Античная философия VII в. до н.э. – III в. н.э. Горбатов В.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Досократическая философия VII в. до н.э. – V в. до н.э. Горбатов В.В.
Advertisements

Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Античность ( от лат. antiquus – древний ) просуществовала 1200 лет, начиная с VII в. до н. э. по V в. н. э.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. 2 Античная философия.
Философия античности-феномен культуры, созданный великими гениями греков
Тема 3. Античная философия Характерные черты и периодизация античной философии Философские школы досократического периода Философские взгляды классического.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
1 Философия и наука Античности Философия и наука Античности.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Античная философия от Фалеса до Плотина. Основные черты античной философии: единство философии, мифологии и науки; поиск первоосновы мироздания; разделение.
Античная философия VII-VI вв. до н.э. – VI в.н.э..
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Древнегреческая философия
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
История философско- политических учений Занятие 2: Философия Античности.
Философия Эллинизма (4 в. до н.э. 4 в. н.э.) Наиболее известные школы: 1) киники, 2) эпикурейцы, 3) стоики, 4) скептики Общие характеристики: 1) практический.
Философия Эпикура Выполнил студент группы Мар -15 Мухаметгалеев Виталий.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Досакратовский этап античной философии (VI - V вв. до н. э.) 1.Истоки античной философии. 2.Милетская школа. 3.Гераклит - стихийный диалектик 4.Пифагор.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Транксрипт:

Античная философия VII в. до н.э. – III в. н.э. Горбатов В.В.

Содержание Общая характеристика АФ Общая характеристика АФ Досократический период Досократический период –Раннегреческая натурфилософия –Элейская школа –Атомизм Классический период Классический период –Релятивизм софистов –Этический идеализм Сократа –Сократические школы –Философская система Платона –Философская система Аристотеля Эллинистический период Эллинистический период –Эпикурейство –Стоицизм

I. Общая характеристика античной философии

Основные периоды Ранний (демократический) Ранний (демократический) –VII-IV вв. до н.э. Зрелый (классический) Зрелый (классический) –IV-II вв. до н.э. Поздний (эллинистический) Поздний (эллинистический) –II в. до н.э. – III в. н.э.

Главные особенности Космоцентризм – мировоззрение, в котором главную роль играет понятие природы («космоса») Космоцентризм – мировоззрение, в котором главную роль играет понятие природы («космоса») Эстетичность – максимально чувственное и конкретное представление объективного мира Эстетичность – максимально чувственное и конкретное представление объективного мира Диалектика – умение видеть взаимообусловленность противоположностей Диалектика – умение видеть взаимообусловленность противоположностей

II. Раннегреческая натурфилософия

Фалес Милетский (ок.640 – ок. 545 до н.э.) Один из «семи мудрецов» Один из «семи мудрецов» Происходил из знатного рода, много путешествовал Происходил из знатного рода, много путешествовал Первым в Греции удачно предсказал солнечное затмение в 585 г. До н.э. Первым в Греции удачно предсказал солнечное затмение в 585 г. До н.э. Открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней Открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней

Изречения Фалеса «Труднее всего – познать самого себя» «Труднее всего – познать самого себя» «Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все» «Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все» «Прекраснее всего мир, ибо все прекрасное является его частью» «Прекраснее всего мир, ибо все прекрасное является его частью» «Полезнее всего – добродетель, ибо благодаря ей все может стать полезным» «Полезнее всего – добродетель, ибо благодаря ей все может стать полезным»

Милетская школа. Проблема первоначала бытия. Фалес АнаксимандрАнаксимен Вода Вода Апейрон Апейрон(беспредельное) Воздух Воздух

Пифагор (ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.) Родился на о.Самос Родился на о.Самос Переселившись в г.Кротон, основал «пифагорейский союз» Переселившись в г.Кротон, основал «пифагорейский союз» Утверждал, что первоосновой всего являются числа Утверждал, что первоосновой всего являются числа

