Цели непрерывного обучения на протяжении всей жизни: политические риторика и практика; возможности и выборы главных действующих лиц (работодателей, обучающих.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока Работа над проектом «Моя будущая профессия»
Advertisements

Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Реализация проекта Вмешательства, ваша система управления обработанной информацией, принятие решений и последствия.
Сопровождение в течение всей жизни Совершенствование процесса валидации Анни Карттунен, Эксперт в области европейской образовательной политики.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Партнерство государственных органов: межведомственное сотрудничество по гендерным вопросам Кристофер Белл (Christopher Beall) Старший аналитик, Секретариат.
Технология инновационного процесса Выбор инновационного пути – это выбор осознанного преобразования библиотечной деятельности, предполагающий активность.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
ВАЛО – вклад в развитие современной системы квалификаций Оценка в финской системе квалификаций, основанных на компетенциях.
"Кто постоянно говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не осознает и не использует их – просто глуп". Ф. Честерфилд.
Компетентностный подход в образовательном процессе.
Формирование политики профессиональной ориентации в странах ЕС По материалам международных исследований Санкт-Петербург СЗАМП БОРИСОВА Г.В.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Кафедра естественнонаучного образования СПб АППО Профессиональная ориентация в условиях перехода на ФГОС ООО Огановская Е.Ю. ст. преп. КЕНО СПб АППО, к.п.н.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Часть 2: Как организовать эффективное управление проектом ? Информационный День Erasmus+ для Центральной Азии Азиза Абдурахманова НЭО в Узбекистане.
Транксрипт:

Цели непрерывного обучения на протяжении всей жизни: политические риторика и практика; возможности и выборы главных действующих лиц (работодателей, обучающих и обучающихся) Обучение на протяжении всей жизни в Эстонии: преодоление границ. Особенности уезда. Ида-Вирумаа. Нарва

Содержание Результаты исследования LLL2010: Цели непрерывного образования на уровне политики Цели непрерывного образования с позиций тех, кто учит Цели непрерывного образования с позиций предприятия/организации Цели участия в непрерывном обучении с точки зрения обучающихся взрослых Итоги/выводы

LLL «На пути к обществу обучения на протяжении всей жизни: роль системы образования» (Towards a Lifelong Learning Society in Europe: The Contribution of the Education System) Ряд исследований ( анализ государственных политик в сфере непрерывного образования; интервью с представителями институтов образования; интервью с работодателями; опросы обучающихся; анализ данных статистических опросов всего населения и т.д.) Координатор - Таллиннский Университет 13 исследовательских групп из 12 стран Европы Начался в сентябре 2005 года, длился 6 лет

Цели непрерывного образования на уровне политики

Возраст Старшие возрастные группы 1 2 Курсы, __________________________ Повышение Степень самообучение уровня формализо- образования ванности 4 3 Молодежь

Общие выводы По разным причинам государственная политика в сфере непрерывного обучения сосредоточена в основном - но не только - на рынке труда Представление о непрерывном обучении складывется под влиянием исторических, экономических и социальных процессов данной конкретной страны Во всех странах упор в развитии непрерывного обучения делается на возможности способствовать экономическим и социальным переменам, в то время как в действительности государственная политика зачастую имеет весьма узкую направленность благие принципы частo остаются декларативными, они редко внедряются на практике

Социальное единство (sotsiaalne sidusus/social cohesion) В контексте политики ряда государств предполагается, что непрерывное обучение способствует cоциальной инклюзии (Sotsiaalne kaasamine/social inclusion) посредством расширения доступа к обучению групп, возможности которых были ранее ограничены, при этом в некоторых государствах: акцент делается на непрерывном обучении как участии в деятельности местного сообщества (community-related lifelong learning) более распространенный подход: обучение рассматривается в качестве инструмента возвращения на рынок труда, последнее в свою очередь расценивается как предпосылка социального единства В то же время до сих пор не выявилено положительного влияния второй стратегии на уменьшение неравенства

