© ООО «Баласс», 2013. Особенности содержания и методики преподавания курса обучения грамоте и предмета «Литературное чтение» средствами УМК Образовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К концу курса «Обучение грамоте» учащиеся должны уметь: - называть звуки, из которых состоит слово (ударные и безударные, глухие и звонкие, мягкие и твердые);
Advertisements

Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная.
Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной.
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «СОСНОВСКАЯ СОШ» МОУ «СОСНОВСКАЯ.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Планируемые результаты Стандарты и приемственность.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
JJ «Особенности обучению грамоте чтению и письму по программе Школа 2100"
Русский язык Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 класс Ведущей целью начального курса русского языка является формирование и развитие.
Новые образовательные стандарты и обучение ИЯ в начальной школе.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Обучение грамоте по УМК «Гармония» как пропедевтический курс к изучению русского языка по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Транксрипт:

© ООО «Баласс», Особенности содержания и методики преподавания курса обучения грамоте и предмета «Литературное чтение» средствами УМК Образовательной системы «Школа 2100» Е.В. Бунеева, доктор пед. наук, О.В. Чиндилова, доктор пед. наук, заслуженный учитель РФ, О.В. Пронина, заслуженный учитель РФ

© ООО «Баласс», Курс обучения грамоте в Образовательной системе «Школа 2100» Принимаем вопросы в чат по этой теме

© ООО «Баласс», Курс обучения грамоте Авторы: Р.Н. Бунеев, д.п.н., член-кор. РАО Е.В. Бунеева, д.п.н., О.В. Пронина, Заслуженный учитель РФ

© ООО «Баласс», Концепция «Педагогика здравого смысла», определяющая цель: выращивание функционально-грамотной личности (развитие личности через культуру в деятельности) Принципы, обеспечивающие достижение цели Учебно-методическое обеспечение Образовательные технологии Научное сопровождение Развивающая образовательная система «Школа 2100»

А.А. Леонтьев (1936–2004), академик РАО, первый научный руководитель Образовательной системы «Школа 2100» Непрерывность – наличие последовательной цепи учебных задач,... переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение учащихся вперёд на каждом из временных отрезков. Преемственность – непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (ДОУ – школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение), единая организация этих этапов (форм) в рамках целостной системы образования. (академик А.А. Леонтьев) © ООО «Баласс», 2013.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Риторика Учебные пособия Развитие речи Методические рекомендации для педагога Дополнительные пособия: карточки и раздаточный материал Подготовка руки к письму Слушание художественных произведений Культура общения ДОШКОЛЬНОЕ И ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСКИЙ САД 2100»

Обучение грамоте. Русский язык 1–4 класс Учебники Дополнительные пособия Рабочие тетради Проверочные и контрольные ЧистописаниеДидактический материал Карточки (слова с непроверяемыми написаниями)Методические рекомендации для учителя

8 Обучение грамоте Добуквенный период - 36 ч., букварный период ч. Программа рассчитана одновременно на нечитающих и читающих детей. Линии развития учащихся средствами предмета 1. Овладение грамотой (чтением, письмом); развитие умений слушания и говорения. 2. Расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи. 3. Овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости. 4. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов. 5. Приобретение и систематизация знаний о русском языке. 6. Раскрытие красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка. 7. Формирование у детей чувства языка. © ООО «Баласс», 2013.

9 Цели Результат СЛОВО Звуковой состав и обозначение звуков буквами. Состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (им. существительных с помощью суффиксов, глаголов – с помощью приставок). Грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово). Лексическое значение (что обозначает, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Признаки предложений. Произношение и чтение предложений с разной интонацией. Орфографическое и пунктуационное оформление предложений. Конструирование предложений из слов, рисование схем предложений. ТЕКСТ Понятие о тексте. называть звуки, из которых состоит слово; давать им характеристику; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слова на слоги, ставить ударение определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости обозначать мягкость согласных звуков на письме определять количество букв и звуков в слове писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях ставить пунктуационные знаки конца предложения списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения правильно читать плавным слоговым чтением тексты находить корень в группе доступных однокоренных слов © ООО «Баласс», 2013.

