Основы религиозных культур и светской этики. 21 июля 2009 г. 21 июля 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев поддержал идею преподавания в школах «дисциплин,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Advertisements

« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
Основы религиозных культур и светской этики. Родительское собрание на тему «Выбор модуля ОРКСЭ» МОУ «СОШ 37» г. Магнитогорска г.
Структура и основное содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
Родительское собрание в ГБОУ СОШ ФГОС.
Автор концепции курса «Основы религиозных культуры и светской этики» – Данилюк Александр Ярославович, советник директора Федерального института развития.
План вводного родительского собрания. 1. Содержание предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России,
Родительское собрание г.. 1. Федеральные государственные стандарты нового поколения 2. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской.
О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Реализация комплексного учебного курса ОРКСЭ в учебном году МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа Богородского муниципального района.
Основы религиозных культур и светской этики. Курс будет изучаться в 4 классе с 1 сентября 2012 года в объёме 1 часа в неделю. "Основы религиозных культур.
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в полном соответствии с нормами законодательства.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ОРКиСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ О введении учебного курса образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики». Нормативно-правовая основа разработки и введения в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного.
Транксрипт:

Основы религиозных культур и светской этики

21 июля 2009 г. 21 июля 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев поддержал идею преподавания в школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение». «… мы должны воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граж- дан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограж- дан » (Цит. по: « Прошу обеспечить решение организационных и финансовых во- просов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Рос- сийской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предме- тов : основы православной культуры, основы исламской культу- ры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, ос- новы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей) ». [2] [2] 2

При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. 3 2 августа 2009 г. 11 августа 2009 г. Содержание концепции и структуры комплексного учебного курса, разработано МОиН в русле реализации Поручения Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. и Распоряжения Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 11 августа 2009 г. (ПР-2009 ВП-П ). После долгих согласований курс получил название «Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики».

предметной области Концепция предметной области «Духовно-нравственная культура России» 7 декабря 2009 г. на заседании Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» были утверждены документы, регламентирующие введение курса в ОУ.заседании Межведомственного координационного совета Распоряжение Правительства РФ от г.1578-р Материалы к выступлению А. Фурсенко на ХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях Материалы к выступлению А. Фурсенко на ХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Протокол заседания Межведомственного координационного совета от г. 3 о проведение эксперимента по ОРКСЭ. Протокол заседания Межведомственного координационного совета от г. 3 4

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России , регистрация ФГОС может быть введен в практику работы образовательного учреждения (ОУ) с 1 января 2010 года. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России , регистрация ФГОС может быть введен в практику работы образовательного учреждения (ОУ) с 1 января 2010 года. 5 КОЛЛИЗИЯ Досрочное введение курса ОРКСЭ

6 Предм. области Основные задачи реализации содержания 1 Филология Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой 2 Матем. и информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности 3 Обществозна - ние и естест - вознание ( Окружаю - щий мир ) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. 4 Основы дух.- нравственной культуры народов России Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствова - нию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России 5 Искусство Развитие способностей к художественно - образному, эмоционально - ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру 6 Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково - аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности 7 Физическая культура первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни

Инициатором введения курса является президент Медведев Д. А. Инициатором введения курса является президент Медведев Д. А. Курс ОРКСЭ апробирован Курс ОРКСЭ апробирован Курс вводится по стандартам второго поколения ( досрочно !) Курс вводится по стандартам второго поколения ( досрочно !) Под него введена новая предметная область в стандартах Под него введена новая предметная область в стандартах 7 Предметная область «Духовно-нравственная культура народов России» (ДНКнР) Предметная область «Духовно-нравственная культура народов России» (ДНКнР) Предмет называется «Основы религиозных культур и светской этики» Предмет называется «Основы религиозных культур и светской этики» В ряде документов (некоторые учебники) курс называют иначе «Основы ДНКнР» В ряде документов (некоторые учебники) курс называют иначе «Основы ДНКнР»

Родители не могут отказаться от введения курса ОРКСЭ, так как он является обязательным предметом федерального компонента. Родители ( законные представители ) школьников могут выбрать ОДИН из 6 модулей для обучения своего ребенка. Курс ОРКСЭ носит светский характер – у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

9 Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

10 «главная цель курса добиться того, чтобы дети граждане одного государства лучше знали, уважали и любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы граждане одного государства».

