ЛЕКЦИЯ 7. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНТРАКТЫ: СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ НА СМЕЖНЫЕ РЫНКИ ИЛИ ИСТОЧНИК ЭФФЕКТИВНОСТИ? Исторически вертикальные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 7. Вертикальные ограничивающие контракты : способ распространения рыночной власти на смежные рынки или источник эффективности ? Исторически вертикальные.
Advertisements

Факультет менеджмента 2009/10 учебный год Лекция 4. Вертикальные контракты: способ распространения рыночной власти на «нисходящие» рынки или источник эффективности?
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
Монополия - 3 Ценовая дискриминация II типа – самоотбор покупателей в условиях несовершенной информации.
Выполнила : студент 2 курса ВШКУ Колобкова Дарья.
Лекция 3. Вертикальные соглашения : экономическая теория и законодательство.
Управленческая экономика Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Внимание ! Дополнительная лекция по курсу пройдет 18 ноября 2011 в в аудитории Г 510 Объявление.
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
Формы организации вертикальных связей Лекция /2018 уч. год.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Микроэкономика. Налог Пигу
Монополистическая конкуренция Лекция 13. Вопросы: 1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 2.Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической.
Тема 9. Издержки входа, стратегическое поведение и структура рынка Цель – объяснить структуру рынка ( количество продавцов ) и факторы, воздействующие.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 7. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНТРАКТЫ: СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ НА СМЕЖНЫЕ РЫНКИ ИЛИ ИСТОЧНИК ЭФФЕКТИВНОСТИ? Исторически вертикальные ограничивающие контракты интерпретировались как способ усилить монопольную власть и/или получить монопольную прибыль. Чикагская школа предложила другое объяснение. Дискуссии важны для разработки и применения антимонопольного законодательства 1. Модель «двойной надбавки» как пример вертикального внешнего эффекта или когда вертикальная интеграция и вертикальные ограничивающие контракты могут повышать благосостояние 2. Вертикальные ограничивающие контракты: стимулы использования и выбор между контрактами или когда вертикальную интеграцию можно заменить вертикальными ограничивающими контрактами 3. Исключающие контракты: проблемы воздействия на конкуренцию или очередной парадокс Чикагской школы Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

ПРОБЛЕМА «РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВНИЗ (ИЛИ ВВЕРХ)» РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ Поставщик- монополист Дистрибьютор 1 Дистрибьютор 2 Дистрибьютор n На рынке «upstream» монополия, на рынке «downstream» конкуренция Загадка 1: Если на рынке n дистрибьюторов, сколько из них нужно поглотить, чтобы обеспечить распространение рыночной власти на «нисходящем» рынке? «Почти правильный ответ»: 1 «Правильный ответ»: 0 [вспомним агентскую проблему!] – тема 1 – Существует возможность заключения нестандартного вертикального договора, которое обеспечит такое поведение юридически независимых компаний как если бы они представляли собой часть единой компании Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

«ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНТРАКТЫ» Типы соглашений, прямо или косвенно вводящие ограничения по отношению к цене, объему продаж, расходам на рекламу дистрибьюторов (производителей на следующей стадии технологической цепочки), например: Минимальная (максимальная) цена перепродажи; Минимальный объем приобретения дистрибьютором; «Исключающие контракты»: не имеешь права продавать товар моего конкурента «Исключительные территории»: не имеешь права продавать на другой территории или другому кругу покупателей Минимальный объем расходов на рекламу: обязан тратить на рекламу сумму не меньше чем… Контракты типа франчайзинга: комбинация первоначального взноса (франшизы) и последующих выплат (роялти) (A +pq) : Как «вертикальная ограничивающие контракты» или «вертикальные соглашения» должны оцениваться антимонопольным законодательством? Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

МОДЕЛЬ «ДВОЙНОЙ НАДБАВКИ» Монополисты производитель (upstream) и дистрибьютор (downstream) Спрос на рынке конечной продукции Предельные издержки производителя нулевые, дистрибьютора = оптовой цене производителя. 1. Принимают решение независимо: Дистрибьютор выбирает выпуск в зависимости от цены производителя MR = P w, что определяет производный спрос для производителя. 2. Производитель выбирает количество и цену 3. Прибыль производителя дистрибьютора. Сравним с вертикально интегрированным монополистом: Выпускцена прибыль Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

ДВОЙНАЯ НАДБАВКА: ИЛЛЮСТРАЦИЯ Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

