Я и мир профессий Автор: практический психолог ЗШ 2 Кошман Екатерина Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моя дорога в будущее… Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственное достойное его счастье К. Д. Ушинский.
Advertisements

Классный час Интересы и склонности
Профессиональная ориентация – ключ к успеху. Профориентация – это выбор из множества профессий тех, которые соответствуют интересам и возможностям человека,
ИРМСПФРСЕОЙИ. Я и мир профессий. «Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией» Б. Дизраэли.
Профессия - это необходимая для общества, ограниченная область приложения физичес- ких и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенно- го им труда.
Знание о профессиях на рынке труда Мнение сверстников Структура выбора профессии Е.А. Климова Мнение семьи Позиция учителей, психологов Уровень притязаний.
Склонность – это влечение, к какому либо занятию Склонности обозначаются формулой «хочу делать»
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ТУЛУПОВОЙ О.В.
Элективный курс «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Педагог-психолог Красовская В.С. МОУ СОШ 5 г. Костромы.
ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕНОМУ БУДЬТЕ ГОТОВЫ: РЕГУЛЯРНО ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ ОСВАИВАТЬ СМЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
? Учебное пособие по психологии «Выбор профессии» Учебное пособие по психологии «Выбор профессии»
«Я в мире профессий». ПРОФЕССИЯ –это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека.
Гаврилов Алексей Мигунов Влад 9 Б. Данные центра социально- профессионального самоопределения 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в.
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Влияние окружающих факторов на выбор профессии Шесть шагов к решению Ошибки в выборе профессии.
Классный час Мы выбираем, нас выбирают.. Что ты думаешь об этих изречениях? «Все работы хороши, Выбирай на вкус». В.В. Маяковский «Если человек не знает,
ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ОСНОВА ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА Деловая игра для родителей.
«Не допустить ошибку при выборе профессии». Это не мое. Это не для меня.
Анализ профессий Классный час Дегтева Н.А, кл. рук 9 а класса.
Транксрипт:

Я и мир профессий Автор: практический психолог ЗШ 2 Кошман Екатерина Владимировна

Цель: - оказание действенной помощи учащимся 9-х, 11-х классов в осознанном выборе профессионального пути.

Профессиональный план Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

1. Личные профессиональные планы. 2. Мнение родителей о профессиональном выборе. 3. Мнение преподавателей. 4. Информированность о профессии, которую выбираете. 5. Склонности личности, положительные и отрицательные стороны в предпочитаемом виде деятельности. 6. Уровень притязания. 7. Мнение товарищей. Семь сторон выбора профессии:

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

твои желания – интересы - склонности Между интересами и склонностями много общего, но есть и свои различия. Как правило, интересы означают «ХОЧУ ЗНАТЬ», а склонности – «ХОЧУ ДЕЛАТЬ». Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, широте содержания, устойчивости, силе, длительности.

состояние здоровья; способности;уровень знаний; психологические особенности личности Каждая профессия имеет специфические сложности, которые необходимо знать, усваивать и выполнять. Эти особенности называются требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

потребности рынка труда в кадрах

Мнение о престижности профессии.Престижность профессии должна учитываться но после учета твоих интересов и способностей. Иначе будешь владеть "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный). Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Увлечение только внешней стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие профессии за этим предметом стоят. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут психологи, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Секретари - сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

В мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации – свыше 50 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя.

Классификация профессий Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А.Климов. Он выделил следующие 4 группы: По предмету труда – типы «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-знаковая система».

Профессии, которые выделил Л.Йовайши можно отнести к следующим шести типам. 1. Сфера искусства «человек - художественный образ». 2. Сфера технических интересов «человек - техника». 3. Сфера работы с людьми «человек - человек». 4. Сфера умственного труда - склонность к умственной деятельности. 5. Сфера физического труда - склонность к подвижной (физической) деятельности. 6. Сфера материальных интересов - производство и потребление материальных благ.

Инструкция: Закончите высказывания, выбрав один из вариантов - «а», «б» или «в» - и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности: а) общаться с самыми разными людьми; б) что-нибудь делать своими руками - мебель, машины, одежду и т.д.; в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.; 2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает: а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; б) сюжет, действия героев; в) информация, которая может пригодиться в жизни. 3. Меня больше обрадует Нобелевская премия: а) в области науки; б) за общественную деятельность в) в области искусства. 4. Я скорее соглашусь стать: а) руководителем банка; б) главным инженером на производстве; в) начальником экспедиции. 5. Будущее людей определяет: а) достижение науки; б) развитие производства; в) взаимопонимание между людьми. 6. На месте директора школы я, прежде всего, займусь: а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры); б) созданием дружного, сплоченного коллектива; в) разработкой новых технологий обучения.