11 6 модулей: «Основы светской этики» «Основы мировых религиозных культур» «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддистской культуры» «Основы иудейской культуры»

12 Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами начальной и основной школы.

Структура (34 часа ) 4 класс, четвертая четверть (17 часов ) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час ) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов ) 5 класс, первая четверть (17 часов ) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов ) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов )

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

15 Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мир. религиозных культур Основы светской этики 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Урок 1. Россия - наша Родина. Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа) Урок 2. Культура и религия. Урок 2. Введе- ние в исламскую духовную тради- цию. Культура и религия Урок 2. Веде- ние в буддийс- кую духовную традицию. Культура и религия Урок 2. Введение в иудейскую духов- ную традицию. Культура и религия Урок 2. Культура и религия Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Урок 3. Человек и Бог в православии. Урок 3. Пророк Мухаммад – образец чело- века и учитель нравственности. Жизнеописание. Урок 3. Будда и его Учение Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущ- ность Торы. «Золо- тое правило Гилеля». Урок 3. Культура и религия Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Урок 4. Право- славная молитва. Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедни- ческая миссия Урок 4. Будда и его Учение Урок 4. Письмен- ная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма Урок 4. Воз- никновение религий. Древнейшие верования Урок 4. Ценность родства и семейные ценности Урок 5. Библия и Евангелие. Урок 5. Прекрас- ные качества Пророка Мухаммада. Урок 5. Буддий- ский священ- ный канон Урок 5. Патриархи еврейского народа. Урок 5. Возник- новение религ- ий. Религии ми- ра и их основа- тели Урок 5. Семей- ные праздники как одна из форм исторической памяти. Урок 6. Проповедь Христа. Урок 6 Священ- ный Коран и Сунна как источ- ники нравствен- ности Урок 6. Буддий- ский священ- ный канон Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Урок 6. Священ- ные книги рели- гий мира: Веды, Авеста. Трипи- така, Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов Примерная программа комплексного учебного курса ОРКСЭ (34 часа)

16 Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мир. религиозных культур Основы светской этики 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 2. Основы религ. культур и светской этики. Ч.1. (16 часа) Урок 7. Христос и Его Крест. Урок 7.Общие принципы ис- лама и ислам- ской этики. Урок 7. Буд- дийская картина мира. Урок 7. Исход из Египта. Урок 7. Священ-ные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Урок 7. Нрав- ственный обра-зец богатыря Урок 8. Пасха. Урок 8. Столпы ислама и ис- ламской этики. Урок 8. Буд- дийская картина мира. Урок 8. Получение Торы на горе Синай. Урок 8. Храни-ели предания в религиях мира. Урок 8. Дворян- ский кодекс чести Урок 9. Право- славное учение о человеке. Урок 9 Испол- нение мусуль- манами своих обязанностей. Урок 9. Добро и зло Урок 9. Пророки и праведники в иудейской куль- туре. Урок 9. Человек в религиозных традициях мира Урок 9. Джен- тельмен и леди Урок 10. Совесть и раскаяние. Урок 10 Обя- занности мусульман. Урок 10. Нена- силие и доброта Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре. Урок 10. Свя- щенные сооруже- ния Урок 10. Госу- дарство и мораль гражданина Урок 11. Заповеди. Урок 11. Обя- анности мусульман. Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни Урок 11. Храм в жизни иудеев Урок 11. Священ- ные сооружения Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечес- тва Урок 12. Милосердие и сострадание. Урок 12 Обя- занности мусульман. Урок 12. Мило- сердие и сострадание Урок 12. Назна- чение синагоги и её устройство Урок 12. Искус-ство в рели-гиозной культуре Урок 12. Мораль защитника Отечества Урок 13. Золотое правило этики. Урок 13. Обязанности мусульман. Урок 13. Отно- шение к при-роде Урок 13. Суббота (Шабат) в иудей- ской традиции. Субботний ритуал Урок 13. Искусство в религиозной культуре Урок 13. Поря- дочность. Ин- теллигентность Урок 14. Храм. Урок 14. Для чего построена и как устроена мечеть. Урок 14. Буд- дийские свя-тые. Будды Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме. Урок 14. Добро и зло. Возникно- вение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.