10 Языковая пропедевтика ФОНЕТИКА: характеристика звуков, ударение, наблюдение над несоответствием написания и произношения жи-ши, ча-ща, чу-щу ЛЕКСИКА: лексическое значение слова, многозначность, слово сочетаемость МОРФЕМИКА: состав слова, однокоренные слова, графическое обозначение частей слова МОРФОЛОГИЯ: части речи без введения понятий, единственное и множественное число, роль предлогов и отличие их от приставки СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ: сведения о предложении, об интонации повествовательной, вопросительной и восклицательной, знаки в конце предложения, обращение, текст ОРФОГРАФИЯ: написание заглавной буквы, формирование орфографической зоркости в ходе наблюдения за несоответствием произношения и написания © ООО «Баласс», 2013.

Организация материала на развороте Букваря Для нечитающих детей Звук (звуки) Буква (буквы) Схема – «человечек»: буква и звук(и) – звуко-буквенный анализ+синтез (опора) Слоги Слова Предложения Текст Для читающих детей Тот же материал + текст на правой стороне разворота

ТЕКСТ ДЛЯ ЧИТАЮЩИХТЕКСТ ДЛЯ ВСЕХТЕКСТ ДЛЯ ЧИТАЮЩИХ СХЕМА-«ЧЕЛОВЕЧЕК» СЛОГИ СЛОВАПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проводим сдвоенный урок чтения и письма. Почему? СЛУШАНИЕ ПИСЬМО ЧТЕНИЕ ГОВОРЕНИЕ © ООО «Баласс», ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Варианты использования материала Букваря и прописей в течение двух уроков 1. Чередуем работу в Букваре и прописи: Букварь (звук, буква, слоги) – пропись (буквы, звуки, слоги) – Букварь (чтение слов, предложений) – пропись (письмо слов, предложений) – Букварь (чтение текста) или пропись (чтение и списывание текста) Всё время помним про принцип минимакса!!! 2. Чередуем материал более крупными блоками. © ООО «Баласс», 2013.

Добуквенный период © ООО «Баласс», КАРТИНКИ с изображениями предметов: называем слово, уточняем лексическое значение, слушаем звуки, определяем место звуков в слове, характеризуем звуки и т.д. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: вводим схему – «человечка» пока без букв, для характеристики гласных звуков

Добуквенный период © ООО «Баласс», СХЕМЫ: слова ____ предложения звука

Добуквенный период © ООО «Баласс», СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНЫ: комплексная работа (поэтапный анализ, группировка, классификация, озвучивание) Поиск и выделение необходимой информации. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Добуквенный период © ООО «Баласс», 2013.

Как работать с материалами страницы Букваря Виды упражнений: - Звуко-буквенный анализ слов - Чтение слогов (варианты заданий) - Упражнения в чтении слов, работа над лексическим значением слова - Чтение предложений - Чтение текста © ООО «Баласс», 2013.

Виды упражнений

© ООО « Баласс », Виды упражнений -Сколько мыслей прочли? (Три мысли). -Сколько предложений? (Три предложения). -О ком рассказывает 1-е предложение, 2-е? 3-е? -Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его. -С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной) -В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему? -Сколько слов в 1-м предложении? Назовите первое, второе, третье… -Какое слово состоит только из одного звука? А букв в нем сколько? (Тоже одна) -В каком предложении больше всего слов? Меньше всего слов? Чтение предложений (Букварь, с. 56, тема «Звук у буквы Уу»)

© ООО «Баласс», Виды упражнений Чтение текста с использованием приёмов технологии продуктивного чтения Букварь, с До чтения текста читаем слова: краса, краски, красота, красотка, просто, простак Рассматриваем иллюстрацию) - Кто изображён? (Котенок, кот, он прыгает). Читаем название: Сорока-красотка. - Посмотрите на эту фотографию – вот какая она, сорока. Красивая? И автор согласен: назвал сороку красоткой. - О чём хочется спросить автора? (Почему текст будет про сороку, а нарисован кот?) 2. Чтение текста вслух по предложениям (читают дети). Комментированное чтение и диалог с автором (проводит учитель).

