РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитатель Сафонова Анна Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация дидактических игр Воспитатель Сафонова Анна Михайловна.
Advertisements

Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад 6» Носарева Т.А.. Задача метода Фесюковой Л.Б.: Научить детей оригинально воспринимать содержание творчески преобразовывать.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
План проведения 1. Вступительное слово. Консультант отдела мониторинга дошкольного образования Ярушкина Н.Н. 2.Развитие связной речи детей дошкольного.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста Курмукова Винера Рашитовна МБДОУ Детский сад 7 «Крылышки»
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
Подготовила: учитель-логопед Филатова О.В.. Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Наполова Вера Николаевна – учитель – логопед, высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад 77», город Березники.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 258» Предметно – развивающая среда, как средство развития речи дошкольников.
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н. Проект «Зимующих птиц изучаем - речь развиваем» Выполнила: учитель-логопед Марадымова А.Н.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитатель Сафонова Анна Михайловна

Актуальность В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей

Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи

Методы и приемы, применяемые в опыте: художественное слово, художественное слово, сказки, загадки, сказки, загадки, словесные дидактические игры, словесные дидактические игры, моделирование и мнемотехника, моделирование и мнемотехника, элементы ТРИЗ, элементы ТРИЗ, театрализованная деятельность, театрализованная деятельность, универсальная методика работы со сказкой Л.Б. Фесюковой, универсальная методика работы со сказкой Л.Б. Фесюковой,

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью. Совершенствовать разговорную речь. Совершенствовать разговорную речь. Обогащать словарь. Обогащать словарь. Формировать грамматический строй языка. Формировать грамматический строй языка.

методы моделирования: 1. Предметное моделирование 1. Предметное моделирование 2.Предметно-схематическое моделирование 2.Предметно-схематическое моделирование 3. Графическое моделирование 3. Графическое моделирование

Этапы работы по обучению детей составлению рассказов с помощью моделирования : На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели. На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели. На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели. На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели. На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план

метод каталога из любого сказочного текста выбираются случайные слова, которые показывает сам ребенок, которые затем становятся опорными для составления определенного сюжета – сказки. из любого сказочного текста выбираются случайные слова, которые показывает сам ребенок, которые затем становятся опорными для составления определенного сюжета – сказки. из данных слов составить сюжет, согласовав их правильно и правильно построив предложения. из данных слов составить сюжет, согласовав их правильно и правильно построив предложения.

метод модификации сюжета карточки с буквами карточки с буквами дается задание придумать слова на определенный звук дается задание придумать слова на определенный звук затем из данных слов выбираются, наиболее понравившиеся и с их помощью составляем какой-нибудь сюжет затем из данных слов выбираются, наиболее понравившиеся и с их помощью составляем какой-нибудь сюжет (игра Зверь, птица, насекомое, небылица)

Дидактические игры, направлены на: Фонетическая сторона речи Лексическая сторона речи Грамматический строй речи Связная речь Фонетическая сторона речи Лексическая сторона речи Грамматический строй речи Связная речь

Дидактические игры: Цель работы ф формирование и развитие фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи. «Японская печатная машинка» «Испорченный телефон» «Светофор» «Переезжаем на новую квартиру» «Вершки- корешки» «Фрукты- овощи» «Новоселье» Лото «В мире растений» «Летает, а не птица» «Размытое письмо» «Живые слова» «Дополни предложение» «Придумай предложение» «Кто больше заметит небылиц» «Где начало рассказа?» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Какая картинка не нужна?»

Дидактические игры Цель : повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок. Цель : повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.