17 Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мир. религиозных культур Основы светской этики 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 2. Основы религ. культур и светской этики. Ч.1. (16 часа) Урок 15. Икона. Урок 15 Мусуль- манское летоис- числение и календарь. Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Урок 15. Добро и зло Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Урок 17. Что значит «быть нравствен- ным» в наше время? Урок 16. Творческие работы уч-ся. Урок 17. Подведение итогов 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Урок 18. Как христианство пришло на Русь? Урок 18. Ислам в России. Урок 18. Буд- дизм в России Урок 18. Иуда- изм в России. Урок 18. Религии России Урок 18. Добро и зло Урок 19. Подвиг. Урок 19. Семья в исламе. Урок 19. Осно- вы буддийско- го Учения и этики Урок 19. Основ- ные принципы иудаизма. Урок 19. Религии России Урок 19. Долг и совесть Урок 20. Заповеди блаженства. Урок 20. Нравст- венные основы семьи в исламе. Урок 20. Чело- век в буддийс- кой картине мира. Урок 20. Основ- ные принципы иудаизма Урок 20. Религия и мо- раль. Нравственные за- поведи в религиях мира Урок 20. Честь и достоинство Урок 21. Зачем творить добро? Урок 21. Нравст- венные цен- ности ислама: сотворение добра, отно- шение к старшим. Урок 21. Че- ловек в буд- дийской кар- тине мира. Урок 21. Мило- сердие, забота о слабых, взаимо- помощь. Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях Урок 21. Смысл жизни и счастье

18 Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мир. религиозных культур Основы светской этики 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Ч. 2. (12 часов) Урок 22. Чудо в жизни христианина. Урок 22. Нравст- венные ценности ислама: дружба, гостеприимство. Урок 22. Буддийские символы Урок 22. Тради- ции иудаизма в повседневной жизни евреев. Урок 22. Религи- озные ритуалы. Обычаи и обряды. Урок 22. Высшие нравственные ценности Урок 23. Право- славие в Божьем суде. Урок 23. Нравст- венные ценности ислама:любовь к отечеству, миро- любие. Урок 23. Буд- дийский храм. Урок 23. Совер- шеннолетие в иудаизме. Ответ- ственное приня- тие заповедей Урок 23. Рели- гиозные ритуалы. Обычаи и обряды Урок 23. Идеалы Урок 24. Таинство причастие. Урок 24. Забота о здоровье в куль- туре ислама. Урок 24. Буд- дийские святыни. Урок 24. Еврей- ский дом – ев- рейский мир: зна- комство с исто- рий и традицией. Урок 24. Религи- озные ритуалы в искусстве Урок 24. Прин- ципы морали Урок 25. Монастырь. Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе. Урок 25. Буд- дийский календарь Урок 25. Знакомс- тво с еврейским календарем: его устройство и особенности. Урок 25. Кален- дари религий мира. Праздники в религиях мира Урок 25. Мето- дика создания морального кодекса в школе. Урок 26. Отношение христианина к природе Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе. Урок 26. Праздники в буддийской культуре. Урок 26. Еврей- ские праздники: их история и традиции. Урок 26. Праздн- ики в религиях мира. Урок 26. Нормы морали. Этикет.

19 Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мир. религиозных культур Основы светской этики 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Ч. 2. (12 часов) Урок 27. Христианская семья. Урок 27. Праздни- ки исламских на- родов России: их происхождение и особенности проведения. Урок 27. Ис- кусство в буддийской культуре Урок 27 Еврей- ские праздники: их история и традиции. Урок 27. Семья, семейные ценности. Урок 27. Этикет- ная сторона костюма. Школь- ная форма – «за и против». Урок 28. Защита Отечества. Урок 28. Празд- ники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Урок 28. Свя- щенные буддийские сооружения Урок 28. Ценност- и семейной жизни в иудейской тра- диции. Праматери еврейского наро- да. Урок 28. Долг, сво- бода, ответствен- ность, учение и труд. Урок 28. Образо- вание как нрав- ственная норма Урок 29. Христи- анин в труде. Урок 29. Искус- ство ислама. Урок 29. От- ношение к природе Урок 29. Ценнос- ти семейной жиз- ни в иудейской традиции. Урок 29. Милосер- дие, забота о сла- бых, взаимопомощь, социальные пробле- мы общества и отношение к ним разных религий. Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Ме- тоды нравствен- ного самосовер- шенствования. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Урок 31. Подготовка творческих проектов Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Школьный сайт