Урок литературы в 8-9 классах по теме «Сказка М.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.Петрушевской «За стеной». Учитель русского языка и литературы ГБОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совесть – внутренний сторож Совесть – лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в неё следует чаще всего заглядывать. Блез Паскаль.
Advertisements

«Кладовая солнца» М.М. Пришвина.
Основы духовно– нравственной культуры народов России чебник для 4 -го класс а У чебник для 4 -го класс а Светская этика Представление проектов к главе.
Урок развития речевой деятельности. Цели урока: 1. Раскрыть на конкретных примерах философское понятие «Совесть». 2. Воспитывать умение прислушиваться.
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина синтез его творчества Автор: Щеникова Наталья Сергеевна преподаватель русского языка и литературы Профессиональное училище.
Поговорим о совести Презентация составлена Лютиковой Н. А., учителем русского языка и литературы Шатровской СОШ.
М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Поговорим о совести. Возьмите карандаш И напишите совесть. И вспомните, когда Вы думали о ней…
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Урок литературы. Тема урока: «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества»
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
Хахулина Наталья Сергеевна, Хахулина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа 579 Приморского района Санкт-Петербурга.
Учитель: Юдинцева С.С.. Эпиграфы к уроку Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру,
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
(по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»). Эпиграфы к уроку: 1. Хочу, чтобы каждый из людей был человеком. (М. Горький) 2. Два чувства дивно близки.
«Сказка – ложь, да в ней намёк…..» РАБОЧАЯТЕТРАДЬ.
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
Модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и.
Транксрипт:

Урок литературы в 8-9 классах по теме «Сказка М.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.Петрушевской «За стеной». Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос.Советское Иглайкино Мавлютова Сазида Хафизовна

Выявить степень актуальности понятия «совесть» в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX – конца XX в.в.; Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать; Формирование ответственного отношения к тому, кого любишь.

Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение, нравственные принципы, взгляды, убеждения (С. И. Ожегов « Словарь русского языка»)

«Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках» (Роман Янушкявичюс «Основы нравственности»)

Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце ; Совесть – незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый ; это ведьма … А. С. Пушкин. « Скупой рыцарь »

Совесть

«Жалок тот, в ком совесть нечиста!» (А.С. Пушкин. «Борис Годунов») «Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал» (Л.Н. Толстой) «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей совести» (Д.С. Мережковский)

Добро

Сказки Салтыкова- Щедрина называют «малой энциклопедией сатиры». Сказки – итог многолетних наблюдений, всего творчества. Создавал с 1869 по 1886 годы. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, используется гротеск, гипербола, эзопов язык. Сказки отличаются истинной народностью. В них писатель выступает как защитник народных интересов. В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа. Салтыков- Щедрин Михаил Евграфович ( )

-Какие слова в 1 абзаце часто повторяет автор? - Почему? - С кем и с чем Салтыков –Щедрин сравнивает совесть? Какие слова для нее подбирает? - О чем это говорит? - Как чувствуют себя люди, к которым попала совесть? Последите как изменяется человек под ее влиянием. - Когда это произошло? Соотнесите с названием произведения. - Почему люди не захотели жить с совестью? Найдите ответ в тексте. - Как писатель отвечает на вопрос нашего урока? Современна ли совесть? - Что исчезнет, когда появится совесть?

Людмила Петрушевская – признанный мастер современной прозы. Ее перу подвластно все- остросовременная повесть, тонкая психологическая новелла: сказки. любимый жанр писательницы «Настоящая сказка может быть веселой или немного грустной. Но непременно с хорошим концом. Чтобы каждый. Кто ее прочитает, почувствовал себя счастливее и добрее.» Настоящие сказки Петрушевской – о счастье. Которого так не хватает нам всем. Герои этих сказок- принцессы и волшебник,пенсионеры и работники телевидения, соседи и наши современники. Петрушевская Людмила Стефановна ( 1938 г)

-Чем объясняется выбор жанра писательницы, тоже говорящей о совести? -Чем эта сказка отличается от сказки Салтыкова- Щедрина? -Почему писательница дала такое название своем произведению? - Почему у героев в начале сказки нет имени? - Какие слова часто встречаются на первой странице и почему? - Почему действие происходит в больнице? - Понаблюдайте за глаголами, характеризующими пока еще безымянного героя? Что вы заметили? - Что вы узнали о прежней жизни героя? - Какими словами передается душевное состояние героя? - Когда у героя началась настоящая, новая жизнь и появилось имя? - С каким понятием ассоциируется слово «совесть», когда герой меняется? - Что почувствовал герой, когда увидел женщину на носилках? - Чем было прекрасно лицо женщины? - Зачем писательница вводит диалог двух санитарок? - Что вызывало у них негодование?

-Чему же радовалась женщина? - В чем, по - вашему, заключается цель ее жизни? - Что болело у героя? Случайно ли это? - Как изменилось самочувствие Александра после того, как он отдал деньги? - Почему герой сказки – состоятельный человек? О чем это говорит? - В чем причина его болезни? - Что же незримо передается от женщины к Александру? - Как изменилась жизнь героя после того, когда он отдал все, что у него было? Что он почувствовал? - Когда же наступает настоящее прозрение для героя сказки? - Какой образ незримо присутствует в сказке? -В чем идея сказки? -Какое произведение вы можете назвать более оптимистичным?

Современна ли совесть?

Совесть всегда современна, так как она помогает очистить душу

совесть добро сознание Духовная красота сердечность вера надежда самопожертвование Духовное очищение

Добрая совесть – глаз Божий Рожа крива, да совесть прямая От человека утаишь, от совести не утаишь У кого совесть чиста. у того подушка под головой не вертится Богатый совести не купит, а свою погубляет