Способы формирования рефлексии Создание условий для выхода в рефлексивную позицию Частные дидактические приемы, направленные на активизацию рефлексивной позиции Оказывается...
Условия выхода в рефлексивную позицию
Схема рефлексивного акта - остановка - фиксация - объективация - отстранение
Специфика Rf знания Плоскость видения и понимания Плоскость организации индивидуального и коллективного действования
Условия Способы создания условий (педагогические средства) 1. Изживание «культа знаний», где как следствие познание заменяется узнаванием. Неисполнительские задачи (не решаются известным способом, с недостающими данными ) 2. Умение учащихся занимать разные позиции (видеть объект с разных точек зрения) Ролевые и сюжетные игры, где у учащихся имеется множество частных позиций. 3. Формирование установки на «отчетность» (готовность в любой момент ответить на вопрос»Что / зачем / каким образом ты это делаешь?») - опросы, направленные на деятельность каждого / всего коллектива; - демонстрация учителем Rf своей деятельности. 4. Организация учебного сотрудничества (с учителем, с одноклассниками) Нерепродуктивные методы обучения
Некоторые частные дидактические приемы, направленные на активизацию рефлексивной позиции Прием «Спроси себя». Обсуждение самостоятельно изученного материала (истинная позиция) Связывание «несвязываемого» Слушание текст с закрытыми глазами и представление «Прогнозирование» «Рассказ в рассказе», «Театр в театре» Использование магнитофона (материал для Rf анализа) «Плюс – минус -интересное» «Закончи рассказ (трагически, юмористически и т.д.)» «Запрет» (перефразировать «я не могу..», «я не знаю как…») Схематизация