© ООО «Баласс», У окна кусты. (Представили?) У куста сорока. (Увидели?) А тут и Простак. В (Кто это – Простак? Почему с большой буквы написано слово?) О (Догадались?) Простак – кот. П (А вот и ответ автора текста. Мы правильно предположили.) Уноси, красотка, ноги! (Когда так говорят? То есть… убегай скорее, улетай!) В (А почему, догадались?) 3. Вопрос после чтения: - Как думаете, чем закончится эта история? (Сорока улетит, конечно, ведь наш кот – Простак…) Чтение текста с использованием приёмов технологии продуктивного чтения

© ООО « Баласс », Методическая помощь учителю

© ООО « Баласс », Подготовка руки к письму: штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, дорисовывание. 2. Обучение письму: обведение, списывание с печатного образца письменными буквами, дописывание слов, составление слов, отработка частотных соединений, написание букв. 3. Пропедевтика изучения русского языка: характеристика гласных и согласных звуков, заглавная буква, единственное и множественное число, "словарные" слова. 4. Развитие речи: расширение словарного запаса, составление тематических групп слов, предложений с опорой на рисунок, выбор заглавия к тексту и др. Прописи «Мои волшебные пальчики». Основные направления работы

© ООО « Баласс », Использование вспомогательной линии: переход с узкой линейки на широкую и обратно - в рамках одной тетради: в прописях на этапе введении новой буквы, соединений и отработки их написания и при самостоятельном письме, в 4- 5 прописях - только на этапе введения, самостоятельная работа - уже в широкую линейку. 2. Заведомо избыточный материал для одного урока на развороте прописей. При планировании комбинированного урока не дублируем материал Букваря! Не надо стремиться выполнить все! 3. Предусмотрено не механическое списывание, а развивающая аналитическая работа! 4. Орфографическая пропедевтика - на каждом уроке. Какие особенности прописей надо иметь в виду

© ООО « Баласс », Виды упражнений в письме на примере материала одного урока

© ООО « Баласс », Списывание отдельных предложений: формирование предметных умений и познавательных УУД Пропись 3, страница 11 Вариант работы: 1. Читаем и анализируем каждое предложение ( сколько слов, какое первое, большая буква в начале, точка в конце). 2. Выясняем, какое предложение начинается с маленького слова - предлога У. Читаем его. 3. Учитель предлагает записать предложение из трех слов. Таких два. Нам интересно то, которое начинается с маленького слова - предлога у. 4. Списываем 3-е предложение, подчеркиваем "опасные" места: У ракиты кусты. (!!!подчеркнуть У, пробел и точку) 5. Дети списывают еще одно предложение по своему выбору. Подчеркивают большую букву и точку в конце. 6. Проверка (Какое предложение записали? сколько слов? какое первое?)

© ООО « Баласс », Читаем заглавие. Рассматриваем, где и как оно пишется (пропись 3, стр. 4) - О чем говорит нам заглавие? (Будем читать про сороку) 2. Дети читают про себя. Вопрос после чтения: - Действительно ли текст про сороку? 3. Анализ текста по предложениям. - Из скольких предложений текст? Прочитайте про себя 1-е предложение. Что узнали? - Сколько слов в 1-м предложении? Какое слово первое? как написано? Есть ли еще слова с большой буквы? Почему? Почему слова ТАКСА и КОТ написаны с маленькой буквы? (Это не клички) Работа с текстом в прописях: формирование предметных умений и познавательных УУД

© ООО « Баласс », Назовите последнее слово 1-го предложения. Как вы догадались? (Стоит точка) - Хором прочитайте предложение орфографически. - Посмотрите, как записано первое предложение. Почему не с края строчки? Будем учиться писать с красной строки ( с абзаца). Так же анализируем 2-3 предложения. 4. Списываем заглавие. -Сколько слов в заглавии? Прочитайте 1-е, 2-е. 5. Списываем первое предложение. Запись с комментированием: - Первое слово..(.У ) Как запишем? ( С большой буквы) - Второе слово... и т.д. По ходу записи подчеркиваем опасные места в словах и между словами. 6. Читаем записанный текст вслух. Работа с текстом в прописях: формирование предметных умений и познавательных УУД

© ООО «Баласс», Голосование: Какова эффективность предложенного курса обучения грамоте? 1) Ничего нового, что давало бы особый результат. 2) Использую данную методику частично, не совсем согласна. 3) Интересные пособия, эффективная методика, давно использую.