Российское медиаобразование: где проходит водораздел? И.В. Жилавская, к.ф.н., президент Сибирской ассоциации медиаобразования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ММО классных руководителей г.о.Химки 18 декабря 2014 года Руководитель ШМО классных руководителей МБОУ Гимназия 9 г.о.Химки Нагаева Любовь Николаевна Тема.
Advertisements

Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Педагогический совет «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся»
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ развития юношеской журналистики в Ульяновской области на гг. География программы: Ульяновская область.
Медиаобразование в России. Российские школы медиаобразования Научная школа Ю.Н. Усова: формирование у детей знаний и умений восприятия экранных произведений.
Введение в медиаобразование. Ключевые понятия Медиа Медиатекст Медиаобразование.
Развитие детской одарённости в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Вершинотейской средней общеобразовательной школе Заместитель директора.
Медиаобразование в России
Использование мультимедиа для повышения эффективности внеклассной и внеучебной деятельности школьников. Свобода творчества.
Международная научно-практическая конференция «Социальная компетентность как необходимое условие самореализации участников образовательного процесса».
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Сообщение-рассуждение ведущего консультанта С.В.Кузьминой.
Медиаобразование как средство формирования коммуникативной образовательной среды гимназии 18 г. Нижнего Тагила Т. М. Яркова, заместитель директора гимназии.
1 Школьник в информационной среде: проблемы интеграции медиаобразования и биологии Муниципальное бюджетное учреждение Городской центр обеспечения качества.
Дягтерев Ю.В.Роль студента в развитии образования
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО.
Организация внеурочной деятельности в школе. Виды деятельности: Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность.
Транксрипт:

Российское медиаобразование: где проходит водораздел? И.В. Жилавская, к.ф.н., президент Сибирской ассоциации медиаобразования

Направления развития медиаобразования, которые сегодня требуют коррекции zМедиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета. zМедиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ. zМедиаобразование как часть общего образования школьников, обучающихся в обычных школах, а также студентов вузов, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным. zМедиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах. zДистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет. zСамостоятельное непрерывное медиаобразование в течение всей жизни человека.

Направления развития медиаобразования, которые требуют коррекции zМедиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета. zСомнение! zСлишком широко понимается медиаобразование. zПрофессионалов в мире медиа готовят факультеты журналистики. zРечь должна идти об особой подготовке (специализации) из числа будущих журналистов специалистов в области медиаобразования (для работы в образовательных учреждениях и СМИ).

Направления развития медиаобразования, которые требуют коррекции zДистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет. zЭто не направление медиаобразования, а лишь форма, которую можно использовать на всех уровнях образования.

Что мы имеем сегодня? zВ медиаобразовании, как российском, так и зарубежном, исторически сложились два подхода: zдидактический и гражданский.

Два подхода к медиаобразованию zДидактический - всестороннее развитие личности, социальная и культурная адаптация, образование, направленное, главным образом, на молодежь. zГражданский - часть основного права гражданина на свободу самовыражения и получения информации, медиаактивность, предполагающая деятельность различных групп населения.

На основе двух подходов сложились две модели медиаобразования zПЕДАГОГИЧЕСКАЯ zПедагог и учащийся находятся в отношениях по поводу медиа, получают о медиа дополнительные сведения, описывают их, интерпретируют, анализируют медиатексты. zМедиатексты играют дидактическую роль. zЛичность выступает в роли объекта воспитания, педагогического воздействия. z ЖУРНАЛИСТСКАЯ z Формируется на основе отношений непосредственно внутри медийного пространства. z Роли «педагог» и «учащийся» полностью совпадают с ролями «журналист» и «аудитория». z Отношения строятся на основе совместного создания информационного продукта.

Субъекты медиаобразовательной деятельности zПЕДАГОГИЧЕСКАЯ zМедиапедагоги, учителя различных дисциплин, педагоги дополнительного образования, завучи по воспитательной работе, социальные педагоги, вожатые. z ЖУРНАЛИСТСКАЯ z Журналисты печатных СМИ, телевидения и радио, режиссеры, операторы, дизайнеры, фотографы, интернет- журналисты, медиаменеджеры, другие представители медийного сообщества.

Адресаты медиаобразовательной деятельности zПЕДАГОГИЧЕСКАЯ zУчащиеся школ, колледжей, гимназий, студенты высшего и среднего профессионального образования, слушатели курсов дополнительного образования, дошкольники z ЖУРНАЛИСТСКАЯ z Аудитория, представляющая разные слои и группы населения: молодежь, пенсионеры, представители власти, бизнеса, НКО, люди с ограниченными физическими возможностями и т.д.