«Повтори» «Похоже- непохоже» «Поймай звук» Лото «Назови картинку и найди гласный звук» «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «Назови картинку и найди первый звук» «Замкни цепочку» «Найди на фишке место» «Пройди вокруг и не заблудись» Лото «Паронимы» «Каждому звуку- свою комнату» «Кого позовут в гости» «Разгадай ребус» «Собери шесть» «Кто как голос подаёт» «Эстафета» «Наоборот» «Кто больше знает» «Скажи по- другому» «Подбери слово» «первоклассник» «Кузовок» «Найди лишнюю картинку» «Назови три предмета» «Напишем кукле письмо» «Доскажи словечко» «Кого я вижу, что я вижу» «Прятки» «Объясните, почему…» «Один и много» «Добавь слово» «Распутай слова» «Найди ошибку» «Правильно или нет?» «Отгадай-ка» «Нарисуй сказку» «Фотограф» «Чего на свете не бывает»

Дидактические игры: Цель работы закрепление полученных знаний и навыков детей. «Составь слово» «Разгадай ребус» «Из слогов - предложение «Четвёртый лишний» «Верно ли это?» «Найди лишнее слово» «Подними цифру» «Зачем нам эти вещи» «Составь фразу» «Составь два рассказа» «Поиск пропавших деталей»

Речевые круги Луллия В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.

В ходе использования занимательно-игрового пособия «Речевые круги» педагог может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

развивать фонематические процессы; развивать фонематические процессы; уточнять и активизировать словарный запас; уточнять и активизировать словарный запас; совершенствовать слоговую структуру слова; совершенствовать слоговую структуру слова; автоматизировать звуки речи; автоматизировать звуки речи; формировать структуру предложений; формировать структуру предложений; совершенствовать развитие связной речи. совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико- грамматических категорий и связной речи. Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико- грамматических категорий и связной речи.

Работа с «Речевыми кругами» ведётся : на индивидуальных и подгрупповых занятиях на индивидуальных и подгрупповых занятиях на НОД по развитию речи на НОД по развитию речи игровой деятельности вне НОД игровой деятельности вне НОД в самостоятельной деятельности детей в самостоятельной деятельности детей

Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи», «Посмотри и покажи»,

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте: «Звуковые круги», «Звуковые круги», «Звукарики», «Звукарики», « Где спрятался « Где спрятался звук?» звук?»

Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Образуй словечко», «Один - много», «Один - много», «Называй-ка», «Называй-ка», «Сосчитай-ка» «Сосчитай-ка»

Игры на развитие связной речи «Сочиняй-ка», «Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка» «Рифмуй-ка»

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Результат Дети самостоятельно объясняют правила игры; оценивают ответы; высказывание сверстников; начали употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составляют простые рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочиняют концовки к сказкам, пересказывают событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; отгадывают загадки; могут определять место звука в слове; могут подбирать к существительным несколько прилагательных. Дети самостоятельно объясняют правила игры; оценивают ответы; высказывание сверстников; начали употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составляют простые рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочиняют концовки к сказкам, пересказывают событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; отгадывают загадки; могут определять место звука в слове; могут подбирать к существительным несколько прилагательных.

Данные игры поспособствовали пополнению словарного запаса детей, помогли расширить кругозор, у детей повысился уровень внимания, памяти, мышления.

«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

Методика работы со сказкой Л.Б. Фесюковой: знакомство со сказкой носит разносторонний характер знакомство со сказкой носит разносторонний характер научить детей оригинально и творчески преобразовывать ход повествования научить детей оригинально и творчески преобразовывать ход повествования придумывать различные концовки придумывать различные концовки вводить непредвиденные ситуации вводить непредвиденные ситуации смешивать несколько сюжетов в один и т. д. смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Название сказки Название сказки - Нравственный урок. - Нравственный урок. - Воспитание добрых чувств. - Воспитание добрых чувств. - Речевая зарядка. - Речевая зарядка. - Развитие мышления и воображения. - Развитие мышления и воображения. - Сказка и математика. - Сказка и математика. - Сказка и экология. - Сказка и экология. - Сказка развивает руки - Сказка развивает руки

Вывод все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты наблюдений, где прослеживается динамика роста качественных показателей: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты наблюдений, где прослеживается динамика роста качественных показателей:

Результаты: - использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы. - использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы. - система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность. - система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность. - использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения. - использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

Рекомендации - активно используйте предметную обогащенность среды, а именно пространственно-временную модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров; - активно используйте предметную обогащенность среды, а именно пространственно-временную модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров; - давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации); - давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации); - применяйте вариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки); - применяйте вариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки); - используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство - используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство