«Загрязнение родного языка в подростковой и молодёжной среде» МБОУ «СОШ 1 г. Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О терпеливый наш язык! Авторы: Мандрикова Лера, Яковлева Юля, ученицы 6 «А» класса. Руководитель: Галкина С.Е., учитель русского языка. МОУ Семибратовская.
Advertisements

« На чистом русском …». « Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый рассудок.
« На чистом русском …». « Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый рассудок.
Русский язык – один из развитых языков мира Вводный урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода.
Проект «Я выступаю за чистоту русского языка» Выполнила: ученица 7-1 класса МКОУ СОШ 7 Муртазалиева Алина.
Путешествие в Страну Русского языка Вот и подходит к концу 2007 год – Год русского языка…
Проект «Борьба за чистоту русского языка» Выполнила: Юркова Анна, 9 «А» Руководитель проекта: Бочкарёва Л.Г.
РУССКИЙ ЯЗЫК Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный.
В МУЗЕЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ 6 Зографское евангелие. Глаголица, XI век. Именно глаголицей в IX веке были написаны самые древние славянские.
Великие о великом Афоризмы русских писателей о русском языке.
Тотальная американизация русского языка: миф или реальность? Работу выполнили: ученицы 10 класса а Бычкова Анастасия Евдокимова Зоя Руководитель: Тремасова.
НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ Шекунов Аркадий 7 «б» класс.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Работу выполнила ученица 10 класса МКОУ Уренокарлинской СОШ Карсунского района Ульяновской области Идиятуллова Лилия. Наставник: учитель русского языка.
МЕЖДОМЕТИЕ – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ? Автор проекта Анненкова Анна, ученица 6 «А» класса МОУ СОШ 20 Старый Оскол
Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она.
НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ АВТОРЫ: БУДКИНА ДАША, ЗОТОВА НАСТЯ.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
И. С. Тургенев Урок – исследование «Стихотворения в прозе» Урок – исследование И. С. Тургенев.
Слова – «паразиты» в речи учащихся 5 класса МОУ Харатская СОШ Выполнил ученик 5 класса МОУ Харатская СОШ Стерехов Михаил Руководитель: Соколова Н.Ю., учитель.
Транксрипт:

«Загрязнение родного языка в подростковой и молодёжной среде» МБОУ «СОШ 1 г. Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» 2012

Работу выполнили: Булкина Анна Семёнова Анастасия, учащиеся 8В класса Руководитель проекта: Бровина Г.Н. Консультант: Левшин К.В.

Введение «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» ( И.С. Тургенев ) всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» ( И.С. Тургенев ) Особенно остро проблема загрязнения языка стоит в подростковой и молодёжной среде. Ни для кого не секрет, что многие школьники и студенты всё чаще сдабривают свою речь разнообразными жаргонизмами и ненормативной лексикой.

Методы исследования Изучение материалов СМИ и исследовательской литературы по данному вопросу Изучение материалов СМИ и исследовательской литературы по данному вопросу Социологический опрос Социологический опрос

Цели работы Раскрыть проблемы и истоки причин загрязнения русского языка в подростковой и молодёжной среде Раскрыть проблемы и истоки причин загрязнения русского языка в подростковой и молодёжной среде Проанализировать на примере опроса учеников нашей школы и уровень загрязнённости их речи Проанализировать на примере опроса учеников нашей школы и уровень загрязнённости их речи

Задачи Провести опрос среди учеников нашей школы Провести опрос среди учеников нашей школы Подобрать материал по данной теме, который может использоваться на классных часах, уроках русского языка и литературы, и для размещения в интернете Подобрать материал по данной теме, который может использоваться на классных часах, уроках русского языка и литературы, и для размещения в интернете Выработать рекомендации по решению данной проблемы Выработать рекомендации по решению данной проблемы

Аналитическое исследование Выявление степени серьёзности проблемы Выводы по итогам социального опроса Области и виды практического применения Рекомендации Реализация

Ожидаемый результат Уменьшение в употреблении учащимися слов-паразитов, жаргонизмов, нецензурной лексики и т.д. Уменьшение в употреблении учащимися слов-паразитов, жаргонизмов, нецензурной лексики и т.д. Осознание учащимися вреда и бескультурья засорения родного языка. Осознание учащимися вреда и бескультурья засорения родного языка. Повышение культурного уровня учащихся. Повышение культурного уровня учащихся.

