Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 года Пр План мероприятий по апробации комплексного курса, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2009 года 1598-р
Приказ МОН МП ЗК 469 от 19 марта 2012 г. Ввести 1 сентября 2012 года в 4 классах ОУ учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в количестве 34 часов за счет часов регионального компонента.
Правовые документы Закон об образовании Конституция Поучение Президента России от г. ФГОС НОО Концепция духовно-нравственного развития личности Приказы:, 373 от г.; МОН МП ЗК от 314 от г, 990 от г, 139 от г.; 469 от г.
Приказ МОН РФ 69 от г., «О внесении изменений в федеральный компонент ГОС НО,ОО и СОО, утвержденный приказом МО РФ от 9 марта 2004 г. 1312»
Приказ 74 от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утверж. Приказом МО РФ от 9 марта 2004 года 1312»
Цель курса: Формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Целевой установкой программы является воспитание и духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта.
Информационные письма ОРКСЭ состоит 6 модулей Курс обязательный на 34 ч. - 4 класс Апробация – 21 регионах России Результаты апробации на сайте
Тематика курса ОРКСЭ направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважительное отношение к ближним.
Курс ОРКСЭ: вопросы Каким будет преподавание курса? Кто будет преподавать? Не приведёт ли это к конфликтам между детьми? Надолго ли этот эксперимент? Придут ли в школу священнослужители?
Ответы Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер Светские педагоги Школьники получат общее представление обо всех модулях курса Госуд. политика в области образования
Повышение квалификации Курсы на 72 часа Дистанционное обучение (удостоверение гос. образца) на базе открытого университета- ipk.ru Курсы в сентябре 2012 г. ЗабКИПКРО
Учебно-тематическое планирование Рабочая образовательная программа должна пройти экспертизу Курс безотметочный Учебники издательства «Просвещение» УМК: учебник, программа, э/диск, книга для учителя, родителей
Литература Киселёв А.Ф Увидеть Россию заново – М.:Дрофа Лосев А.Ф.Дерзание духа. – М.:Политиздат, Философия образования: Этюды – исследования/В.М.Розин. – М.:Изд – во Московского психолого – социального института; Воронеж:НПО «МОДЭК», Философский энциклопедический словарь.-.М.:2006.
Основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы поддержки талантливых детей Совершенствование учительского корпуса Изменение школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников Расширение самостоятельности школ
Приоритеты ФГОС нового поколения – заказ государства Воспитание человека современно образованного Нравственного Обладающего чувством ответственности за судьбу страны Способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию
Воспитательное пространство образовательного учреждения Форма жизнедеятельности, выводящая учащегося в мир культуры Расширение возможности личностного и духовно – нравственного саморазвития Самореализации Самоопределения
Удовлетворение мировоззренческих потребностей человека Преподавание знаний - по истории Культуре Религии Предметов, спецкурсов, факультативов религиоведческого, культурологического характера
В регионах России реализуются программы «Духовное краеведение Подмосковья» «Православие и казачество» «Урал.Человек.Истоки» «Культура народов республики Саха» «Забайкаловедение»
Чему содействует изучение этих курсов? Взаимопониманию, сотрудничеству между людьми Независимости национальной, этнической, религиозной Способствует реализации свободного выбора мнений и убеждений
Психолого-педагогические условия в ходе реализации курса: особая атмосфера организации учебно- воспитательного пространства; чередование занятий в классе, активной деятельности и игры; требования к преподавателю курса, который должен не только обладать достаточным уровнем знаний о религиозной культуре, но и быть специалистом в области искусства; привлечение родителей учащихся к учебно- воспитательному процессу;
учет индивидуальных особенностей учащихся, личностный подход в воспитании и обучении
1 этап – до учебная работа с родителями. Перед организаторами курса стоит задача доказать, что курс не нарушает свет кости образования, не является пропагандой религиозного вероисповедания, не несет в себе угрозы нарушения прав человека и ребенка, не порождает религиозную нетерпимость.
2 этап – адаптация учащихся к новой учебной дисциплине. Ее особенностям и требованиям, мотивация учащихся к получению знаний о религиозной культуре (сама религиозная культура есть часть современного мира и включает в себя многие современные реалии)
3 этап Учебно-деятельностный- получение знаний на учебных занятиях в рамках классно-урочной формы, включение в учебно-воспитательный процесс новых видов деятельности (игры, практические и поисковые занятия)
4 этап Итогово-результативный – участие в праздниках, участие в НПК, посещение музеев, проведение экскурсий, защита проектов.
Один из модулей учебного курса ОРКСЭ изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) на основании письменного заявления
Итоги анкетирования Ноябрь -360 респондентов ОПК - 43, ОБК -317 Март-343 респондентов ОСЭ – 126 чел., ОБК – 89 чел., ОРКСЭ – 84 чел., ОПК-40 чел., ОИК – 4 чел., ОИуд.К – 0.
Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» по 7 номинациям В конце учебного года итоги по введению курса
Методическая копилка Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса размещать на сайтах школ
Схема проведения урока 1. Вхождение в урок 2. Духовное откровение в искусстве чтение стихотворений; прослушивание музыкальных произведений; знакомство с художественными полотнами; 3. Чтение художественных произведений 4. Время для общения 5. Время для размышления 6. Подведение итогов
Урок духовности- это урок «живого знания», и его отличает: Содержание знания, которое обращено к душевному внутреннему миру ученика и развивает систему эмоциональных отношений к тайнам бытия, к миру Добра и Красоты, к нравственным ценностям; Особая организация взаимодействия учителя и ученика с целью познания смысла духовных ценностей, побуждающая к поступкам, самопроявлению, духовному общению.
Спасибо за внимание