Изречения Пифагора «Помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении ее» «Помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении ее» «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости» «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости» «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом»

Музыкально-числовые пропорции четырех первоэлементов

Гераклит Эфесский (ок ок. 460 г. до н.э.) Был знатного происхождения Был знатного происхождения Отказался от трона, чтобы изучать природу Отказался от трона, чтобы изучать природу За свой сложный стиль получил прозвище «темный» За свой сложный стиль получил прозвище «темный» Его считают «отцом диалектики» Его считают «отцом диалектики»

«Panta rhei» («все течет») «Многознание уму не научает» «Многознание уму не научает» Надо уметь мыслить противоположности в единстве (гармония лука, лиры) Надо уметь мыслить противоположности в единстве (гармония лука, лиры) Первоначало – огонь (Логос) Первоначало – огонь (Логос) «В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, мы существуем и не существуем» «В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, мы существуем и не существуем» «Бессмертные смертны, смертные бессмертны; жизнь одних есть смерть других, и наоборот» «Бессмертные смертны, смертные бессмертны; жизнь одних есть смерть других, и наоборот»

III. Элейская школа

Парменид (ок.540 – ок. 470 г. до н.э.) Ученик Ксенофана, и, возможно, Анаксимандра Ученик Ксенофана, и, возможно, Анаксимандра Написал философскую поэму «О природе» Написал философскую поэму «О природе» На первый план выдвинул проблему бытия как такового На первый план выдвинул проблему бытия как такового

«Путь истины» и «путь мнения» Бытие Вечно Вечно Едино Едино Неподвижно Неподвижно Умопостигаемо Умопостигаемо Существование Преходяще Преходяще Множественно Множественно Текуче Текуче Чувственно воспринимаемо Чувственно воспринимаемо

Зенон Элейский (ок.490 – 430 до н.э.) Ученик Парменида, пытался популяризировать его учение, рассуждая методом «от противного» Ученик Парменида, пытался популяризировать его учение, рассуждая методом «от противного» Сформулировал около 40 апорий («затруднений»). В частности: Сформулировал около 40 апорий («затруднений»). В частности: «Ахиллес и черепаха» «Ахиллес и черепаха» «Дихотомия» «Дихотомия» «Стрела» «Стрела»

«Ахиллес и черепаха» Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой А Ч 1 Ч 2 Ч 3... t 1 t 2 t 3...

«Дихотомия» Невозможно помыслить начало и конец движения Невозможно помыслить начало и конец движения А½ В

«Стрела» Невозможно помыслить сам процесс движения Невозможно помыслить сам процесс движения? ?? ??const

IV. Атомизм Пытаясь разрешить проблему движения и покоя, единого и многого, некоторые философы пришли к утверждению о существовании предела делимости Пифагор – «элементы» Пифагор – «элементы» Анаксагор – «гомеомерии» Анаксагор – «гомеомерии» Левкипп и Демокрит – «атомы» Левкипп и Демокрит – «атомы»

Демокрит (ок.440 – ок.370 до н.э.) Родился в г.Абдеры Родился в г.Абдеры Побывал в Египте, Персии, Индии Побывал в Египте, Персии, Индии По возвращении из странствий жил в бедности, но потом прославился своими познаниями По возвращении из странствий жил в бедности, но потом прославился своими познаниями Написал свыше 70 трактатов Написал свыше 70 трактатов

Изречения Демокрита «Слово – тень дела» «Слово – тень дела» «Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего» «Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего» «Лучше быть бедным при демократии, чем богатым при тирании» «Лучше быть бедным при демократии, чем богатым при тирании»

Учение об атомах Все состоит из атомов и пустоты Все состоит из атомов и пустоты Атомы бесчисленны и бесконечно разнообразны Атомы бесчисленны и бесконечно разнообразны Свойства атомов: форма, порядок, положение Свойства атомов: форма, порядок, положение Движение атомов в пустоте жестко детерминировано, случайности не существует Движение атомов в пустоте жестко детерминировано, случайности не существует