Историко-этнические корни Большинство людей с уверенностью ответит, что загрязнение русского языка привнесли на нашу землю татаро-монгольские орды. Это ошибочное мнение широко распространено в народе. Историки и лингвисты убедительно доказали, что ненормативную лексику русским людям никто не навязывал, но их усилия разбивались о стереотип: «Всё пакостное нам принесли извне». Большинство людей с уверенностью ответит, что загрязнение русского языка привнесли на нашу землю татаро-монгольские орды. Это ошибочное мнение широко распространено в народе. Историки и лингвисты убедительно доказали, что ненормативную лексику русским людям никто не навязывал, но их усилия разбивались о стереотип: «Всё пакостное нам принесли извне».

Новгородская берестяная грамота XIIв.

Лингвистический империализм Одновременно, необходимо помнить, что русский язык, по выражению А.С. Пушкина, «переменчив и общителен». Многие иностранные слова органично влились в нашу речь (сундук, халат, сарай, бутерброд). Это связано как с взаимопроникновением слов из исторически близких к нам народам, так и с глобализацией современного мира, курсом на унификацию, который неизбежно ведет к забвению национальной культуры. Набирает ход и так называемый «лингвистический империализм» – тотальное наступление английского языка, ставшего всемирно обязательным, который превращает родной язык в едва ли не бесполезный с практической точки зрения придаток.

Загрязнение русского языка иностранными словами Психологи считают, что чрезмерное употребление американизмов, англицизмов и слов, заимствованных из других языков, связано с ориентированием молодёжи на западную культуру. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово – значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово – значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.В.Г.Белинский

Загрязнение русского языка жаргонизмами Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, ошибка в словах вызывает ошибку в делах. Д.И. Писарев Один из источников загрязнения языка - жаргонизмы. Это своего рода социальные мини-варианты языка, имеющие замкнутую сферу применения и специфический набор не выходящих, как правило, за её пределы слов и выражений. Один из источников загрязнения языка - жаргонизмы. Это своего рода социальные мини-варианты языка, имеющие замкнутую сферу применения и специфический набор не выходящих, как правило, за её пределы слов и выражений. В качестве примеров можно привести жаргон интернета, язык молодежных неформальных групп (готы, хиппи, и т.д.) В качестве примеров можно привести жаргон интернета, язык молодежных неформальных групп (готы, хиппи, и т.д.)

Загрязнение русского языка словами-паразитами Русский язык открывается до конца в своих по истине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до косточки свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К.Г. Паустовский Русский язык открывается до конца в своих по истине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до косточки свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К.Г. Паустовский Слова-паразиты входят в нашу речь ещё в детском возрасте и прочно укореняются в ней так, что с каждым годом от них становится всё труднее и труднее избавиться. Они не только «уродуют» наш язык, но, по мнению психологов, оказывают прямое негативное влияние на процессы мышления.

Причины загрязнения нашей речи Люди в большинстве случаев используют ненормативную лексику, когда эмоции переполняют их, и они не могут сдержаться. Люди в большинстве случаев используют ненормативную лексику, когда эмоции переполняют их, и они не могут сдержаться. Главная причина употребления ненормативной лексики – распущенность. Главная причина употребления ненормативной лексики – распущенность. Большинство людей ругается в ситуациях, когда им больно или произошло что-то нехорошее. Большинство людей ругается в ситуациях, когда им больно или произошло что-то нехорошее. Люди стали меньше читать. Люди стали меньше читать. Некоторые считают, что если на кого-то накричать, унизить, то можно вполне успешно снять стресс. Некоторые считают, что если на кого-то накричать, унизить, то можно вполне успешно снять стресс. Корни ненормативной лексики, загрязнения повседневной речи у многих лежат в семье. Корни ненормативной лексики, загрязнения повседневной речи у многих лежат в семье.