Распространению непрерывного обучения препятствуют Отсутствие стратегии непрерывного обучения Недостаточное сотрудничество заинтересованных сторон Недостаточная координация (скорее даже конкуренция) действий государственных ведомств, ответственных за осуществление политики непрерывного обучения Цели непрерывного обучения недостаточно точно сформулированы Узкий подход к определению целей непрерывного обучения (ориентация исключительно на рынок труда) И (особенно) применительно к недавно присоединившимся к ЕС странам - следование декларированным ЕС принципам без содержательного их обсуждения

Европейская модель непрерывного обучения? Конкретные условия (историческое развитие, институциональные особенности) стран очень разные нет и не может быть единой универсальной Европейской модели непрерывного обучения Единая политика на уровне ЕС может способствовать развитию государственной политики непрерывного обучения в отдельных странах однако эффективность этой политики зависит от социальных, институциональных, политических, идеологических особенностей данной конкретной страны Исследование показало, что политика ЕС оказывала существенное влияние на страны, участвующие в исследовании, в то же время - осознанно или нет - страны следовали выборочному подходу к приоритетам ЕС

Цели институтов образования

Исследование институтов образования показало: Мост между неформальным (курсы) и формальным образованием (учреждения, занятые повышением уровня образования) должен быть двусторонним Пока же нет взаимного доверия между неформальной и формальной ветвями системы образования На уровне основного и среднего образования роль образования взрослых - компенсировать упущения первоначального образования При оценке работы системы необходимо использовать более специфичные индикаторы, в т.ч. характеризующие структуру и процесс обучения

Цели работодателей

Что дает предприятию обучение работника - плюсы приобретения образования (1) Развитие личности работника, в результате которого: работник способен лучше понимать особенности своего труда, способен сам находить оптимальные решения; развивается логическое мышление работника, совершенствуется как способность воспринимать процессы в их целостности,, так и представление о деятельности предприятия и о своем месте на предприятии; приводится в соответствие уровень образования работника и его служебное положение –Он занимает такую должность, и у него нет высшего образования возникает возможность перемещения на новую должность или выполнения более сложных трудовых задач; учеба всегда идет на пользу (что-то да дает)

Что дает предприятию обучение работника - плюсы приобретения образования (2) Привнесение новых знаний на предприятие, что позволяет работникам лучше справляться со своими непосредственными трудовыми обязанностями; способствует инновации В ходе обучения приобретаются полезные связи, которые: позволяют найти новых клиентов, новых коммерческих партнеров; пособствуют продолжению сотрудничества (сеть) "бывших сокашников", когда при необходимости можно к ним обратиться за советом или консультацией

Минусы, связанные с обучением работника Обучение требует от работника дополнительных затрат времени Несколько уменьшается трудовой вклад, необходимость считаться с учебой; Необходимость соотносить график работы с расписанием занятий ОПАСНОСТЬ БРОСИТЬ УЧЕБУ Возможный уход работника с предприятия по окончании учебы Наиболее ве р оятен, если... новая специальность не связана с деятельностью предприятия; предприятие не имеет возможности/не считает нужным предложить выпускнику карьерный рост В какой степени обучение работника являeтся для фирмы инвестицией???

Отношение предприятия к повышению уровня и дополнительному образованию работника в зависимости от культуры обучения на предприятии РЕАГИРУЮЩАЯ - отсутствие инициативы, обучение как устранение выявившихся проблем Ориентация деятельности фирмы на колебания рыночной коньюктуры Обучение как затрата У самого руководителя ограничены и опыт участия в обучении, и знания о развитии персонала ЭКСПАНСИВНАЯ - потребности развития работников согласуются с поставленными перед предприятием задачами, предприятие инициатор Четкое, стратегическое видение дальнейшего развития фирмы Обучение как инвестиция Разнообразие опыта Наличие сотрудника по работе с персоналом Наличие соответствующих знaний

