Синдром профессионального (эмоционального) выгорания учителя Результаты исследования
Цель исследования: Выявить степень наличия синдрома профессионального выгорания (СПВ) в испытуемой группе учителей обще- образовательных школ г. Омска и Омской области Проанализировать полученные данные с позиций стажа работы и гендерных различий Выявить стресс-факторы и факторы стабилизации СПВ
Гипотеза: Если СПВ возникает у людей, занятых в профессиональных сферах «человек-человек», то это имеет непосредственное отношение к учителю Если условия работы учителя включают, кроме большого нервно-психического напряжения, такие факторы как гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппарат, принудительный характер общения и большое количество контактов в течение рабочего дня, то риск развития СВП довольно высок Если симптомы эмоционального выгорания проявляются при достижении определенного уровня напряженности организма, то наличие СПВ зависит от стажа работы учителя: чем больше стаж, тем больше риск развития СПВ
Количественная характеристика респондентов
Результаты теста по Н.К. Смирнову
Демографический фактор
Основные раздражители (стресс-факторы) Бюрократизм Нагрузка Отношения с родителями учащихся Отношения в коллективе Администрация школы Классное руководство Поведение учащихся Аттестация Отношение учащихся к учебе Заработная плата
Стабилизирующие факторы
«Никогда не начинайте новую жизнь! Начинать новую жизнь – самообман. Улучшайте свою старую жизнь, но делайте это постепенно» В.В. Шахиджанян профессор журналистики МГУ