Бытие, небытие и движение

V. Релятивизм софистов Софисты – «платные учителя мудрости» (Протагор, Гиппий, Лисий, Горгий и др.) Релятивизм: все знания и ценности относительны Релятивизм: все знания и ценности относительны Агностицизм: познание вообще невозможно Агностицизм: познание вообще невозможно Скептицизм: во всем надо сомневаться Скептицизм: во всем надо сомневаться

Протагор из Абдер (ок. 480 – ок. 410 г. до н.э.) Жил в Афинах, много странствовал Жил в Афинах, много странствовал За книгу «О богах» был обвинен в бесчестии и изгнан из Афин За книгу «О богах» был обвинен в бесчестии и изгнан из Афин «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они не существуют» «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они не существуют» Парадокс Эватла Парадокс Эватла

VI. Этический рационализм Сократа Объективная истина существует, но каждый приходит к ней своим путем Объективная истина существует, но каждый приходит к ней своим путем Нельзя научить мудрости, даже за деньги; можно только помочь человеку задуматься Нельзя научить мудрости, даже за деньги; можно только помочь человеку задуматься Все зло – от невежества, только мыслящий человек может быть по- настоящему нравственным Все зло – от невежества, только мыслящий человек может быть по- настоящему нравственным

Сократ ( до н.э.) Сын каменотеса и повивальной бабки Сын каменотеса и повивальной бабки Впервые использовал метод «майевтики» - принятия родов души Впервые использовал метод «майевтики» - принятия родов души Диалектика Диалектика Индукция Индукция Ирония Ирония

Изречения Сократа «Я знаю только то, что я ничего не знаю» «Я знаю только то, что я ничего не знаю» «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» «Мудрый всегда является добрым» «Мудрый всегда является добрым»

Нравственный идеал Настоящая мудрость – не многознание, а особое состояние души: АТАРАКСИЯ (невозмутимость) Настоящая мудрость – не многознание, а особое состояние души: АТАРАКСИЯ (невозмутимость) Мужество Мужество Умеренность Умеренность Справедливость Справедливость За свои высказывания Сократ был обвинен в безбожии и по приговору суда выпил яд За свои высказывания Сократ был обвинен в безбожии и по приговору суда выпил яд

VII. Сократические школы Киники Основатель – Антисфен Основатель – Антисфен Аскетизм – отказ от удовольствий ради достижения духовной свободы Аскетизм – отказ от удовольствий ради достижения духовной свободы Киренаики Основатель – Аристипп из Кирены Основатель – Аристипп из Кирены Гедонизм – стремление к удовольствию как к высшему благу Гедонизм – стремление к удовольствию как к высшему благу

Антисфен Ученик Сократа Ученик Сократа Основоположник кинизма Основоположник кинизма Называл себя «истинным псом» Называл себя «истинным псом» Был учителем Диогена Синопского Был учителем Диогена Синопского

Изречения Антисфена «Человеку нужен разум, чтобы познавать, или веревка, чтобы повеситься» «Человеку нужен разум, чтобы познавать, или веревка, чтобы повеситься» «Я скорее сойду с ума, чем испытаю удовольствие» «Я скорее сойду с ума, чем испытаю удовольствие»

Диоген Синопский Ученик Антисфена Ученик Антисфена Получил прозвище «спятивший Сократ» Получил прозвище «спятивший Сократ» Критиковал Критиковал –Роскошь –Лицемерие –Излишнюю ученость и красноречие

Аристипп Первым из учеников Сократа стал брать деньги за обучение Первым из учеников Сократа стал брать деньги за обучение Презирал нравственные условности и превыше всего ставил наслаждение Презирал нравственные условности и превыше всего ставил наслаждение «Главное, чтобы человек обладал удовольствиями, а не удовольствия – человеком» «Главное, чтобы человек обладал удовольствиями, а не удовольствия – человеком»

