Психологические особенности восприятия информации Лапшина И.С. к.п.н. доцент каф. Менеджмента образования и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности восприятия информации Короповская В.П., доцент кафедры ЕМиПО.
Advertisements

Психологические особенности использования технических средств обучения.
ИНФОРМАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. ТУМАЛЕВА Елена Андреевна.
Особенности представления графической информации.
Правила композиции в фотографии Правила композиции Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей? Для создания фотографии.
Рыночная конкуренция. Маркетинг Рыночная конкуренция. Маркетинг.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Компоновка страниц Расположение элементов на экране, соответствующее особенностям восприятия информации Область способствующая запоминанию Верхнее пространство.
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Рыночная конкуренция. Маркетинг Рыночная конкуренция. Маркетинг Урок по экономике. автор Насибуллина Гульнур Хайдаровна Учитель высшей квалификационной.
Воздействие цвета. Критерии выбора цвета Тема 8. Теория.
Основные правила построения изображений Цель: познакомить с основными принципами создания изображений и построения композиций.
Оптическая иллюзия, также зрительная иллюзия ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции.
УЧЕБНОЕ КИНО фильмы, созданные в качестве средств обучения, а также научно-популярные, документальные фильмы, используемые в образовательном процессе.
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
Тема урока Особенности высшей нервной деятельности человека.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Подготовил Голобородько Евгений.
Реакция на воздействия внешнего мира проявляется у всех организмов, поскольку она обусловлена раздражимостью. У высших организмов адаптация к внешней.
Транксрипт:

Психологические особенности восприятия информации Лапшина И.С. к.п.н. доцент каф. Менеджмента образования и психологии

Процесс восприятия информации Сигналы, воспринимаемые через органы чувств зрение слух Осязание… попадают в сферу абстрактного мышления. Логическая обработка чувственные образы суждения и.умозаключения

Восприятие информации Важно не только отбор информации, но и ее построение Для осмысления информация упорядочивается логически

Обмен информацией

Эмоциональное восприятие сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит освоение и осмысление основного материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский комментарий значимы для восприятия любых ТСО.

Типизация образа Для того чтобы зритель понимал изображение так, как этого хочет художник, необходимо, чтобы система образов, с помощью которой фотограф создает изображение, была близка к системе образов зрителя.

Около четырех дверь отворилась, в комнату вошел подвыпивший человек, по внешности конюх – с всклокоченными волосами и бакенбардами…

Убедить Проинформировать Обучить Стимулировать мысль Развлечь Мотивировать Эксперименты Эббингауза также показали, что оптимальный объем для запоминания материала : 7+/- 2 элемента. Т.е. 5-9 элементов. При этом важна именно структура запоминаемого материала: объем элемента не имеет значения, но важно, чтобы количество этих элементов не превышало указанного размера.

Фигура не обязательно должна быть ярче – просто должна резко отличаться от других

Восприятие аудио информации смысл фраз, состоящих более чем из 10 слов, мозг обычно не воспринимает (не воспринимает сознательно, поэтому такая иформармация уходит в бессознательное); фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться (и опять уходит в бессознательное, при этом идёт повышенная нагрузка на мозг который пробует все варианты разбиения фразы, например две первые буквы, две следующие, три первые, три следующие, на такие фразы слушатель тратит много энергии); скорость речи не должна превышать 2,5 слов в секунду, иначе смысл ее будет восприниматься плохо (кому плохо, кому хорошо, главное что б скорость речи совпадала со скоростью мышления человека, со скоростью его внутреннего диалога);

мужчина слушает внимательно не более секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить (очень хороший постулат, что-бы научить жены меньше говорить ))) ); человек воспринимает лишь 70% из того, что ему говорят, понимает 60%, запоминает лишь 10-25% (цифры примерные, усреднённые, причём если учитывать и сознательное и бессознательное восприятие); человек склонен «пропускать мимо ушей» или неверно воспринимать сообщения, к характеру которых он привык (совершенно верно, человек получив сильный якорь достраивает в голове то, с чем он связан, сознательно и полу-автоматически);

качество речи оказывает существенное влияние на восприятие сообщаемого (качественные характеристики речи работают с невербальной/бессознательной надстройкой к информации); у большинства людей есть «волшебные» слова, оказывающие возбуждающее воздействие на психику; если ваш собеседник услышит какое-то из них, он может потерять нить разговора (речь идёт о так называемых якорях, которые вызывают какую-то связь или реакцию); для воздействия на чувства человека следует говорить ему преимущественно в левое ухо, для воздействия на логику в правое (известная истина, связанная с разделением функций мозга по полушариям);