МОДЕЛЬ ДВОЙНОЙ НАДБАВКИ: МОРАЛЬ Обособленные производитель и дистрибьютор, максимизируя прибыль независимо друг от друга, получают меньшую суммарную прибыль, нежели вертикально интегрированная компания из-за «чрезмерного» сокращения выпуска. При этом вертикальная интеграция позволяет не только увеличить суммарную прибыль, но и повысить общественное благосостояние; Вертикально интегрированный монополист лучше для общества, чем два монополиста на последовательных этапах технологической цепочки Откуда берется дополнительная прибыль от вертикальной интеграции: Назначая цену, дистрибьютор как часть вертикально интегрированной компании учитывает влияние цены и объема продаж на общую («вертикально интегрированную») прибыль Нейтрализация вертикальных отрицательных внешних эффектов Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНТРАКТЫ: НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ Другие примеры, помимо «двойной надбавки» недостаточные расходы дистрибьюторов на рекламу и продвижение товара; избыточная ценовая конкуренция между дистрибьюторами (в ущерб неценовой и расходам на рекламу); несоблюдение дистрибьюторами стандартов качества; продажа товара низкого качества под маркой товара высокого качества; продвижение товара одного производителя благодаря расходам на рекламу другого производителя. В этих случаях вертикальная интеграция могла бы помочь получить дополнительную прибыль (при этом неизвестно, было бы ниже благосостояние потребителей). Однако мы знаем, что к сожалению, вертикальная интеграция оказывает влияние на стимулы (устраняет «сильные стимулы»). Решение этой проблемы – вертикальные ограничивающие контракты («вертикальные ограничения») Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: ПРИМЕНЯТЬ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ Чтобы обуздать аппетиты дистрибьюторов: Максимальная цена Минимальный объем продаж Двухставочный тариф (А не более 1/4; P w = 0, *если не обязаны оставлять возможность единого тарифа) Чтобы предотвратить избыточную [ценовую] конкуренцию Минимальная цена Максимальный объем продаж Исключительные территории Минимальный объем расходов на рекламу +Двухставочный тариф (чтобы обеспечить соблюдение обязательств) Чтобы предотвратить манипулирование с качеством Минимальный объем расходов на рекламу (софинансирование) + Двухставочный тариф (чтобы обеспечить соблюдение обязательств) Чтобы «защитить инвестиции», сделанные производителем: Двухставочный тариф (франшиза) Исключительные территории Что при этом происходит с конкуренцией? Может снижаться между действующими дистрибьюторами, и не исключено, что с помощью исключающих условий договоров можно создать дополнительные издержки входа для нового участника Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМИНИРОВАНИЕМ: ИСКЛЮЧЕНИЕ КОНКУРЕНТА НЕВЫГОДНО? (ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА) P Q D Q1Q1 Q2Q2 P2P2 P1P1 Получаем выигрыш от исключающего договора с более высокой ценой Должны компенсировать покупателю, чтобы он согласился на исключающий договор На рынке укоренившийся продавец, вход новичка приводит к конкуренции по Бертрану и снижает цену до уровня предельных издержек P 1 =MC. Укоренившийся продавец предлагает покупателю подписать исключающий контракт о том, что он будет приобретать по цене P 2 >MC. Новичок не войдет, если такой договор будет подписан Нет равновесия по Нэшу, при котором покупатель подписывает исключающий договор, и новичок не входит!

ТАК ЛИ ЭТО? ПУСТЬ ПОСЛЕ ВХОДА КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННА Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год MC P2 P Q A1A1 B qIqI qeqe Р 1 >MC q ae I A2A2 C1C1 C2C2

ТАК ЛИ ЭТО? ВОЗМОЖНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Конкуренция после входа несовершенна. Прибыль укоренившегося продавца после входа новичка составляет С1. Выигрыш от исключающего контракта равен (А1 + А2 + С1+С2) – С1 = А1+А2+С2. Легко заметить, что равновесие по Нэшу, в котором укоренившийся продавец выплачивает покупателю компенсацию за согласие на исключающий контракт, существует, если выполняется условие С2B. Эта и другие подобные модели – пример пост-Чикагского подхода к объяснению парадоксов Чикагской школы: мы ищем такие предпосылки, отказ от которых объяснит условия отрицательного влияния Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

ВИ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ (ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧШ) Примеры исключающих контрактов: В грубой форме: Заволжский моторный завод – дистрибьюторы («вперед») Балтика – Рексам («назад») В завуалированной форме: Microsoft I: лицензионная плата за ПО должна уплачиваться производителем, исходя из общего числа произведенных компьютеров Ранее в США вертикальные ограничивающие контракты рассматривались как преимущественно незаконные Во многих странах (напр., Великобритания) специальными законами запрещалось фиксировать в договорах цены перепродажи Сейчас - незаконны, если эффект от ограничений конкуренции превосходит положительный эффект Нет презумпции отрицательного воздействия на конкуренцию Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год

ВЫВОДЫ 1. Вертикальная интеграция может повышать не только прибыль вертикальной цепочки, но даже и суммарное благосостояние по сравнению со структурой рынка, когда производители обособленны. 2. Вертикальные ограничивающие контракты предпочтительнее, чем вертикальная интеграция (если решаемые задачи относительно просты) за счет избежания агентских издержек 3. Вертикальные ограничивающие контракты могут влиять на конкуренцию как фактическую, так и потенциальную (хотя этот вывод остается предметом дискуссий между Чикагской школой и Пост-Чикагским подходом) 4. Вот почему нельзя ни выводить вертикальные ограничивающие контракты из-под действия антимонопольного законодательства, на запрещать эти действия по букве закона. Факультет экономики, 3 курс 2012/13 учебный год