VIII. Философская система Платона

Платон ( до н.э.) Настоящее имя – Аристокл Настоящее имя – Аристокл Аристократ по происхождению Аристократ по происхождению В юности услышал беседу Сократа и навсегда связал свою жизнь с философией В юности услышал беседу Сократа и навсегда связал свою жизнь с философией В зрелом возрасте основал собственную философскую школу – Академию В зрелом возрасте основал собственную философскую школу – Академию

Учение об идеях «Миф о пещере»: наш мир есть лишь тень другой, высшей реальности – царства идей «Миф о пещере»: наш мир есть лишь тень другой, высшей реальности – царства идей Идея (эйдос) – это внутренний принцип, суть предмета Идея (эйдос) – это внутренний принцип, суть предмета Идеи вечны, неделимы, неуничтожимы Идеи вечны, неделимы, неуничтожимы

Устройство мироздания Царство идей (подлин. бытие) Мир вещей (иллюз. бытие) Материя(небытие)

«Анамнезис» Душа – идея человека, тело – его материя Душа – идея человека, тело – его материя Тело рождается и умирает, душа – нет Тело рождается и умирает, душа – нет До рождения душа находится в царстве идей и созерцает вечные истины До рождения душа находится в царстве идей и созерцает вечные истины Поэтому всякое познание – лишь припоминание того, что ты всегда уже знал Поэтому всякое познание – лишь припоминание того, что ты всегда уже знал

Переселение душ

Устройство души Разум ВоляЧувства

Идеальное государство Интересы государства выше интересов отдельного человека Интересы государства выше интересов отдельного человека Каждый должен быть на своем месте и заниматься своим делом: Каждый должен быть на своем месте и заниматься своим делом:Справедливость Правители Разум Мудрость Воины Воля Мужество Труженики Чувства Умеренность

IX. Философская система Аристотеля

Аристотель ( до н.э.) Сын придворного врача Сын придворного врача Лучший ученик Платона Лучший ученик Платона Воспитатель Александра Македонского Воспитатель Александра Македонского Основал свою философскую школу – Ликей Основал свою философскую школу – Ликей

«Платон мне друг, но истина дороже» Не существует «царства идей» – идеи заложены в самих вещах Не существует «царства идей» – идеи заложены в самих вещах Не бывает врожденных знаний – всякое познание начинается с чувственного опыта Не бывает врожденных знаний – всякое познание начинается с чувственного опыта

4 вида причин 1. Материальная 2. Формальная 3. Движущая 4. Целевая

Материя и форма Материя Форма (пассивна) (активна) Оформление Возможность Действительность

Энтелехия Энтелехия («во-целивание») – динамическое единство формы и материи, направленное на максимально полную реализацию заложенного в предмете потенциала Энтелехия («во-целивание») – динамическое единство формы и материи, направленное на максимально полную реализацию заложенного в предмете потенциала Телеологизм – учение о том, что все существующее имеет свою цель и определяется ею Телеологизм – учение о том, что все существующее имеет свою цель и определяется ею

Иерархия бытия Перводвигатель (энтелехия разума) Разум (энтелехия души) Душа (энтелехия тела) Тело

Познание Познание – это восхождение от материально-телесного к формально- рациональному Познание – это восхождение от материально-телесного к формально- рациональному Человеческая душа сама по себе – «Tabula rasa» («чистая доска»). Человеческая душа сама по себе – «Tabula rasa» («чистая доска»). Два этапа познания: Два этапа познания: –Чувственный (единичные ощущения) –Рациональный (общие понятия) Наиболее общие понятия – категории Наиболее общие понятия – категории

Категории Сущность Сущность Качество Качество Количество Количество Отношение Отношение Место Место Время Время Положение Положение Обладание Обладание Действие Действие Страдание Страдание

