Психологические особенности суицидального поведения подростков Красник Елена Николаевна, практический психолог Новогродовской ОШ І – ІІ ступеней 8.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика суицидального поведения среди подростков.
Advertisements

Родительское собрание «Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних»
Психологические особенности суицидального поведения подростков.
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ Классный час в 11 классе на тему :
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школьный центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс» г. Казань Стараясь о счастье других,
Автор- составитель презентации Дувалка Елена Геннадьевна. Педагог-психолог МКОУ СОШ пгт. Верхошижемье имени И.С. Березина.
Подготовила педагог-психолог БОУСОШ 2 Пахомова Ольга Николаевна Профилактика суицидального поведения в условиях образовательного учреждения.
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
Факторы суицидального риска у подростков. Основные понятия Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций,
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Депрессивные расстройства в у младших школьников. УПК «Ясли-сад-начальная школа 6» г. Бреста Педагог-психолог Ирина Ивановна Гуреева.
Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. В.
СУИЦИД (САМОУБИЙСТВО) СУИЦИД (САМОУБИЙСТВО) Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который, хотя бы раз в жизни, не задумывался о самоубийстве. Уильям.
Индикаторы суицидального риска Врач-психотерапевт РКПЦ МЗ РБ Гулиев М.А.
Суицид. Профилактика суицидального поведения в детской и подростковой среде.
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Транксрипт:

Психологические особенности суицидального поведения подростков Красник Елена Николаевна, практический психолог Новогродовской ОШ І – ІІ ступеней 8

Самоубийство (суицид) – осознанное лишение человеком себя жизни. Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

вторая составляющая – личностные особенности суицидента: ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

У подростков суицид чаще встречается при следующих акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.

Основные признаки: Завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижениями, неспособность переносить удары по эгоцентризму, ненасытная жажда поклонения, стремление быть «на сцене», дружба с известными людьми. Формы дезадаптации: Демонстративное поведение, эгоцентризм, аффективное поведение. Истероидный (жажда внимания, потребность удивлять, восхищать, вызывать сочувствие)

Сензитивность (чрезмерная чувствительность). Основные признаки: Мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию, повышенная впечатлительность, комплекс неполноценности, чрезмерная привязанность к родителям и друзьям. Формы дезадаптации: Социальная отгороженность. Побеги в результате психических травм, суицид, попытки реакции компенсации и гиперкомпенсации..

Лабильная (подвижность, крайняя изменчивость настроения) Основные признаки: смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, болезненность, зависимость состояния от настроения, вспыльчивость, слабый самоконтроль, конфликтность. Формы дезадаптации: Аффективное поведение. Неврозы, депрессия. Демонстративные побеги. Суицидальное поведение

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию

Психологический смысл подросткового суицида Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Характерные черты подросткового суицида суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); конфликт воспринимается как крайне значимый и атравматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; суицидальный поступок воспринимается в романтически- героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета

Суицидальные проявления включают в себя: Внутренние суицидальные проявления: суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»); суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени; суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие. К внешним формам суицидного поведения относятся: суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью; завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Мотивы совершения суицида Желание убить себя; Желание убить другого; Желание умереть.

Некоторые причины суицидов среди подростков Потери 1. Разрыв романтических отношении 2. Смерть любимого человека 3. Смерть домашнего животного 4. Потеря работы 5. Потеря "лица" (унижение, сильное чувство стыда) 6. Развод родителей Психологическое насилие в школе со стороны учителей, сверстников; психологическое насилие в семье со стороны родителей Физическое насилие в образовательном учреждении и семье Низкая самооценка Недостаток общения Вынужденная социальная изоляция, особенно от семьи, друзей (эмиграция, вынужденное переселение, тюремное заключение, у подростков – переезд на новое место жительства) Бесперспективность и безнадежность

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных; напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией; депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость; выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями; употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешние обстоятельства суицидального подростка неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей; беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком; неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка; отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе; серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Источник негативных переживаний подростка семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно. частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек. морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.

Признаки суицидального риска 1. разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера. 2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; 3. Максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное. 4. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д. 5. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям:истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности. 6. Депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, 7. Насилие в близком окружении

Признаки суицидального риска особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают степень риска суицидального поведения вербальные вербальные поведенческие поведенческие ситуационные ситуационные медицинские медицинские

Вербальные Непосредственные заявления : "Я подумываю о самоубийстве" или "Было бы лучше умереть" или "Я не хочу больше жить". Косвенные высказывания, например, "Вам не придется больше обо мне беспокоиться" или "Мне все надоело" или "Они пожалеют, когда я уйду". Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

Поведенческие Злоупотребления алкоголем, наркотиками, ПАВ Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи. Повторное прослушивание грустной музыки и песен Самоизоляция от семьи и любимых людей. Резкое снижение жизненной активности. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Вялость и апатия. Отчаяние. Приведение в порядок своих дел. Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью и низкая самооценка. Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе. Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем). Повышение или потеря аппетита. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам. Суицидальные попытки в прошлом. Чувство вины, ощущение собственной бесполезности

Ситуационные Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону. Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. Недавняя перемена места жительства. Семейные неурядицы. Неприятности с законом. Коммуникативные затруднения. Проблемы со школой или занятостью. Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей. Хроническая, прогрессирующая болезнь. Нежелательная беременность, сексуальное насилие

Предотвращение суицидальных попыток. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации. Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение. Формирование компенсаторных механизмов поведения. Формирование адекватного отношения к жизни и смерти. Распознавание суицида: профилактика