Стили семейного воспитания Посейте поступок- пожнете привычку, посейте привычку- пожнете характер, посейте характер- пожнете судьбу. У.Теккерей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили семейного воспитания Родительское собрание в 6 « Б » классе МОАУ «СОШ27 г. Орска Классный руководитель Стародубцева Л.М г.
Advertisements

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Родительское собрание « О методах и стилях семейного воспитания » « О методах и стилях семейного воспитания »
Татьяна Александровна Налимова, педагог-психолог МБОУ «Уинская средняя общеобразовательная школа»
О стилях семейного воспитания Родительское собрание 2 класс.
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Родительское собрание « О методах и стилях семейного воспитания » « О методах и стилях семейного воспитания »
Родительское собрание «Роль семьи в формирование личности»
МЕТОДЫ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Родительское собрание.
Влияние семьи на становление личности подростка Влияние семьи на становление личности подростка.
О стилях семейного воспитания и ролях ребенка в семье О стилях семейного воспитания и ролях ребенка в семье Родительское собрание.
Информационный блок родителям о стилях воспитания.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. Успешность семейного воспитания во многом зависит от сложившегося в семье стиля воспитания. Под стилем семейного воспитания.
Первые проблемы подросткового возраста Родительское собрание.
Родительское собрание « Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА. СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Котлярова В. Ф. педагог-психолог.
Стили родительского общения с младшими школьниками Педагог – психолог Трухнина Г.В.
Педагог-психолог Ибраева Ольга Игоревна. Взрослый мир и мир детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи. Разница между миром ребенка.
Контроль или свобода? Педфак для родителей Декабрь 2012 г.
Весы воспитания: интерес к ребёнку и требовательность Подготовила педагог-психолог лицея 102 Пелихова И.В.
Транксрипт:

Стили семейного воспитания Посейте поступок- пожнете привычку, посейте привычку- пожнете характер, посейте характер- пожнете судьбу. У.Теккерей

Стиль семейного воспитания - наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного общения и взаимодействия

Стили семейного воспитания Авторитарный Либеральный Демократичный

На выбор стиля влияют Типы темпераментов родителей, их совместимость Традиции семей, в которых воспитывались сами родители Научно-педагогическая литература, которую читают родители Уровень образования родителей

Авторитарный стиль Авторитарный - авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Последствия авторитарного стиля воспитания Пережив подобный прессинг в детстве, ребенок вырастает либо конформистом (человек, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены и мамы), либо – очередным домашним «авторитетом». Представитель авторитарного стиля воспитания следующего поколения, который будет так же, как и его папа когда-то, подгонять своих детей под определенный стандарт представлений о «хорошем ребенке». Как это ни странно, один из побочных эффектов авторитарного стиля воспитания - лишний вес. Иногда он появляется еще и оттого, что родители всегда «прекрасно знали, что и сколько должен съесть ребенок», и даже если ребенку столько съесть не под силу, то его возражения не принимается. Постепенно такой ребенок привыкает, есть столько, сколько положит ему в тарелку мама или бабушка. Иногда лишний вес несет в себе функцию некой жировой брони, которая защищает ребенка от нападок строгих родителей.

Либеральный стиль Либеральный стиль воспитания. Родители всячески окружают свое чадо заботой, терпением и вниманием. Довольно уступчивы в отношениях с ребенком. Однако тогда, когда его поведение выходит за рамки дозволенного, каких-либо строгих мер воздействия на ребенка не предпринимается. В этом случае родители фактически уходят от воспитательного процесса, полагая, что при нахождении ребенка в атмосфере любви и вседозволенность, он сам в итоге созреет о мысли самоограничения, идентифицируя обще устоявшиеся правила и нормы поведения Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Последствия либерального стиля воспитания Чаще всего, дети прошедшие такую «школу воспитания» становятся неуправляемыми. Им очень сложно жить в обществе, руководствуясь общепринятыми стандартами. Детям либеральных родителей сложно адаптироваться в детском коллективе, сложно поддерживать отношения с другими людьми, так как они не умеют воспринимать требования и желания другими. Им сложно нести ответственность за свои поступки. Кроме того, в глубине души они ощущают себя очень неуверенно, поскольку жить без рамок, на которые можно опереться - довольно сложно.

Демократичный стиль Наиболее труднодостижимый и редкий стиль воспитания – демократичный. Родители, стараются направить деятельность ребёнка в какое– то русло, но при этом руководствуются не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями и потребностями самого ребёнка. Конечно же, поведение его не остаётся без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный. Постепенно ребёнку прививается умение самостоятельно принимать решение и действовать по своему усмотрению, но при этом не задевать интересы других людей. Родители учитывают интересы ребёнка, его потребности и возможности. Своим авторитетом они стараются привить ребёнку принципы, учитывающие как его, так и свои права и обязанности. Дети вырастают дружелюбными, ответственными и понимающими. В том числе и то, что они сами творцы своей жизни. Даже если хотя бы один из родителей приверженец демократичного стиля воспитания, дети уже выигрываю Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.

Отношения в семье можно представить в виде формулы: система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети). От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. Стили семейного воспитания

Воспитание по типу Золушки Родители чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребёнку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, много из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов. Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребёнок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя. Чем старше становится ребёнок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. Воспитание постоянной опеки. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребёнок лишён самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди.

Воспитание по типу кумир семьи При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребёнка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим – вот следствия такого воспитания. Воспитание равнодушием Ребёнок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». У таких детей возможны серьёзные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.

Воспитание подарками Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребёнка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет. Воспитание доверием Родители представляют детям определённую самостоятельность, относится к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству. Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что – то делать, то завтра это у него обязательно получится. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребёнка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь.

Спасибо за внимание! Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим. Писемский А. Ф. Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Эрма Бомбек Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, это приучить его не встречать ни в чем отказа. Руссо Ж.-Ж. Информацию подготовил педагог-психолог Астраханская О.Н.