Отрицательно Положительн о Я об этом не задумывался Как вы относитесь к загрязнению русского языка жаргонизмами, сленгом, иностранными словами и т.д.?

Общая статистика

Редко Я этого за собой не замечаю Постоянно Не загрязняю Как часто я загрязняю русский язык?

Общая статистика

Редко Постоянно Я этого за ними не замечаю Не загрязняют Часто ли ваши друзья загрязняют русский язык?

Общая статистика

Да Нет Употребляете ли вы в разговоре ненормативную лексику?

Общая статистика

Часто употребляемые слова заимствованные из других языков.

Рекомендации по преодолению данной проблемы Как ни странно, действенный способ избавиться от привычки использовать ненормативную лексику - следить за тем, что говоришь. Не спешите, говорите обдуманные фразы. Как ни странно, действенный способ избавиться от привычки использовать ненормативную лексику - следить за тем, что говоришь. Не спешите, говорите обдуманные фразы. Запрещать выражаться подросткам бессмысленно. Бороться с матом можно не только запретами и штрафами. В норме психики – желание выглядеть в глазах других людей чуть лучше, чем мы есть на самом деле. Это хороший двигатель для нашего развития. Запрещать выражаться подросткам бессмысленно. Бороться с матом можно не только запретами и штрафами. В норме психики – желание выглядеть в глазах других людей чуть лучше, чем мы есть на самом деле. Это хороший двигатель для нашего развития. Для повышения личностной мотивации к грамотной и чистой речи, мы рекомендуем уделять больше внимания всестороннему развитию подростка в семье. Для повышения личностной мотивации к грамотной и чистой речи, мы рекомендуем уделять больше внимания всестороннему развитию подростка в семье.

Существуют законы и наказания по употреблению ненормативной лексики.

Выводы - Случаев, когда употребление нецензурных слов оправдано, настолько мало, что ими безболезненно можно пожертвовать. Человек, владеющий различными стилями речи, может выразить все что угодно, не прибегая к ненормативной лексике. - Случаев, когда употребление нецензурных слов оправдано, настолько мало, что ими безболезненно можно пожертвовать. Человек, владеющий различными стилями речи, может выразить все что угодно, не прибегая к ненормативной лексике. - В настоящее время, пожалуй, невозможно найти ни одного подростка, который бы ни разу в своей жизни не произнёс нецензурного слова. - В настоящее время, пожалуй, невозможно найти ни одного подростка, который бы ни разу в своей жизни не произнёс нецензурного слова. - Проведенный опрос учеников показал, что пик применения нецензурной брани относится к учащимся школы среднего звена, когда дети уже не находятся под такими строгим контролем окружающих, как в младших классах и, одновременно, не способны в силу возраста внутренне осознать нежелательность и бескультурность употребления этих слов, как старшеклассники. - Проведенный опрос учеников показал, что пик применения нецензурной брани относится к учащимся школы среднего звена, когда дети уже не находятся под такими строгим контролем окружающих, как в младших классах и, одновременно, не способны в силу возраста внутренне осознать нежелательность и бескультурность употребления этих слов, как старшеклассники. Роль семьи

Список литературы - Научно-методический журнал Воспитание школьников, издательство Школьная пресса, 2004 год. - Б.Н.Головин Основы культуры речи, издательство Высшая школа, Москва, 1980 год. - Б.Н.Головин Основы культуры речи, издательство Высшая школа, Москва, 1980 год. - Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992 год. - Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент остранения // Язык и когнитивная деятельность. - М., 1989 год