известию, полученному первым, доверяют гораздо больше, чем всем полученным в дальнейшем (этот процесс связан с тем, что именно первое известие и создаёт новые нейронные связи, а последующие просто его изменяют, для чего требуется большая работа); «средний» человек помнит не более четверти того, что было сказано ему пару дней назад; память человека способна сохранить до 90% из того, что он делает, 50% что видит и 10% из того, что слышит (это усреднённые данные, рассчитанные на человека с развитым визуальным каналом восприятия, для аудиального или кинестетического будет в точности до наоборот); лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего после обеда; люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;

лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже первая, тогда как средняя чаще всего забывается (на этой психологии и строятся многие тренинги и книги по ораторскому искусству); интеллект лучше всего работает, когда человек сидит или когда стоит, и совсем плохо когда лежит; стоящий человек имеет психологическое преимущество над сидящим (возможно это связанно с тем, что в лежачем положении автоматически начинают включаться и преобладать мозговые волны мечтательности, расслабления); мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем слушать, женщины наоборот. (лично я это не проверял, но если это правда, то становиться понятным механизм «поделиться успехами» в бизнес- сектах, религиозных организациях).

Восприятие Известно, что из всей, воздействующей на человека информации, на слух воспринимается не более 10%, зрительно около 30%, а если человек вовлечён в процесс восприятия информации - около 60%. Зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость.

Что такое? Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое?»: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации.

ВНИМАНИЕ Непроизвольное внимание вызывает новизна, необычайность, динамичность объекта, контрастность изображения Внимание сосредоточенность устойчивость распределение переключение

Объем внимания(в объектах) Для разной информации психологами (Гленвилл и Далленбах) выделяются различные средние объемы внимания: для количества точек – 8.8, для прочтения букв- 6.9, для называния геометрических фигур – 3.8, для называния фигур и цвета – 3.0. Данные по ограничению внимания формируют требования к слайдам - например, размещение на слайде не более 3 х геометрических фигур/30 слов, избегание одновременного представления не связанных по смыслу объектов.

Приемы продвижения информации Будничный рассказ: Сгладить возможную реакцию от негатива и уменьшить последствия от принятия непопулярного решения, можно адаптировав к ней аудиторию. Если каждый день, спокойным ровным голосом по телевидению выдавать сообщения о тяжких злодеяниях, катастрофах и чрезвычайных происшествиях, то через некоторое время, наступает эффект психологического привыкания. Публика не будет реагировать даже на самые чудовищные преступления и массовые убийства. Интерактивные мероприятия- опросы и голосования, которые не отражают реальное положение вещей, а формируют нужное отношение Информационная волна -, выплеснув в различные СМИ большое количество комментариев на одни и те же сообщения Констатация факта Известно, что если оратор имеет громкий голос, представительную внешность и барственные манеры, говорит спокойно, отчетливо, самоуверенно, тот, при прочих равных условиях, получает огромное преимущество в споре Многократное повторение если человеку 99 раз сказать, что он свинья, то на 100-й раз он захрюкает». Величайший пропагандист всех времен и народов доктор Геббельс говаривал: «Массы называют истиной информацию, которая наиболее знакома. Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся. Отвлечение внимания При манипуляции важно подавление психологического сопротивления человека внушению. Поэтому, лучше всего, если пропаганда будет состоять из комбинации развлекательной и новостной частей.

Принцип контраста Пробные пробросы Упреждающий удар Эмоциональный резонанс

Эффект контраста используется в композиции чтобы выделить главный элемент Якорь – это условный рефлекс, который бессознательно вызывает какую-либо реакцию (состояние, переживание) Апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, знаний. Осмысленность. Восприятие - это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для него определенное значение.

Обобщенность восприятия - это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривлено, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.

Психологическое воздействие Кроме приемов, тяготеющих к воздействию через рациональное, логическое осмысление действительности, имеются приемы, основанные на психологических особенностях человеческого восприятия. Для этого выстраивают определенную систему подачи информации, когда трудно контролировать действительную значимость отдельных сообщений. Сложно отделять правду от неверных или трудно проверяемых информационных блоков, не поддаться зомбирующему воздействию, например, телевидения.

Вертикали и горизонтали в кадре Две диагонали в кадре, правая и левая, вызывают у человека разные эмоциональные реакции. Правая (мажорная) вызывает у большинства зрителей чувства, связанные с движением, радостью, легкостью. Левая (минорная) - чувства, связанные с преодолением, трудностью, грустью. Хотим отметить, что диагонали и наклонные линии в кадре всегда смотрятся более выигрышно, чем горизонтальные и вертикальные линии.

Расположение объектов на экране Наиболее существенная часть информации должна быть расположена в центре экрана, однако возможен сдвиг наиболее важного объекта информации от центра поля экрана под углом не более 30° от оси зрения в верхний левый квадрат.

