Междисциплинарное методическое мышление - условие реализации нового ФГОС Суворова Е.П. директор НИИ общего образования РГПУ им. А.И.Герцена д.п.н., проф.
Междисциплинарное взаимодействие интегрирующий фактор, который способствует формированию единой картины мира школьника, его развитию как субъекта познания; предполагает взаимную связь учебных дисциплин, согласованность действий ; опирается на обусловленность содержания одной дисциплины, содержанием другой.
Междисциплинарное методическое мышление – процесс выявления учителем междисциплинарных связей на ценностно- целевом, содержательном и деятельностном уровнях, процесс поиска методических средств реализации этих связей с целью достижения метапредметных результатов обучения и формирования единой картины мира школьника.
Познавательное пространство Учителя Ученика Монопредметное Полипредметное
Межпредметные связи при изучении темы «Семья» в УМК «Диалог» Учебный предмет Время изучения, раздел Задачи изученияСодержание Окружающий мир октябрь 5-8 недели Раздел «Моя семья» Формировать представление о семье как самом близком окружение человека; Познакомить с составом семьи, с уважительным отношением к членами семьи, заботой о них как с нормами семейной жизни; познакомить с семейными праздниками Состав семьи. Забота друг о друге. Домашние обязанности в семье. Семейные праздники. Подарки близким, которые можно сделать своими руками Музыка октябрь 5-8 недели Раздел «Музыка в моей семье» Учить понимать место и роль музыки в жизни. Оценивать выразительность эстетического воплощения образа Музыка в моей семье. Выражение чувств человека в музыке Литературное чтение март недели Раздел «В кого я такой?» Знакомить с языком литературы и изобразительного искусства. Учить выявлять мотивы поведения персонажа, оценивать его поступки, различать точки зрения автора, персонажа, рассказчика, выявлять смысл произведения, видеть роль художественной детали Семья в жизни ребенка. Забота о близких. Нравственные категории: самоотверженность, благородство, честь, бескорыстие. Семейный портрет в живописи как отражение отношений в семье Техноло гия май недели Познакомить с видами домашнего труда и домашним трудом как процессом Домашний труд
Этапы реализации связей учебных предметов в обучении школьников Комплексное обучение Реализация межпредметных связей Междисциплинарное взаимодействие Позитивные стороны Рассмотрение одного объекта с разных предметных позиций Привлечение материала других предметов для решения своих предметных задач Развитие представления об объекте средствами разных учебных дисциплин с целью взаимообогащения знаний и представлений, формирования познавательного опыта Негативные стороны Нивелирование предметной специфики и нарушению логики освоения предмета ради идеи комплексности Отсутствие межпредметного диалога ?