуле лицом к вам. «Посмотри, как я буду чистить зубы. (Чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь вместе почистим верхние зубы, чтобы они были чище. Вот какие чистые зубы стали у нас». Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева - направо. Рот открыт, губы улыбаются, видны зубы.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Примерный комплекс упражнений 1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны). 2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди. 3. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка - «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ». 4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед). 5. «НОЖНИЦЫ» разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.

6. «КОГОТКИ» сильное полусгибание и разгибание пальцев. 7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление. 8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления. 9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев. 10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно), (рис.17 б). 11. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно). 12. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ" соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем "КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ» надавливание подушечек пальчиков. 13. «КУЛАК КОЛЬЦО» пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются. 14. «КУЛАКЛАДОНЬ» руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно. 2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно. 3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): а) правой руки, б) левой руки; в) обеих рук одновременно. 4. Имитация игры на пианино. 5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе). 6. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук). 7. «ФУТБОЛ" забивание шариков одним, двумя пальцами. 8. Поочередная смена положения рук «КУЛАКЛАДОНЬ РЕБРО». Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется. 9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно. 10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Цель: сформировать первоначальные умения правильного произнесения изолированного звука, умение правильного произнесения звука на специально- подобранном речевом материале. Задачи: постановка звука, формирование умения использования его в речи (автоматизация), умения отбирать и использовать звуки, не смешивая их между собой. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положении органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения звука.

Первый способ - по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль) Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно- вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки.

Второй способ с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками.

Третий способ смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели поста­новки правильного произношения изолированного звука. При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (К новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий).

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у в слоги (прямые: са, сы, со, су, или в обратные: ас, ыс, ос, ус), в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сма, сны, ско, сфу и т. п. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.

Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, пред­ложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Цель: сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Содержание работы: формирование безошибочного употребления звуков речи на материале текстов разных типов, насыщенных вводимым в речь звуком, с использованием творческих упражнений в монологической и диалогической речи