Пять типов предприятий в зависимости от поддержки ими обучения работников Игнорирование (скудная поддержка, отсутствие инициативы со стороны предприятия) Принятие (поддержка на среднем уровне, инициатива на низком уровне) Индивидуализированная поддержка (и поддержка, и инициатива на среднем уровне) Принципиальная поддержка (поддержка существенная, инициатива на среднем уровне) Систематическая, интегрированная поддержка (и поддержка, и инициатива на высоком уровне)

Как работодатель может поддержать обучение работника Положительное (одобряюще-ободряющее) отношение со стороны руководства и коллег Общее отношение к обучающимся и обучению на предприятии Составление гибкого графика Во многом зависит от отношения, неуверенность обучающегося Косвенная финансовая поддержка 3а дни учебы сохраняется средняя зарплата, Bозможность делать копии/распечатывать учебные материалы Прямая финансовая поддержка (внесение платы за учебу, покрытие транспортных расходов) в виде исключения "Нужный" работник

НО - применение работником усвоенного? Усвоенное работником применяется на практике скорее на тех предприятиях, … у которых четкое представление о стоящих перед предприятием задачах и роли работников в их осуществлении; где повышение уровня образования работников является одним из инструментов развития персонала предприятия (проявление инициативы предприятия) Наилучших результатов удается добиться там, где через вовлечение работников в командную работу способствуют осмыслению ими задач, стоящих перед предприятием в целом и лично перед каждым работником Развитие вместе с предприятием По возможности предоставление работнику перспектив развития Когда выпускник остается работать на предприятии - это на пользу и работодателю и выпускнику

Цели взросых учащихся

Взрослый учащийся: совмещение работы и учебы Положительные стороны Более осознанный выбор из того, что предлагается; способность отличать важное от неважного Б'ольшая требовательность Отрицательные стороны Либо работа, либо учеба постоянно висят над душой! Работа, учеба и семья Сколько кастрюль способна удерживать в поле зрения женщина, готовящая обед?

Трудовая занятость как побудительный мотив повышения образования Учиться идут, чтобы быть успешнее на рынке труда и чтобы в результате в будущем… быть обеспеченным материально, иметь более интересную и ответственную работу, иметь б'ольшие возможности выбора, стать более конкурентоспособным. В Эстонии работники идут учиться по собственной инициативе - для них это инвестиция в будущее

ИНОЕ V КОМПЕНСИРОВАНИЕ I ОКОНЧАНИЕ II ВОЗВРАЩЕНИЕ III ИЗМЕНЕНИЕ IVa ПРОДВИГАЮЩИЙСЯ IVb НАКОПЛЕНИЕ АКТИВОВ LISAVÄÄR- TUST KOGUV IVc СПЕЦИАЛИЗИ- РУЮЩИЙСЯ IV НА ПУТИ К ВЕРШИНЕ Обучение как этап жизненного путиПодтипы Ia ЗАКАНЧИВАЮЩИЙ Ib ВСТУПАЮЩИЙ IV УЛУЧШЕНИЕ/ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УСПЕХА Слишком мало информа- ции Участие лишь в краткосроч ном обучении Все случаи участия

Вместо заключения В Эстонии взрослые учатся, поскольку это *требование современного рынка труда* и поскольку это требуется для профессионального развития самого работника Эта точка зрения отражена в государственной политике, ее разделяют работодатели, представители институтов образования и сами обучающиеся Возможные альтернативные цели не признаются важными для развития общества Это свидетельствует об очень узкой трактовке труда (труд как только и именно работа по найму), в то время как не ценится иная деятельность во благо общества И (поскольку в выигрыше остается прежде всего работодатель), то ситуация предполагает б'ольшую ответственность работодателя в части поддержки непрерывного обучения… …и стратегического управления своей деятельностью, а также осознания роли персонала

Благодарю за внимание! Слайды : Дополнительная информация : Комментарии :