Формы медиаобразования zПЕДАГОГИЧЕСКАЯ zИнтеграция в школьное базовое образование, самостоятельная дисциплина, внеурочная деятельность, специализация в вузе, курсы, спецкурсы, кружки, факультативы и т.д. z ЖУРНАЛИСТСКАЯ z Создание информационных продуктов в форме газет, журналов, теле- и радиопрограмм, интернет-проектов, мастер-классы, медиафестивали, творческие конкурсы, читательские конференции и т.д.

В Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года рассматриваются три стратегии образования zФормальное - начальное, среднее, средне- специальное, высшее. zНеформальное - система курсов дополнительного образования, повышения квалификации, образовательные центры, кружки. zИнформальное – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая человека всю жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивида.

Чтобы говорить на одном языке zПредлагается все направления медиаобразования выстроить в соответствии с Концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года. zЭто приведет в систему существующие концепты медиаобразования. zБудет способствовать более успешной интеграции медиаобразования в систему образования Российской Федерации в целом.

Формальное медиаобразование zПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ: zдля сферы медиа - на профильных факультетах вузов (журналисты, информационные менеджеры, редакторы, продюсеры, рекламисты, пиар-специалисты и проч.); zдля сферы педагогики - на профильных факультетах высшего и среднего образования (учителя, педагоги высшего, среднего и дополнительного образования).

Формальное медиаобразование zМАССОВОЕ: zобщее (школы, лицеи, гимназии); zсреднее (учреждения среднего профессионального образования) - гуманитарные и технические; zвысшее (институты, университеты, академии, высшие школы) - гуманитарные и технические.

Неформальное медиаобразование zДля различных социальных групп (чиновники, предприниматели, общественники, женщины, студенты, безработные и проч.): zв учреждениях дополнительного образования; zдосуговых центрах, клубах; zв медиаорганизациях.

Информальное медиаобразование zНенаправленное самостоятельное освоение социально-культурного опыта вне жестких рамок организованного педагогического процесса. Реализуется в различного рода аудиторных группах и объединениях, в частности, в просветительских обществах, библиотеках, музеях, а также посредством СМИ, происходит в процессе любого информационного или коммуникативного действия. zОсуществляется в медиасреде в течение всей жизни под воздействием личной мотивации.

О целях медиаобразования

Эффекты медиаобразовательной деятельности

Некоторые итоги zЖурналистская модель медиаобразования имеет прикладной характер и выраженную экономическую мотивацию медиаспециалистов. Это один из инструментов маркетинга. zПедагогическая модель по определению предполагает более высокую ценностную составляющую. zСегодня далеко не все руководители СМИ готовы ставить перед собой задачу повышения уровня медиакомпетентности аудитории, повышения ее медиаактивности. Многие СМИ преследуют иные цели: с меньшими затратами получить быструю и максимальную прибыль. zСегодня далеко не все педагоги понимают, что медиаобразование – это рабата не с компьютерными программами, а со смыслами, что медиа – это не только аудио, видео и интернет, а и книга, газета, рисунок и речь тоже.

Размышления для СМИ zНовый характер медиаповедения аудитории заставляет редакции СМИ прибегать к новым редакционным технологиям работы с этой аудиторией. Медиаобразовательные технологии в этом процессе играют существенную роль. zРедакциям следует заниматься обучением информальных авторов умению создавать информационные продукты для повышения уровня их профессионализма и обеспечения лояльности по отношению к СМИ. zМедиаобразовательные технологии органично вписываются в инструментарий стратегических коммуникаций медиабизнеса. zСовременные редакции создают организационные структуры для продвижения СМИ в виде маркетинговых служб, куда входят проект-менеджеры, пиарщики, копирайтеры, криейтеры и проч. zСпециализированные структуры взаимодействуют со школами, библиотеками, факультетами журналистики, культурными центрами, всеми, кто формирует социокультурную среду.

Размышления для образовательных учреждений zЦентральной идеей медиаобразования является его деятельностный подход, поэтому оно с трудом вписывается в традиционную урочную систему с укоренившейся парадигмой отношений «учитель-ученик». zВозможно, более органично медиаобразование может происходить в рамках внеурочной деятельности, а основные ценностные составляющие медиакультуры личности могут быть интегрированы в уже существующие дисциплины. zВ образовательных учреждениях должны появиться медиацентры, в которых учащиеся или студенты будут отрабатывать навыки работы с информацией. Это современные аналоги бывших детских и молодежных организаций. zДля работы в этих центрах следует готовить специалистов, владеющих медиаобразовательными технологиями. Ими могут быть выпускники университетов (факультеты журналистики, связей с общественностью, психологии и др.), педагогических вузов по соответствующей специализации. zВ перспективе следует вести речь об открытии специальности «Медиаобразование».

Формула создания социально активной среды zОбщественно-активные школы + социально-активные СМИ = гражданское общество