7. На технической выставке меня больше привлечет: а) внешний вид экспонатов (цвет, форма); б) внутреннее устройство экспонатов; в) их практическое применение. 8. В людях ценю, прежде всего: а) мужество, смелость, выносливость; б) дружелюбие, отзывчивость, чуткость; в) ответственность, честность, аккуратность. 9. В свободное от работы время я буду: а) писать стихи или рисовать; б) ставить различные опыты; в) тренироваться. 10. В зарубежных поездках меня больше привлечет: а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи) б) деловое общение; в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны. 11. Мне интересно разговаривать: а) о машине нового типа; б) о новой научной теории; в) о человеческих взаимоотношениях. 12. Если бы в моей школе было всего три кружки, я бы выбрал: а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.

13. В школе больше внимания следует уделять: а) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками; б) поддержании здоровья учащихся, занятием спортом; в) укреплению дисциплины. 14. Я с большим интересом смотрю: а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы. 15. Мне было бы интересно работать а) с машинами, механизмами; б) с объектами природы; в ) с детьми или сверстниками. 16. Школа в первую очередь должна: а) давать знания и умения; б) учить общению с другими людьми; в) обучать навыкам работы. 17. Каждый человек должен: а) вести здоровый образ жизни; б) иметь возможность заниматься творчеством; в) иметь удобные бытовые условия. 18. Для благополучия общества в первую очередь необходимо: а) защита интересов и прав граждан; б) забота о материальной стороне жизни в) наука и технический прогресс

19. Мне больше всего нравятся уроки а) физкультуры б) математики; в) труда. 20. Мне интереснее было бы а) планировать производство продукции; б) производить изделия; в) заниматься сбытом продукции. 21. Я предпочитаю читать статьи а) о выдающихся ученых и их открытия; б) о творчестве художников и музыкантов; в) об интересных изобретениях. 22. Свободное время я охотнее провожу: а) делая что-либо по хозяйству; б) с книгой; в) на выставках и концертах. 23. Больший интерес у меня вызовет сообщение а) о художественной выставке; б) о ситуации на фондовых биржах; в) о научном открытии. 24. Я предпочитаю работать: а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.

После заполнения бланка учащиеся должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки баллов - ярко выраженная профессиональная склонность. 7-9 баллов - средне выраженная профессиональная склонность. 4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность. 0-3 балла - профессиональная склонность не выражена

В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности: 1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и возможности. 2 - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, которые занимаются исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией. 3 - склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования, монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов, управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию. 4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско- сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству. 5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровья и морально-волевых качеств. 6 - склонность к планово-экономических видов деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист) схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах, склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях. Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметь предварительно избираемую профессию Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию. Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчивым в достижении намеченной цели.

Кто я? В поисках ответа на вопрос «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Путем сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими, происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я». Таким образом, познавая людей, мы познаем себя.

Какой я? Тест на самоопределение Инструкция. Для того чтобы понять, какой ты на самом деле, предлагается тест, который поможет тебе ответить на этот вопрос. Так что будь внимательным и откровенным сам с собой, если ты хочешь действительно изменить себя, стать более сильным и ответственным, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение.Тебе предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по блокам, в каждом блоке 5 вопросов. Каждая группа обозначается буквой. Нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Не стоит долго раздумывать над каждым вопросом, отвечай первое, что приходит в голову. А1. Есть ли у тебя чувство юмора? А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями? A3. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая? А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи? А5. Много ли у тебя друзей? Б1. Умеешь ли ты занять гостей? Б2. Точность, пунктуальность свойственны ли тебе? БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения? Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде? Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы? В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо? В2. Заносчив ли ты? В3. Силен ли в тебе дух противоречия? В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании? В5. Подражают ли тебе?

Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует? Г2. Любишь ли ты накануне контрольной работы, экзамена похвастаться, что отлично все знаешь? ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.? Г4. Бывает ли у тебя желание во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью? Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других? Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа? Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых людей? ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу? Д4. Способен ли ты хранить секреты? Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу? Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации? Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям? ЕЗ. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах? Е4. Любишь ли ты наводить порядок? Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Обработка. Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обозначенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставьте индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте «О». Должен получиться один из вариантов ответа по каждой группе индексов: 1) А, Б, В; 2) Г, Д, Е. Например: 1) А0В; 2) 0Д0.

Игровая разминка «Придумай профессию» Придумать профессии и специальности, начинающиеся со следующих букв: К Р Ф П

Контролер Киноартист Крановщик Кочегар Киномеханик Космонавт Кабельщик Кровельщик Каменщик Кутюрье Кондитер Кондуктор Разведчик Рыбак Редактор Радиоведущий Рентгенолог Радист Репортер Фрезеровщик Фотограф Фигурист Фармацевт Фтизиатр Фокусник Фотомодель Фотокорреспон дент Проводник Плотник Пилот Пожарный Полицейский Полярник Пограничник Печник Пиротехник Повар Пекарь Портной Парашютист

Игра «САМАЯ – САМАЯ» ПРОФЕССИЯ 1. Самая зеленая 2. Самая сладкая 3. Самая денежная 4. Самая волосатая 5. Самая детская 6. Самая смешная 7. Самая общительная 8. Самая серьезная 9. Самая опасная 10. Самая бумажная