При предъявлении более одного объекта графической информации (или нескольких разных смысловых элементов текста) их следует располагать таким образом, чтобы "технологический процесс" считывания при переходе с объекта на объект был направлен слева направо. Горизонтальные линии на кадре подчеркивают широту и простор сюжета, а вертикальные его высоту. Расположение элементов на кадре снизу вверх воспринимается как развитие; – то же вниз воспринимается как спад, – то же по часовой стрелке воспринимается как цикличность.

Расположение информации на экране Разъяснения поощрения помощь поддержка Особо важное Основной смысловой текст Командная строка (переход к следующему кадру)

Восприятие информации Требуемая острота зрения при восприятии светлых объектов в 3÷4 раза ниже, чем для темных. основную информацию об объекте несет его контур; возможность различения и опознания его увеличивается с увеличением его сложности. для повышения вероятности различения с 0,5 до 0,98 требуется увеличение условных размеров простых структур на 20÷25%, а для знаков типа букв и цифр – в два раза.

Эффект края. В эксперименте на выявление оптимального времени предъявления важного материала испытуемых просили запомнить 40 слов. И сразу после этого - воспроизвести. В результате оказалось, что быстрее, чаще и легче воспроизводятся первые и последние слова. Эффект этот был назван эффектом края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце сообщения. Хуже запоминается то, что расположено в середине.

Фигура на фоне. Так же, как внимание, память фиксирует отличающиеся от прочих элементы. Эксперименты, проводимые Фон Ресторф свидетельствуют, что независимо от содержания материала, если в сообщении разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные запоминаются лучше, чем однородные

Эмоции помогают запоминанию. Многочисленные эксперименты показали, что эмоциональная окраска обеспечивает лучшее запоминание. Это связано с тем, что эмоция оставляет сильный след, который дольше держится в памяти. Оставаясь дольше в кратковременной памяти, информация получает шанс перейти в долговременную память. А объем долговременной памяти не ограничен.

Цвет – один из наиболее эффективных и наименее дорогих способов донести сообщение до адресата или поймать его внимание. Еще перед тем, как адресат прочтет и поймет текст, цветовая схема успевает отложить информацию на подсознательном уровне. Цвет является средством мгновенной пере­дачи информации

Воздействие цвета на физиологическом уровне Воздействие цвета Возбуждающее Успокаивающее пурпурный красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый

Психологические свойства цветов действует утомляюще, большие пространства, окрашенные исключительно в белый цвет, вызывают ощущение усталости Белый действует угнетающе, вызывает печаль Черный в равной мере привлекает и отталкивает, полон жизни, в некоторых случаях вызывает грусть Фиолетовый спокойный, создает прекрасное настроение, богат многочисленными ассоциациями Зеленый веселый, вызывает радость, усиливает активность Оранжевый теплый, веселый, действует возбуждающе, вызывает желание действовать Желтый спокойный, содействует сентиментальному настроению, успокаивает нервную систему Голубой возбуждающий, активный, богатый ассоциациями Красный

Наиболее часто встречающиеся цветовые сочетания: – белые буквы (графика, цифры) на синем или черном фоне; – зеленые буквы на нейтрально сером, серо- голубом или черном фоне; – желтые буквы на голубом и синем фоне. текст

Цвета элементов и их фона при изготовлении дидактических материалов Оранжевые на белом фоне Красные на зеленом фоне плохо Зеленые на красном фоне Красные на желтом фоне удовлетворительно Красные на белом фоне Синие на белом фоне Зеленые на белом фоне хорошо Черные на желтом фоне отлично Черные буквы на белом фоне

Цветовая гамма оптимизации восприятия синий на белом, черный на желтом, зеленый на белом, черный на белом, белый на синем… Для эффективной работы оператора важное значение имеет способ передачи смыслового содержания отображаемой на экране информации. В стрессовых ситуациях числа менее четырех разрядов целесообразно представлять на экране словами. Вместе с тем. Основные свойства объектов (или требуемые действия) эффективно отобразить в виде пиктограмм.

Загальні правила ефективного сприйняття текстів Для доказу достатньо 2-3 аргументів; Заголовок повинен містити менше 6 слів; Інформація на кольоровому фоні(оранжевий, жовтий) краще запамятовується; Чорний текст на білому фоні погано сприймається – краще зелений на білому, червоний на білому; Текст в еліпсі краще сприймається ніж в квадраті або прямокутнику;.Для Європейців краще запамятовується верх сторінки і її права частина;. На одній сторінці не повинно бути більше 5-6 термінів, при чому вони повинні бути повязаними інакше вони не сприймаються; Строка повинна бути не ширше 8 сантиметрів; Початок і кінець текста запамятовуються краще; Текст запамятається при 4 – 7 кратному повторенні Радуга

ШРИФТИ Округлі сприймаються дружньо Угловаті більш офіціально Малий – підкреслює важливість

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ Лапшина И.С. к.п.н. доцент каф. Менеджмента образования и психологии