X. Эпикурейство

Эпикур (341 – 270 до н.э.) Родился на о. Самос, впоследствии поселился в Афинах Родился на о. Самос, впоследствии поселился в Афинах В 35 лет основал свою философскую школу – «Сад Эпикура» В 35 лет основал свою философскую школу – «Сад Эпикура» Над дверями было написано: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо» Над дверями было написано: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо»

Изречения Эпикура «Пусты слова того философа, которыми не излечивается никакое человеческое страдание» «Пусты слова того философа, которыми не излечивается никакое человеческое страдание» «Нельзя жить приятно, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя приятно» «Нельзя жить приятно, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя приятно» «Кому мало немногого, тому мало всего» «Кому мало немногого, тому мало всего»

Эвдемонизм Высшая цель – счастье, удовольствие (как телесное, так и духовное) Высшая цель – счастье, удовольствие (как телесное, так и духовное) Никто не может осчастливить человека, кроме него самого Никто не может осчастливить человека, кроме него самого Каждый человек изначально свободен, но его счастью мешает страх Каждый человек изначально свободен, но его счастью мешает страх –Перед богами –Перед смертью –Перед судьбой

XI. Стоицизм

Зенон из Китиона (ок до н.э.) Основал школу в портике, украшенном фресками («Расписная Стойя») Основал школу в портике, украшенном фресками («Расписная Стойя») Написал множество произведений, большинство из которых не сохранились Написал множество произведений, большинство из которых не сохранились По некоторым сведениям, покончил жизнь самоубийством, воздерживаясь от пищи По некоторым сведениям, покончил жизнь самоубийством, воздерживаясь от пищи

Учение стоиков Вселенной управляет разум (Бог, Судьба) Вселенной управляет разум (Бог, Судьба) Все, что происходит, является не только необходимым, но и благим Все, что происходит, является не только необходимым, но и благим Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом Дурные поступки других не причиняют нам вреда, скорее нам вредят наши мнения об этих поступках Дурные поступки других не причиняют нам вреда, скорее нам вредят наши мнения об этих поступках Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства

В чем заключается счастье? Во власти человека: Разум Разум Свобода Свобода Мужество Мужество Во власти судьбы: Богатство Богатство Здоровье Здоровье Слава Слава

Луций Анней Сенека (ок 5 до н.э. – 65 н.э.) Родился в Испании, в г. Кордове Родился в Испании, в г. Кордове В течение 5 лет был воспитателем Нерона В течение 5 лет был воспитателем Нерона Был обвинен в заговоре против Нерона и приговорен к смерти Был обвинен в заговоре против Нерона и приговорен к смерти

Изречения Сенеки «Покорных судьба ведет, а непокорных тащит» «Покорных судьба ведет, а непокорных тащит» «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным» «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным» «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой» «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой»

Эпиктет (ок. 50 – 140) По происхождению раб По происхождению раб Принадлежал одному из телохранителей Нерона; впоследствии получил свободу Принадлежал одному из телохранителей Нерона; впоследствии получил свободу После изгнания Домицианом всех философов из Рима в 94 г. основал свою школу в Никополе на Балканах После изгнания Домицианом всех философов из Рима в 94 г. основал свою школу в Никополе на Балканах

Марк Аврелий (121 – 180) Рано потерял отца и был воспитан дедом Рано потерял отца и был воспитан дедом Затем Марка усыновил его дядя, император Антонин Пий Затем Марка усыновил его дядя, император Антонин Пий В 161 г., после его смерти, он унаследовал трон В 161 г., после его смерти, он унаследовал трон Почти половину своего правления Марк провел в военных походах, защищая Рим от варваров Почти половину своего правления Марк провел в военных походах, защищая Рим от варваров

«Amor fati» – любовь к своей судьбе Судьба – отнюдь не внешнее принуждение, а лишь наше собственное предназначение Судьба – отнюдь не внешнее принуждение, а лишь наше собственное предназначение Быть самим собой – значит осознать это предназначение, принять его спокойно и с благодарностью Быть самим собой – значит осознать это предназначение, принять его спокойно и с благодарностью